Неделя Обнинска
Обратный отсчет. Район очистят от мусора за две недели?
Проблема
10.06.2021

Вывоз ТКО с территории Боровского района в последние месяцы можно смело назвать самой острой проблемой из всех существующих. С подобной бедой поселения сталкивались и ранее, но, чтобы практически все контейнерные площадки стояли заваленные отходами - такое случилось впервые.

Ранее в районной администрации пробовали решить проблему через совещания с КРЭО, но судя по всему, бросаться на помощь экологический оператор не спешит, поэтому на прошлой неделе было принято решение заняться вопросом на местном уровне, проведя встречу с директором компании-перевозчика «Прогресс» Юрием БОЛОТОВЫМ.

После этой беседы, Николай КАЛИНИЧЕВ дал своим подчиненным срок в 2 недели, чтобы привести ситуацию в норму, а что для этого планируют сделать - давайте разбираться вместе.

 

НАПРАСНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Проведенная в 2019-м году мусорная реформа до сих пор остается одним из самых неоднозначных событий последних лет. Ожидаемого результата перемены не принесли и только создали дополнительные проблемы. Часть из них со временем удалось решить, но большинство боровчан до сих пор не понимает, почему после увеличения тарифа за вывоз ТКО в несколько раз им все равно приходится наблюдать под окном заваленные с горкой контейнерные площадки.

Как так получилось - вопрос, скорее риторический, поскольку куда больше всех волнует, что теперь с этим делать.

Начиная с апреля, в поселениях стало практически невозможно найти улицу, где мусорные баки не выглядели как стихийная свалка. Обычные коммунальные отходы перемешаны со строительным мусором, ветками и травой, и к этим жутковатым на вид кучам уже начинают стягиваться бродячие животные и паразиты вроде мышей и насекомых.

Несколько встреч чиновников с КРЭО ощутимого результата не принесли, а анонсированные с 1-го июня перемены, на которые многие надеялись, на деле оказались очередным «пшиком».  Обещанной смены подрядчика, из-за которого якобы и случился коллапс, так и не произошло. Более того, контракт у перевозчика истек, а на новые торги ни одна компания не вышла.

В итоге КРЭО пришлось вновь обращаться за помощью к «Прогрессу», но уже на условиях аренды техники предпринимателя, чтобы хоть как-то исполнять свои обязательства перед боровчнами.

На фоне этого, нет ничего удивительного, что в районной администрации решили «приземлить» вопрос, и попробовать решать его непосредственно с «Прогрессом», в надежде договориться с перевозчиком, раз уж областной монополист за три года так и не смог нормально выстроить свою работу.

 

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Совещание по этому вопросу прошло 4-го июня и на нем присутствовали представители всех поселений за исключением Балабанова. Удивительно, но самый густонаселенный город района является единственным местом во всем Боровском районе, где ситуация не выглядит столь удручающей. Во многом так случилось благодаря как раз грамотно построенной работе напрямую с перевозчиком, что только лишний раз подчеркивает актуальность совещания.

В начале встречи возглавляющий «Прогресс» Юрий БОЛОТОВ коротко рассказал о том, что перевозчику сегодня тоже приходится нелегко, и компания работает фактические на пределе своих возможностей.

- У многих складывается мнение, что мы просто буквально спим на чемоданах с деньгами, при этом ничего не делаем. На самом деле, ситуация довольно сложная и мы сейчас находимся на границе самоокупаемости. Цены растут, с закрытием полигона в Тимашово увеличилось «плечо». Сотрудникам тоже нельзя три года не поднимать зарплаты. По сути, нас спасает только то, что у нас есть активы и для работы не требуется каких-то глобальных трат, - отметил Болотов.

Впрочем, проблемы перевозчика глав местных администраций заботили не слишком сильно. Многие чиновники сошлись на том, что предприниматель не стал бы работать себе в убыток, а раз он заключает с КРЭО новые договоры, значит условия его устраивают. Что же касается населения, то вопрос самоокупаемости перевозчика волнует его в последнюю очередь, в отличие от выполнения взятых на себя обязательств.

За время разговора заместитель главы администрации СП «Ворсино» Анатолий КОЛЮКАЕВ несколько раз пытался поднять очень важный вопрос - почему не соблюдается график вывоза, который был составлен и согласован всеми задействованными сторонами. Но четкого ответа Анатолий Викторович так и не получил. Единственным логичным аргументом стал рост количества отходов.

Условно говоря, если, исходя из норматива, машина должна вместить в себя ТКО с четырех площадок и отправляться на сортировку, а она доверху заполняется, заехав всего на две точки из-за скопившейся там горы мусора, ей приходится уходить с маршрута раньше, из-за чего и происходят сбои.

- Причины обсуждать можно бесконечно, но есть понятная аксиома - если работать по графику, без сбоев, то и накапливаться столько мусора не будет. Это главная проблема, - коротко резюмировал Колюкаев.

 

ЗАКРУТИТЬ «ГАЙКИ»

Впрочем, «повесить» все проблемы на одного только перевозчика было бы нечестно. Вывоз конкретно ТКО, пускай и не без задержек, но все-таки ведется. А львиную долю заваленных контейнерных площадок занимает мусор, которого там и в принципе быть не должно.

Речь идет о строительных отходах, ветках, камнях, траве, старой мебели и прочем хламе, который нужно утилизировать отдельно, но многим жителям на это просто плевать. И они нисколько не стесняются скидывать их прямо на глазах у чиновников и работников «Прогресса» на все претензии отвечая, что они платят за вывоз по тарифу и не хотят ничего слушать.

Повлиять на таких людей чиновникам особо и нечем. Разве что привлекать к работе административные комиссии, что и поручил сделать глава исполнительной власти района Николай КАЛИНИЧЕВ. Другое дело, что даже нарвавшись на штраф, не факт, что провинившийся землевладелец встанет на путь исправления.

- У нас сейчас нет такого наказания, которое бы заставило человека пересмотреть свое поведение. Пусть даже это будет штраф в 5 тысяч рублей - заказать контейнер, чтобы все утилизировать стоит 6 тысяч. Это просто банально дешевле. Нужно продумать, чтобы ответственность за нарушение сразу давала понять: поступать по закону не только правильно, но и экономнее, - озвучил проблему депутат Законодательного Собрания Юрий СОЛОВЬЕВ.

Сегодня договориться о вывозе мусора с участка можно просто позвонив по телефону, и перевозчик заверяет, что готов оказывать эту услугу во всех поселениях, если желающие действительно найдутся.

 

НОВЫЙ ПОДХОД

Избавить площадки от поступления новых порций отходов, конечно, важно. Но по-настоящему сложной задачей сегодня выглядит вывоз всего того, что уже накопилось. В этом вопросе чиновники готовы пойти на довольно смелый шаг, взяв за пример Жуковский район.

Речь идет о выделении денег напрямую сельским поселениям на содержание контейнерных площадок.

- У наших соседей были схожие проблемы, и они приняли решение разделить предоставляемую министерством субсидию между сельскими поселениям для заключения прямых договоров. Эти деньги можно потратить на уборку площадок, их ремонт и содержание. Сумма отличается в зависимости от территории, но она все равно составит порядка 500-600 тысяч рублей, - рассказал заместитель главы администрации Боровского района Алексей СТЕПАНОВ.

С одной стороны деньги действительно неплохие, и получить даже 500 тысяч лучше, чем не получить ничего. Но у того же «Прогресса» вывоз одного «куба» мусора в рамках такого контракта будет стоить 1200 рублей и, как отметили некоторые главы, вся эта сумма уйдёт на то, чтобы просто очистить заваленные площадки.

- Я не совсем понимаю о каком ремонте и содержании мы говорим, если в первую очередь будет необходимо заняться вывозом существующих завалов. У меня в Совьяках только порядка 20 кубов лежит, и картина по всем населенным пунктам примерно такая же. Этих средств нам хватит на один раз, а что делать потом? - задался вопросом глава администрации СП «Совьяки» Николай ГАЛЕНКОВ.

Ситуация действительно складывается неоднозначная, тем не менее, Калиничев четко дал понять, что мириться с нынешним положением вещей никто не намерен, и обозначил коллегам четкий срок, в который необходимо заняться приведением площадок в нормативное состояние.

- В целом, я пока крайне недоволен тем, как у нас складывается ситуация с вывозом ТКО. Она у нас очень неравномерна - отмечу Балабаново, где при всех замечаниях работу смогли наладить. Что произошло в том же Боровске за последний год, я пока сказать не могу, но в общем - это катастрофа. Я прошу принять исчерпывающие меры, чтобы все навалы, которые мы видим, были ликвидированы. Что касается сельских поселений - пускай выделенных средств хватит хотя бы на месяц, но давайте начнем эту работу.  Если возникнет необходимость мы готовы рассмотреть возможность помочь в рамках нашего бюджета, но необходимо добиться порядка на контейнерных площадках и справиться с этой проблемой нужно в ближайшие 14 дней, - подчеркнул Николай Александрович.

По опыту можно сказать, что прямое указание от главы администрации района с четкими сроками выполнения поставленной задачи, как правило, говорит о том, что ситуация действительно дошла до критической точки. А значит её решение станет приоритетом в работе чиновников на эти две недели. Скорее всего, площадки действительно приведут в порядок, и жители смогут вздохнуть спокойно. Но вот надолго ли - большой вопрос, ответ на который во многом зависит от нас самих.

Как бы это не было странно, но разобраться с «мусорной» проблемой чиновники, перевозчик и экологический оператор смогут только в том случае, если каждый человек начнет относится к этому вопросу более ответственно. Обычно, на воспитание «экологической культуры» уходят годы последовательной работы с населением. Но сегодня район находится в том положении, когда сознательность каждого отдельного гражданина может сыграть ключевую роль в наведении порядка на конкретной улице, населенном пункте и поселении в целом.

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться