Неделя Боровского района
Понять, но не простить. Начальник ОГИБДД Сергей Аришин рассказал, как мораль уживается с законом
В гостях у ...
01.07.2021

Каждый водитель хотя бы раз в жизни сталкивался с сотрудниками ГИБДД. Кому-то они приходили на помощь в сложной ситуации, других напротив, наказывали за нарушения. Но как бы то ни было, каждый понимает всю важность службы этих людей.

Автомобиль в силу своей повсеместной распространенности остается самым опасным видом транспорта, и от того, насколько соблюдаются все установленные правила, зависят жизни всех участников дорожного движения.

В этом году 3-го июля сотрудники ГИБДД отметят 85-летие со дня образования службы. В честь этой даты мы пообщались с возглавляющим районный отдел Госавтоинспекции Сергеем АРИШИНЫМ о том, как сегодня обстоит ситуация на дорогах района, насколько сильно изменилась служба за прошедшие годы, а также о том, как несмотря на все сложности сохранить любовь к своей профессии и желание помогать людям.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ  ВОПРОС

- Сергей Васильевич, давайте начнем с глобальных вопросов. В этом году планировалось несколько изменений в законодательстве, в первую очередь, касаемо техосмотра - его сначала планировали ужесточить, затем упразднить - на ваш взгляд, какой путь эффективнее?

- Сложно ответить на подобный вопрос. У каждого решения есть свои плюсы и  минусы. Но если говорить честно - это не наш уровень. Мы несем службу, исполняем закон - какой будет принят, с тем мы и будем работать.

- А что касается так называемого «скрытого надзора» сотрудниками в штатском?

- Здесь нужно немного пояснить. Когда люди слышат словосочетания «скрытый надзор», то сразу представляют инспектора с радаром в кустах.  Видов профилактики дорожного движения много, и сотрудники в «штатском» в потоке машин помогают выявлять нарушения. Просто сейчас решили этот вопрос регламентировать, но подобное было всегда и ничего кардинального нового не появится.

-  Боровчане сообщают о замеченных ими нарушениях?

- Конечно, и на самом деле у нас очень много активных водителей, которые делают фотографии или видео и присылают нам на электронную почту. Это очень большая помощь в нашей работе. Честно говоря, приятно видеть, что водители не остаются в стороне и вносят свой вклад в безопасность на дорогах.

- Какие нарушения в Боровском районе происходят наиболее часто?

- У нас нет какого-то графика по выявленным нарушениям. Работа ведется в штатном режиме, и нельзя сказать, что какой-то вид сильно преобладает над другими. Если вдруг появляется какой-то небольшой перекос, то сразу же стараемся принять меры, чтобы этого не происходило.

- Можете рассказать об этих мерах подробнее?

- Несколько раз в месяц у нас проходят различные акции - например, «Нетрезвый водитель», когда мы концентрируемся на тех, кто садится за рулем пьяным. Есть и более точечные решения - допустим, на каком-то переходе произошел наезд на человека, то мы направляем туда наряд на несколько дней, чтобы у водителей в голове отложилось, что здесь нужно сбрасывать скорость. Безопасность на дорогах вопрос комплексный, поэтому нельзя уделять внимание чему-то одному в ущерб всему остальному.

- И как результаты? Стало ли меньше за рулем нетрезвых водителей?

- Их число действительно сократилось. Я думаю в последнее время люди стали более ответственно к этому подходить.  Потеряв права по такой причине, гораздо сложнее получить их назад - сдать теорию, пройти комиссию, и если потом в течение года подобное повторится, то сразу же будет применена уголовная статья - такие последствия никому не нужны. Но сказать, что пьяных не стало совсем, не могу. Все равно попадаются, но ужесточение ответственности свой эффект дало.

- А что касается таких вроде бы банальных нарушений, как непристегнутый ремень?

- До сих пор есть водители, которым это кажется бесполезным, но по своему опыту скажу, что ремень безопасности оказывает огромное влияние на то, какие травмы человек может получить при ДТП и выживет ли он вообще. Сюда же относятся и детские кресла. Бывает, родители сознательные, креслице стоит, но ребенок сидит рядом, потому что плачет, и его к нему не приучили. Разъясняем, что да как, ведь ценнее детской жизни ничего нет, и безопасность ребенку нужно обеспечить в первую очередь.

 

ВСЕ ЕСТЬ!

- По большей части мы сегодня говорим о службе ДПС, но ведь помимо этого направления в ГИБДД есть и другие?

- Служба у нас многогранная. Помимо патрулирования сотрудники ДПС также следят за тем, в каком состоянии дороги, все ли знаки заметны и так далее. Если видят какие-то дефекты, то передают информацию об этом инспектору дорожного надзора, который пишет предписания владельцу дороги устранить недочеты, а также принимает обращения от граждан по этим вопросам. Специалист технического надзора следит за автопарком предприятий. Отдельно человек занимается всеми бумагами по ДТП, начиная от справок и заканчивая запросами в медицинские организации, чтобы установить вред здоровью. Служба интересная, но непростая, а потому приятно видеть, что у личного состава «горят глаза» и настрой на работу есть.

- А много ли приходит желающих пополнить ряды ГИБДД?

- Молодежь приходит, но у нас на сегодняшний день все 19 штатных единиц укомплектованы. Да и требования довольно высокие - чтобы претендовать на любую должность необходимо иметь высшее юридическое образование.

 

ПОВОРАЧИВАЙ!

-Говоря конкретно о Боровском районе - много вопросов у водителей вызывает перекресток возле Ермолино, где стрелка светофора горит всего несколько секунд, из-за чего повернуть успевает всего пара машин. Это можно как-то изменить?

- Да, если ехать со стороны Балабанова, то действительно, «стрелочка» загорается ненадолго, и времени на поворот недостает, с этим я согласен. Но если посмотреть на вопрос более глобально с учетом транзита, который идет через район как со стороны Киевской трассы, так и по А-108 в выходные дни, то сразу становится понятно - гори поворотный сигнал дольше, то на этом участке скапливались бы серьезные пробки. А вызывать сотрудников настраивать светофор каждые три дня невозможно.

- Получается в данном случае поворотный сигнал - «необходимое зло» для всех автовладельцев?

- Я бы ни в коем случае не назвал его «злом». Проблема с поворотом не столь серьезная - постоять две-три минуты и повернуть не так сложно. Зато на этом участке у нас уже долгое время не было ДТП, а до того, как была установлена стрелка, разъехаться у водителей получалось не всегда.

- В последний год в Балабанове активно работают над нормализацией движения на перекрестке у «пекарни». Как ГИБДД оценивает проведенную работу?

- Тут результат говорит сам за себя, и сегодня заторов здесь действительно стало гораздо меньше. Насколько я знаю, в дальнейшем в планах создать и поворотную полосу в сторону Кабицыно, что также должно положительно сказаться на траффике.

- К слову, в данном случае также была установлена стрелка на светофоре, и получается она помогла справиться с пробками?

- Честно сказать, в плане регулировки участок довольно проблемный. Мы пробовали по-разному настроить сигнал, но каждый раз получали пробку на одном из трех направлений, а дополнительная секция стала очень хорошим выходом из этого положения.

 

СИЛА ТЕХНИКИ

- Продолжая тему Балабанова, как ГИБДД планирует бороться с теми, кто оставляет свои машины под запрещающим знаком на улице 1 Мая?

- Мы не планируем, а уже довольно давно работаем в этом направлении. В определенные дни у нас здесь проезжает машина ЦАФАП, которая автоматически проводит съемку всех припаркованных автомобилей, и владельцам приходит штраф. У нас 3 улицы, в районе которые мы просили проверять с помощью этой системы - кроме 1 Мая в Балабанове, это улица Энергетиков и еще одна в Ворсине.

- Теперь жители будут знать, откуда у них берутся штрафы.

- Честно говоря, мне кажется машины здесь паркуют в основном приезжие водители. Местные автовладельцы после пары «писем счастья» стараются искать другие места, а вот человек со стороны может подумать, что об этом нарушении никто не узнает, а потом сильно удивится.

- Выходит, техническое оснащение у ГИБДД района заметно улучшилось. Внедрение новых технологий сильно изменило службу?

- Оно по всей стране улучшилось, но вот какие-то примеры привести очень сложно - мы быстро ко всему привыкаем, и это уже перестает быть какой-то новинкой. Что же до службы, то она у нас не меняется - только инструменты с помощью которых мы ее несем. В этом плане за 20 лет, что я здесь работаю, изменилось вообще все.

- Очень важный момент - развитие сети видеонаблюдения. На сегодняшний день, как оцениваете работу в этом направлении?

- Постоянно обсуждаем эту тему на комиссии по безопасности дорожного движения. Район активно развивается, и у нас хорошее взаимодействие с администрацией.  Нам бы конечно хотелось, чтобы камеры стояли вообще везде - где сплошная разметка, на пешеходных переходах и так далее.  Видеонаблюдение свою эффективность доказывает постоянно, так что будем и дальше работать над его развитием.

 

НА РАБОТУ, КАК НА ПРАЗДНИК

- Получается, вы в этом отделе работаете уже 20 лет?

- Да, с 2001-го года. Пришел устраиваться и остался на всю жизнь. А в должности начальника Госавтоинспекции с 2018-го года.

- С детства мечтали стать полицейским?

- Честно сказать, нет. До армии я ни к машинам, ни к ГАИ вообще никакого отношения не имел, и никогда не сталкивался. Но пока проходил службу все поменялось кардинально, и вернувшись я точно знал, что именно с этим хочу связать свою жизнь.  Свободных должностей не было, пришлось полгода ждать, пока появится вакансия. Так что это был сознательный шаг.

- Служба ваши ожидания оправдала? Или поначалу пришлось столкнуться с какими-то трудностями?

- Работа мне понравилась с первых дней. После того, как прошло обучение и вышел уже непосредственно «в поле», ты понимаешь насколько это интересно. Постоянно общаешься с людьми, помогаешь, делаешь добро, и это приносит очень сильный заряд для жизни. Я вообще считаю, что если ты своим делом не «горишь», то не нужно себя мучить, надо искать другой вид занятий, который будет по душе. А я до сих пор иду на службу как на праздник! Без шуток!

- Неужели за 20 лет отношение совсем не поменялось?

- Я и сейчас очень много общаюсь с людьми. Мне приятно просто помочь человеку, что-то разъяснить. Даже когда нарушители приходят - разберешь с ними ситуацию, спросишь, почему так произошло, что могло случиться, приведешь примеры. И человек совсем по-другому воспринимает произошедшее. Он шел на рассмотрение протокола и думал, что его здесь отчитывать будут, а вместо этого по-человечески поговорили, сделали какие-то выводы, и он совсем с другим настроением пойдет домой и поделится своим опытом с друзьями и родными.

- Сергей Васильевич, не могу не спросить - такое доброжелательное отношение к гражданам никогда не приводило к конфликту между желанием понять человека и требованием закона?

- Никогда. Здесь важно четко понимать, что для нас закон и правила - самое главное. Я говорю о том, что для того чтобы объяснить человеку то, что он не прав, совсем не обязательно делать это в какой-то жесткой форме.

Приведу пример: водитель собирался повернуть, встречная машина притормозила, чтобы его пропустить, а ехавший следом автомобиль начал объезжать притормозившего впереди и налетел на поворачивающего. По-человечески я сам его прекрасно понимаю. Его пропустили, он поехал - ситуация рядовая, знакомая каждому. Но правила-то нарушил, и вот итог. Посидишь, обсудишь, но вердикт от этого не изменится.

-  Перейдя на руководящую должность, не скучаете по полевой работе?

- У нас нет такого, что ты засиживаешься в кабинете. Да, обязанностей и ответственности прибавляется, но все равно ты и с людьми продолжаешь работать, да и бывает, что берешь жезл в руки и вместе с ребятами на патруль выезжаешь. Так что заскучать не получается.

- Что считаете самым сложным в вашей работе?

- Выделить особенно что-то - непросто. Скажу честно, служба у нас очень непростая, но если она тебе нравится, то тогда никаких проблем не возникнет. Если есть желание, то справиться можно со всеми трудностями, во всем разобраться. Главное, приложить усилие.

- Хотите что-нибудь пожелать коллегам в честь профессионального праздника?

-  Всех сотрудников Госавтоинспекции я поздравляю с нашим праздником. Желаю всего самого хорошего и доброго им и их семьям. Конечно же, здоровья, оно сейчас особенно важно. И помните всегда, что вас любят и ждут дома.

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться