Неделя Боровского района
На новом месте. Переезд «Трансмета» переполошил жителей района
Ситуация
15.07.2021

История компании «Трансмет», несколько лет назад начавшей работать в Ермолине, на протяжении всего этого времени сопровождалась громкими скандалами.

Жители района ОПХ, рядом с которыми и располагалась территория перерабатывающей отходы компании, объявили предприятию войну, жалуясь на нестерпимый запах чиновникам всех уровней, прокуратуре и даже президенту!

Потом были суды, и в конце концов, все стороны сошлись на том, что столь неудобному для жителей, но в то же время необходимому для промышленности бизнесу нужно поискать другое место.

Новой площадкой для «Трансмета» стал участок между деревнями Федотово и Редькино, но и здесь жители такому соседству не обрадовались.

 

НОВОСЕЛЬЕ

Для большинства жителей района вопрос с компанией «Трансмет» был окончательно решен еще в прошлом году, когда было объявлено о том, что она прекращает свою деятельность на территории ОПХ в Ермолине и не будет более завозить новые отходы на полигон.

После этого бдительные жители несколько раз жаловались на то, что эти условия не соблюдаются, но проверки, проведенные чиновниками, эту информацию не подтвердили. Да и сами ермолинцы, в конце концов, признали, что неприятный запах сошел на нет.

Казалось бы, наступил долгожданный «хеппи-энд». Но недавно тревогу забили жители деревень Федотово и Редькино, обнаружившие, что компания с известным на весь район названием переселилась под бок к ним.

Сказать, что подобное соседство селян не обрадовало - это ничего не сказать. Так, например, федотовцы сразу же обратились с жалобами во всевозможные инстанции, включая прокуратуру и Роспотребнадзор, и даже провели отдельный сход, где наперебой твердили, что «Трансмету» здесь, мягко говоря, не рады.

Основной претензией, само собой, стал сопровождающий процесс переработки отходов запах, а также снующие туда-сюда грузовики, разбивающие и без того плохую дорогу.

- Когда началась жара, сразу же пошел запах. Если сначала он чувствовался только рядом с территорией, то потом добрался и до деревни. Дышать просто невозможно было, и мы сразу же решили разобраться, что к чему, - отмечает староста деревни Федотово Сергей КАРАВАЕВ.

Дело в том, что сегодня «Трансмет» базируется на территории предприятия «Боровский кирпич», поэтому, когда компания стала заезжать на арендованный участок, селяне поначалу не придали этому значения, ведь грузовики к «кирпичникам» ездили и раньше, и только когда пошел запах догадались о происходящем.

Негодование жителей подобным соседством вполне объяснимо. С другой же стороны в администрации района не раз отмечали, что «Трансмет» - предприятие важное, и о его закрытии речи не идет, а потому его нужно просто убрать за черту населенного пункта, что и произошло.

Справедливости ради стоит отметить, что во время схода жителей запаха в деревне не было, а вот если подъехать к проходной, то сразу же чувствовался знакомый по Ермолину «аромат».

 

ТОНКОСТИ ЗАКОНА

Но даже этот флер резко пропал на следующий день, когда посетить новую территорию «Трансмета» приехала делегация из старост, местных депутатов, главы администрации поселения Николая ГАЛЕНКОВА, специалиста «Экологического центра» Владимира ЦВЕТКОВА, а также председателя районного собрания Анатолия БЕЛЬСКОГО и защищающего интересы боровчан в Заксобрании области Юрия СОЛОВЬЕВА.

Важно отметить, что большинство из этих людей активно участвовали в разрешении ситуации в Ермолине, а потому знали, на что в первую очередь обращать внимание, а экскурсию делегации провел сам директор предприятия Александр ЛАРИН.

Первое, что сразу бросилось в глаза - это лежащие прямо на бетонных плитах кучи отходов, которые сотрудники закрыли пленкой и брезентом, чтобы исключить запах. Знакомых по Ермолину силосных ям здесь еще не появилось, поэтому пока процесс идет прямо на рельефе, что, по словам Ларина, вполне допустимо и не является нарушением. Смущает в этом только тот факт, что вчера запах на проходной чувствовался вполне четко, а сегодня вдруг пропал - может это просто совпадение, а может кучи накрыли только перед приездом высокопоставленных гостей.

Впрочем, к самим отходам у депутатов и чиновников вопросов не возникло - организация занимается утилизацией веществ с самым низким классом опасности, вроде зернового жмыха, кофе и шоколада. Другое дело, насколько вся эта деятельность попадает под букву закона.

Представляющий жителей Федотово Сергей Караваев представил ответ от Роспотребнадзора, говорящий о том, что «Трансмету» подобное разрешение еще не выдавалось, на что получил ответ, что оформление в процессе, а для того, чтобы работать с такими безопасными отходами, отдельное разрешение не требуется вовсе.

Главным же вопросом, который так и остался без ответа, стало то, каким образом «Трансмет» вообще попал на этот участок.

Для того чтобы разобраться в этом, надо проследить всю цепочку. Сама по себе земля принадлежит Боровскому району, но сдана в аренду предприятию «Боровский кирпич» на несколько десятков лет. Производство стройматериалов оно пока так и не запустило в полную силу, но зато успело сдать часть своей территории в субаренду. Отсюда и возникает вопрос о том, имела ли организация право на подобное решение?

В изначальном договоре субаренда разрешена, но помимо подписей арендодателя и арендатора документ должен быть заверен и собственником участка, то есть в данном случае руководителем районной администрации.

Ответить, если такая подпись на договоре между «Кирпичом» и «Трансметом», директор второго так и не смог, поэтому Анатолий Бельский обещал прояснить этот вопрос.

Еще одним важным нюансом является то, пригодна ли данная территория для подобной деятельности. Дело в том, что помимо этого участка «Трансмет» также купил еще один, примыкающий. И если территория «Боровского кирпича» классифицируется как земля промышленного назначения, где предприятие может работать, то второй участок является землей сельхозназначения категории С1, на которой можно только пахать и жать, и больше ничего.

Поэтому заглянув на второй участок, делегация сразу же завалила директора вопросами, на каком основании здесь сложены строительные плиты, а также ведется отсыпка дороги осколками керамических изделий, поскольку это является нарушением.

Понятно, что в перспективе земля будет переводиться под другую категорию, но это очень непростой и длительный процесс, который также должен пройти согласования на многих этапах, включая местный, а здесь у «Трансмета» явно могут возникнуть проблемы.

- Судя по настроению наших депутатов, я могу предположить, что смену категории участка вам не одобрят. От себя я добавлю следующее: я понимаю и вашу позицию, и позицию жителей. Люди не должны испытывать неудобство, но и выгонять бизнесменов с нашей земли мы тоже не будем. Поэтому давайте работать на законных основаниях, с соблюдением всех норм и требований, чтобы ни у кого не возникало вопросов, - подчеркнул глава местной администрации Николай Галенков.

 

ОПЫТ СОСЕДЕЙ

Еще один важный вопрос поднял Анатолий Бельский, рассказавший об иностранном опыте работы таких предприятий.

- Во время нашего рабочего визита в Германию мы посещали участок, где также занимаются переработкой органических отходов. И в целом, территория выглядела также - тоже кучи, тоже брезент и прочее, но вот запаха там практически не было, - подчеркнул Анатолий Васильевич.

Здесь нужно понять, что в странах Европы вопросы экологии и переработки отходов регламентированы куда жестче, чем в нашей стране. И это дает свой эффект даже при работе подобных полигонов. В той же Германии крупные предприятия вынуждены вкладываться в свои системы очистки и переработки, чтобы соблюсти все нормы. И даже если отходы в конечном счете приходится вывозить на утилизацию, само по себе сырье получается «чище», и запах при его разложении чувствуется меньше.  К тому же в Европе над государственными органами также стоят структуры ЕС, соответственно и контролируется соблюдение тщательнее.

В нашей же стране требования мягче, а потому даже иностранные предприятия, открывающие здесь филиалы, не говоря уже о местных предпринимателях, могут сэкономить на своей очистке. В конечном итоге и получается, что эта выгода для бизнеса достигается ценой комфорта жителей.

Впрочем, это вопросы куда большего масштаба, но даже в случае с «Трансметом» можно было найти более интересное решение. Так, например, в ходе разговора с директором Галенков спросил, почему бы компанию не «посадить» внутри цехов, раз уж кирпичный завод не использует их в полную мощность.

- Для нас этот вариант тоже был бы удобнее - разместить оборудование и сырье в закрытом помещении, поставить фильтры и систему вентиляции и все, можно работать. Но нам отказали, сказали, что завод в скором времени будет запускаться, поэтому под аренду только этот участок, - ответил Ларин.

При этом, по словам Галенкова, разговоры о запуске предприятия идут последние 12 лет, но пока дальше намерений так и не продвинулись. Получается, что в данном случае, сдав землю в аренду на столь долгий срок, район сам себе подставил подножку. Ведь неработающий арендатор не приносит в бюджет ничего, кроме платы за землю, а в то же время на этом участке можно было бы разместить функционирующее и, по словам все той же районной администрации, нужное предприятие. Да еще и ликвидировав, по сути, главный негативный фактор в виде запаха. Впрочем, это уже другая история.

 

НОВАЯ ГЛАВА

А выводы по прошедшей встрече коротко обрисовал Юрий СОЛОВЬЕВ, который еще в Ермолине начал пристально следить за ситуацией вокруг «Трансмета».

- В конечном итоге сейчас главное - проверить юридическую составляющую вопроса о выделении земельного участка. А также разобраться, на каком основании на земле сельхозназначения находятся отходы производства, в частности плитка, что категорически запрещено. Ну и проверить договор аренды на данную территорию, после чего уже делать какие-то выводы. На настоящий момент вопросов у нас больше, чем ответов, - подытожил Юрий Иванович.

В целом же, пока складывается впечатление, что отношение к «Трансмету» на новом участке, несмотря на все вопросы, более положительное, чем в Ермолине. Даже староста Федотово смог договориться с Лариным о совместном решении проблем с дорогой и ее отсыпкой.

Однако все еще остается открытым вопрос о том, как это соседство будет существовать в дальнейшем. Запах, по словам директора, появляется, когда отходы перемешивают - это один или два раза в неделю. И если ветер будет дуть в сторону населенных пунктов, то деться от этого будет некуда. А вот готовы ли селяне смириться с такой данностью - большой вопрос.

Пока жители ждут официального ответа на запросы в районную администрацию - его должны подготовить к концу этой недели - а также итогов прокурорской проверки. Возглавляющий надзорный орган района Хамид КОСТОЕВ подтвердил, что обращение по «Трансмету» было получено, и сейчас по нему ведется работа.

После этого можно будет делать первые выводы о том, как ситуация будет развиваться в дальнейшем, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что ликвидация ермолинского участка поставила в этой истории не жирную точку, а всего-навсего многоточие.

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться