Неделя Боровского района
Он такой один! В Ворсине ничего не курили, когда разрабатывали свой герб
Идея
05.08.2021

Официальная символика населенного пункта - это вам не логотип какой-нибудь компании. Здесь накидать идей, наполнить их своим малопонятным смыслом и, никого не спрашивая, утвердить - не получится. А все потому, что и гербы, и флаги несут в себе глубинные значения. Изображения и даже цвет на них являются своего рода метафорами, таящими переносные, но четко описанные в геральдике значения.

Людям, далеким от знания всех этих особенностей, вполне может показаться странным и даже смешным присутствие какого-либо символа, олицетворяющего то, чем гордится конкретный населенный пункт. А потому, когда на минувшей неделе глава исполнительной власти СП «Ворсино» Алексей ГЕРАСЬКИН озвучил, что на предполагаемом гербе сельского поселения появится бургиф, народ удивился и даже предположил, что «в администрации что-то курят»!

 

ПОЕХАЛИ!

Геральдическая служба РФ была основана в далеком 1992 году. С того времени у российских городов и стали появляться новые символы.  А потому на сегодняшний день уже никого не удивишь гербами и флагами, разве что изображениями на них.

Основной геральдический бум пришелся на «нулевые» годы, поскольку от начала возникновения возможности идентифицировать свой населенный пункт до узаконивания госсимволики проходит долгий путь от сбора идей и согласования с общественностью, до их одобрения геральдическим Советом при президенте РФ.

Если приземлить полет высокозначимых мыслей на Боровский район, то здесь, как не странно, самый древний и главный город Боровск, обзавелся «сердцем» только в 2006-м году. В этом вопросе всех обошел г. Ермолино, утвердив свой герб в 1999-м, а затем Балабаново - в 2000-м. И вот, миновав внушительную паузу, по пути городских поселений пошло и сельское Ворсино, сразу приковав к себе внимание своей дерзостью.

 

ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Тут, собственно, вопрос не в том, каков статус у поселения, а на какую аллегорическую ассоциацию там замахнулись. Ведь если вернуться к боровским городам, то здесь все вполне понятно и даже скромно.

Ермолино «застолбило» территорию на берегу Протвы, о чем и сообщает символическим изображением водоема внизу герба. В верхней части - парящая иволга, как дань авиации (ермолинскому аэродрому, который в далеком 1999-м еще странным образом не стал частью СП «Совьяки», как сейчас). В лапах птицы щиток с изображенным на нем челноком отсылает к прядильно-ткацкой фабрике, поскольку она, а не прославившие Ермолино на весь регион проблемные очистные ГП «Калугаоблводоканал», является градообразующим предприятием.

Читая описание балабановского герба, можно подумать, что здесь вообще особо не заморачивались, поместив в центр голубого поля представителя соколиной породы - балабана, от которого, по одной из версий, и пошло название населенного пункта. В своих лапах этот ловчий держит стрелу, символизирующую стремление в будущее. А горит она не потому, что кто-то решил спалить это будущее, а потому, что тоже отсылает к градообразующему предприятию - «спичке» (Балабановской экспериментальной фабрике).

Боровску придумывать ничего и не пришлось. Здесь просто взяли за основу герб города от 1777-го года. Его значение разгадать несложно: сердце с крестом - символ верности и преданности Богу, лавровый венец - слава: все эти символы описывают доблестный подвиг князя Михаила ВОЛКОНСКОГО, павшего со своими дружинниками в стенах Боровского Свято-Пафнутьева монастыря в 1610-м году. Собственно, герб города дублирует районный, утвержденный в том же году месяцем ранее, но только без короны, которая символизирует территориальную статусность.

И вот вдруг на боровской земле решил появиться совершенно мифический персонаж - бугриф, что ставит самое богатое поселение района в позицию «могу себе позволить».

 

СЛАБАКАМ ТУТ НЕ МЕСТО

Глава администрации СП «Ворсино» Алексей ГЕРАСЬКИН сегодня самый крутой блогер среди своих коллег. Конечно, все в нашем мире относительно, и общительность чиновника с населением через площадки в интернете - тоже. Тем не менее, на данный момент сравнить Алексея Васильевича боровчанам не с кем от слова вообще, поскольку все остальные главы боровских администраций не ведут свои страницы в соцсетях, хотя некоторые и являются их зарегистрированными пользователями.

А вот Гераськин ведет. Не так ярко, как губернатор Владислав ШАПША (чаще без фото и видео), но глава региона вполне может гордиться таким своим последователем. А заодно и посочувствовать ему, так как и сам прекрасно знает, что общение в соцсетях для представителей власти удовольствие сомнительное: обязательно кто-нибудь да «пришпилит», если не со злостью, то с впечатляющим сарказмом.

Именно это и произошло с главой администрации Ворсино. Он на своей странице опубликовал информацию о том, что в поселении вновь начали работать над гербом и подробно описал, как он будет выглядеть, если пройдет согласование в геральдическом Совете при президенте РФ. А один из калужских телеграмм-каналов тут же поделился этой задумкой, сопроводив пост комментарием: «Не знаем, что курит администрация Ворсино, но это - бугриф, вымышленное животное, которое появится на гербе самого экономически развитого поселка в регионе».

На такую критику Алексей Васильевич отреагировал, причем вполне достойно, что только добавляет ему баллов как блогеру, который не отмалчивается или «мочит» нападающих, а деликатно нейтрализует их:

- Один из калужских телеграмм-каналов задался вопросом: что же «курит администрация Ворсино»? Отвечаю: про меня трудно сказать, что я веду здоровый образ жизни, но вот точно - не курю ни табачных изделий, ни иных смесей. Не курю совсем!

А что касается герба, то не я разработчик, а Союз геральдистов России. Попытки разработать герб поселения начались в 2011 году: была создана конкурсная комиссия, жители представили ряд проектов (были разные варианты: и с быками, и мячами, и с крынками молока, и с образами заводов). Вот только ни один проект не прошел экспертизу Геральдического совета - не соответствовали строгим требованиям.

Весной 2021 года мы поменяли подход и собрали участников того конкурса - людей неравнодушных к истории и жизни поселения - и сформулировали перечень смыслов, которые хотели бы, чтобы отражал герб, и отправили профессиональным геральдистам, - прокомментировал Алексей Гераськин на своей странице.

 

КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ?

Не будем говорить за всех жителей СП «Ворсино», но депутатский корпус знал, с кем имеет дело, поскольку вопрос о бугрифе был включен в повестку дня официального заседания сельской Думы 29 июля. На ней голоса разделились почти пополам: 5 - «за», 4 - «против».

- Обсуждение вопроса об официальных символах (гербе и флаге) поселения было горячим. В результате с перевесом всего в один голос решение принято. У сельского поселения появятся свои герб и флаг, но официальными они станут только после рассмотрения на Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации и внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, - прокомментировал это не увесистое решение Алексей ГЕРАСЬКИН.

Для тех, у кого развито воображение, глава администрации подробно описал, как будет выглядеть герб самого богатого поселения Боровского района:

- В червленом поле - золотой восстающий бугриф, держащий передними лапами серебряный молот. Символика бугрифа (быко-грифона) как фантастического существа, внешне напоминающего одновременно орла (голова, крылья, когти на передних лапах) и быка (туловище, хвост и копыта на задних ногах), объединяет символику орла и быка в одно целое: орел символизирует отважную бдительность, охрану и мудрость, а бык - символ сельского хозяйства, богатства земли, величайшего трудолюбия и силы.

Опираясь на копыта быка - символ сельскохозяйственной основы и фундамента сельского поселения Ворсино - бугриф держит в передних лапах молот - традиционный атрибут рабочих, символ труда, мощи, силы духа и упорства.

Таким образом, бугриф - многозначный символ непрерывного развития, перерождения, смены основного фокуса СП «Ворсино» с сельского хозяйства на индустриализацию и промышленное производство. В то же время, бугриф символизирует верность историко-культурным традициям, память и уважение к наследию предков, передаваемые из поколения в поколение.

В комментарии телеграмм-каналу Алексей Васильевич отметил, что попытки разработать герб поселения начались еще в 2011 году. Тогда создали конкурсную комиссию, которая рассмотрела несколько представленных ей проектов, но ни один из них не прошел экспертизу Геральдического совета.

Спустя десять лет, весной  2021 года администрация вновь вернулась к идее с символами, собрав тех, кто уже замахивался на авторство сельского герба. Но на этот раз коллективный разум выдал «многослойного» бугрифа.

- Кувшины, быки, колосья и мячи есть на большом количестве гербов, а бугрифа в России нет больше ни у кого, - подытожил Алексей Гераськин. 

 

ТО ЛИ УЖЕ БЫЛО!

Несомненно, ворсинского бугрифа еще не раз будут обсуждать - журналисты, блогеры и сами местные жители. Мы вот в своей редакции тоже не удержались, перемыли кости мифическому зверю и в итоге пришли к мнению, что в поселении попросту решили не кривить душой, определив сельскому хозяйству именно ту часть животного, в которой это хозяйство сейчас и находится. Возможно, на такие мысли нас натолкнуло недавнее подорожание «борщевого набора», конечно.  Но как бы то ни было, намеренно или нет, новый герб вывел имя боровского чиновника на региональную информ-площадку. А как говорил Марк ТВЕН, любое упоминание в прессе, даже негативное, кроме некролога, - это реклама.

К тому же, кто сказал, что посредственность в виде коровы для села должна превосходить над оригинальностью? Ведь в истории российской геральдики хватает и более сногсшибательных примеров.

Вот с гербом города Шуя разработчики, как и в Боровске, вообще не заморачивались, взяв за основу старый, но тем не менее поставив всех незнающих в замешательство. Можно подумать, что этот город не хуже Ворсина - тоже из зажиточных, а потому хвастает золотым слитком. Или бруском сливочного  масла, на худой конец.  Ан нет! Оказывается это дань славной истории мыловарения, и золотой предмет в центре красного поля - кусок обычного мыла.

В Серпухове на гербе красуется павлин с круглым золотым хвостом. При этом понятно, что золотых рудников там нет, а сам город внешне далек от того, чтобы был повод распушить перья. Но тут тоже взятки гладки: герб создан на основе старых. Оказывается, в далеком 1722 г. геральдмейстер Франциско Канти при разработке гербов городов делал акцент на уникальность, присущую конкретному населенному пункту. В серпуховском монастыре его поразили павлины, которые были не просто диковинными сами по себе, а еще и приносили приплод. Этого впечатления итальянцу хватило, чтобы сделать павлина символом подмосковного города.

А вот герб поселка Епифань и повторяющий его герб Кимовского района, расположенных в Тульской области, как раз и могли подтолкнуть к вопросу администрациям «что вы там курите?». А все потому, что на обоих гербах изображены три куста не какого-то непонятного растения, а конопли, о чем конкретно и указано в описании символов. С одной стороны, в этом нет ничего странного, поскольку «веселые кусты» стали символом населенного пункта еще в 1778 году, как дань массовому возделыванию сельхозкультуры, которая кормила и одевала. Но сегодня попасть под уголовное преследование можно и за ношение носков с изображением листа конопли, поскольку Уголовный кодекс не настолько подвижен к трендам молодежной индустрии моды и считает такой фетиш пропагандой наркотиков. Как на этот диссонанс смотрят органы власти и правопорядка Тульской области, неизвестно. Возможно, это тот случай, когда нельзя, но если очень хочется, то можно!

На фоне туляков жители Архангельска вообще сильно проигрывают в привлекательности для любопытных. На их гербе, не мудрствуя лукаво, изображен архангел, поражающий дьявола. Хотя, если рассматривать символы именно в такой последовательности: Епифань, Архангельск, то появляется даже некая связь восприятия. Как герб, картинка явно поигрывает массе других городов, но вполне себе может привлечь интерес детей, поскольку  сильно смахивает на такой себе русифицированный комикс.

В общем, ворсинцы молодцы! Они не впали в примитивизм, а проявили полет фантазии, понесший их по просторам Калужской области. Главное теперь, чтобы этот полет не оборвал геральдический совет. Хотя после Епифани с чего бы вдруг?

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

Поделиться