Неделя Боровского района
Кости раздора. Реконструкция площади Ленина в Боровске вновь стала поводом для жарких споров
Благоустройство
12.08.2021

В последние годы Боровск постоянно оказывается в центре скандалов, связанных со столкновением истории города с его дальнейшим развитием. Так было при обсуждении проекта исторического поселения и происходит сейчас вокруг благоустройства площади Ленина.

Выигранный грант во всероссийском конкурсе позволил запустить долгожданный проект в работу. Однако почти сразу после выхода подрядчика на объект начались споры вокруг уничтожения исторического слоя, памяти погибших жителей и порядка проведения раскопок на участке.

 

У ИСТОКОВ

В этом году Боровск можно смело назвать флагманом благоустройства в районе. Именно здесь реализуются самые интересные и масштабные проекты этого сезона, главным из которых безусловно является реконструкция центральной площади города.

Выигранный на всероссийском конкурсе малых городов грант в 50 миллионов позволил запустить в работу проект, который до этого неоднократно обсуждался с общественностью и, казалось бы, если какие-то вопросы к предложенной идее и были, их уже давно можно было решить еще на стадии подготовки, и никакого скандала возникнуть не должно. Но не тут-то было.

Реализация будет проходить в два этапа. В этом году планируют убрать под землю все линии электропередач, которые на фоне исторического центра поселения слишком уж сильно бросаются в глаза и портят общую картину. Параллельно с этим началось благоустройство части площади рядом с торговыми рядами, где будет уложена новая брусчатка, а также обновлена зона отдыха, центром которой станет фонтан.

Все бы хорошо, но Боровск - город с очень богатой историей. Он и сегодня является одним из духовных центров нашей страны и здесь на каждой улице можно найти здание или участок, принадлежащей другой эпохе и уходящий корнями вглубь на несколько столетий.

Отсюда и вытекает один из главных конфликтов Боровска сегодняшнего - как увязать развитие современного малого города с его богатым прошлым, сохранив историю, но при этом не превратив ее в камень, тянущий поселение на дно.

Центральная площадь тому прекрасный пример. В принципе, ничего удивительного в том, что администрация хочет освежить и навести лоск на «лице» города нет. Но при этом нельзя забывать, что именно здесь веками творились разные, подчас очень трагичные моменты истории.

В связи с этим все работы нужно проводить с большой осторожностью, ведь разрывая землю, прокладывая коммуникации или возводя новые объекты можно повредить то, что археологи называют историческим слоем, и именно за это переживают защитники старины.

С другой стороны, подобное беспокойство за свой родной край порой переходит границы и начинает напоминать паранойю, что тоже нехорошо.

 

ТАКОЕ МЕСТО

Ключевым элементом проекта благоустройства площади Ленина можно назвать археологический надзор, который осуществляет не кто-нибудь, а соответствующий институт Российской академии наук. Прежде чем обновлять участок, на нем были начаты раскопки, которые продолжаются и по сей день.

Рядом с местом предполагаемого фонтана специалисты обнаружили остатки постройки 19-го века и захоронение при стоявшей здесь ранее церкви. Эта находка взбудоражила исторических активистов, которые выступили против строительства «фонтана на костях».

Такие громкие призывы, наверное, никого не оставят равнодушным, но если задуматься, то не слишком понятно, чем создание этого злополучного объекта хуже того, что происходило на этом участке в минувшие годы? Ведь получается по этим же самым костям каждый день проходят толпы людей и проезжают машины с товарами для местных лавок. По мнению возглавляющего региональное отделение ВООПИиК Владимира КОБЗАРЯ, разница все-таки есть.

- С участка раскопок были извлечены останки 110 человек, и это на площади сорок метров. Несложно представить, сколько еще там погребено людей. Да, получается, мы ходим по костям, но когда мы открываем захоронение, наступает совершенно другой момент. В данном случае речь идет о памяти предков, а на этом месте следовало бы посадить клумбу в честь всех павших за правое дело. Ведь это могилы конца 16-го-начала 17-го века - очень непростого времени для Боровска, а все эти захоронения находятся территориально за алтарем, где хоронили значимых людей, которые внесли свой вклад либо в защиту города, либо в его развитие, - отмечает Владимир Алексеевич.

Конфликт вокруг этих останков уже также можно считать частью истории Боровска. Каждый мэр города пытается проводить на центральной площади какие-то работы, которые наталкиваются на сопротивление активистов, и здесь опять же попенять можно обе стороны. Казалось бы, чиновники могли бы уже оставить территорию в покое, ведь участков, нуждающихся в благоустройстве, в городе хватает. Но с другой стороны защитники старины также вспоминают о них только в определенные моменты, начиная активно возмущаться уже после старта работ.

 В то же время археологи считают обнаружение некрополя большой удачей, которая поможет им пролить свет на историю города и сохранить ее для потомков.

- Найденные останки предположительно можно датировать 17-м векам. Все они будут переданы для исследования антропологам, и для нас, как для ученых, это действительно кладезь знаний. Ведь по костям можно определить пол человека, причину его смерти, а вкупе с другими находками вроде нательных крестиков и монет, даже восстановить внешний вид жителя Боровска того периода. После того как наши коллеги изучат останки, они будут переданы для захоронения в деревне Красное, и на мой взгляд их будет лучше предать земле по всем правилам, чем оставлять лежать под ногами у жителей, - отмечает руководящий раскопками Олег ПРОШКИН.

 

ДЕНЕЖНЫЙ ЭТАП

Олег Леонидович имеет за плечами более чем внушительный археологический стаж в 36 лет, из которых большую часть он посвятил именно боровской земле. То есть, это человек, который прекрасно знает свое дело и разбирается в находках, но к его работе у членов ВООПИиК также есть вопросы. Касаются они прежде всего так называемого «открытого листа» или иными словами разрешения на проведение раскопок. Данный документ был выписан на сотрудника института археологии РАН Ивана СИРОШТАНА, но, по словам защитников культурного наследия, этот специалист на участке не появлялся вовсе, а работающий здесь Прошкин никакой ответственности за раскопки нести не может.

- Ни разу человека, на которого выписан «открытый лист» мы не видели, а это является нарушением закона. Он должен присутствовать с начала раскопок и до их окончания каждый день, поскольку несет за них ответственность. Мы не хотим никого ни на чем подловить, но считаем, что жить и работать нужно с соблюдением закона, - отмечает Кобзарь.

В свою очередь возглавляющая администрацию Боровска Анжелика БОДРОВА ответила, что в ВООПИиК не обладают всей информацией.

- Сотрудник РАН, которому выдано разрешение на проведение раскопок, приезжал на место работ и делает это регулярно. Начиная с апреля, когда раскопки начались, он постоянно курировал их ход, в том числе и подготовил отчет по итогам первого этапа работ за своей подписью. При этом за первые три месяца никто к археологам не подходил и не спрашивал у них, присутствует ли Сироштан на объекте или нет, - подмечает Анжелика Якубовна.

К слову, сама этапность раскопок также является предметом споров между защитниками старины и чиновниками. Дело в том, что согласно предварительно проведенному разделу под раскопки должно попасть куда больше территории, чем выделено сейчас, но как отмечают в администрации города, это явление временное, и все предписания будут выполнены.

- Деньги, полученные нами в рамках федерального гранта, не включают в себя средства на археологическое сопровождение работ, поэтому средства на эти цели мы выделяем из местного бюджета. Найти всю сумму разом у нас не получится, поэтому по мере перераспределения бюджета расширяем и зону работ, но в любом случае все, что было прописано изначально будет выполнено, - отмечает Бодрова.

В свою очередь Владимир Алексеевич считает подобный подход отговорками  местных властей и шагом, на который чиновники пошли лишь после того, как им указали на нарушения.

- Это подмена понятий, что у нас не было денег, и потому мы решили сделать вот так. Работы, по-хорошему, должны были быть сданы 20 декабря 2020-го года, и о втором этапе никто никогда не говорил. Есть один этап - 22-го июня он завершился, и все раскопки после этого, по сути, являются нарушением, - считает глава регионального отделения ВООПИиК.

 

КАПИТАЛЬНО ИЛИ НЕТ?

Есть у сторон и серьезные расхождения относительно самого проекта. В первую очередь они касаются строительства на площади нового фонтана. Как показал проведенный РИЦ опрос, большинство жителей хотели бы видеть на данном месте этот объект, и в целом защитники старины также не говорят категоричного «нет», но при этом отмечают те моменты, которые, по их мнению, явно идут вразрез с законодательством.

- По проекту под фонтан планируют закачать 25 кубометров бетона и наступит такое время, когда придется отвечать за нарушение закона, и этот объект придется демонтировать. Есть 73-й федеральный закон, который запрещает капитальное строительство на объектах культурного наследия.  Этот вопрос мы поднимали раньше, поскольку, когда еще шло обсуждение проекта, фонтан должен был быть в разы больше. Мы не против этого объекта как такового, но пусть он будет надземным, без многотонного основания, - рассказывает Владимир Алексеевич.

Но и главе администрации Боровска тоже есть что сказать по данному вопросу, при этом Анжелика Якубовна подчеркивает, что проект прошел согласование на всех уровнях и ни у кого не возникло вопросов по данному пункту.

- Нас пытались обвинить в капитальном строительстве, запрещенном на данном участке. Но фонтан к нему никакого отношения не имеет - это объект благоустройства, не более того. За работами осуществляется очень серьезный надзор, поскольку они выполняются за федеральные средства, а сам проект был одобрен региональным Отделом по охране культурного наследия, - отвечает Бодрова.

При этом у местных властей не стоит задача переиначить весь участок, строго следуя существующему плану. Последние находки подтолкнули чиновников к частичным изменениям существующего проекта. В частности, та самая стена 19-го века, которая по словам Прошкина, скорее всего, принадлежит церковной лавке, станет новой местной достопримечательностью. Остов здания планируют оставить в его первозданном виде после окончания раскопок и вписать в общий ансамбль, как напоминание о прошлом города.

 

 НАКАЗУЕМАЯ ИНИЦИАТИВА

К слову, то же самое касается и булыжной мостовой, которая в свое время также стала предметом жарких дискуссий. Датируемое началом 20-го века покрытие обнаружили на площади случайно, но сумбур вокруг находки все равно вылился в конфликт. А поскольку там же был замечен представляющий РАН археолог Прошкин, все камни полетели в сторону реконструкции площади. На деле ситуацию можно было бы назвать забавной, если бы она не касалась столь серьезной темы.

Археологи академии наук курируют только раскопки на самом месте благоустройства и те траншеи, которые роются для уборки кабеля. Учитывая, что для проводов нужно снять всего сантиметров 70 грунта - серьезных находок во время этих работ ждать не стоит. Те же раскопы, которые привели к обнаружению мостовой, по словам Бодровой, проводила вовсе не администрация города.

- На этом участке работали наши районные электросети, по собственным нуждам. Для ликвидации аварий они имеют право заниматься своим делом без предварительных согласований и именно их рабочие обнаружили мостовую, - отмечает Анжелика Якубовна.

Как прекрасно известно жителям района, наши энергетики - люди с непробиваемой психикой, и достучаться до них не всегда получается у чиновников и жителей, которые являются их прямыми абонентами, куда уж там защитникам старины! А вот Прошкина находка рабочих заинтересовала, и любопытство археолога в итоге вышло ему боком.

- В данном случае я выступал просто как частное лицо. Увидел часть мостовой, подошел посмотреть. Попросил рабочих дать нам возможность ее извлечь, а в результате на меня написали жалобу, и не одну. Сопровождением этих работ наш институт не занимается, поэтому, можно сказать, что мое археологическое любопытство сыграло злую шутку, - отмечает Олег Леонидович.

Спасенные фрагменты старой кладки, к слову, не исчезнут бесследно. Их также планируют уложить вокруг остова церковной лавки, а может и в других местах, добавляя частичку истории в проект.

 

ШАНС НА ДИАЛОГ

В сухом остатке получается, что администрация и защитники старины не дают друг другу заскучать, и складывается впечатление, что подобные дебаты можно будет наблюдать на протяжении ближайших двух лет, пока идут работы. С уверенностью можно сказать одно - учитывая, что контролем работ занимаются на федеральном и областном уровне, да еще и с привлечением РАН, у местной администрации просто нет возможности для какого-то самоуправства, а значит и почвы для громких заявлений об уничтожении истории города, в то время как археологи напротив пытаются узнать о ней еще больше, нет.

С другой стороны, внося свои коррективы чиновники также могли бы задуматься о том, как увязать свое видение Боровска нового с Боровском старым, за который радеют активисты. И добавить в проект те же информационные таблички, рассказывающие о том, что раньше было на этом месте или установить мемориальную плиту в память о тех, кого замучили до смерти фашистские захватчики, создавшие в стенах стоявшей здесь церкви концлагерь с нечеловеческими условиями.

Работая сообща, обе стороны смогли бы провести такую реконструкцию, которая без потери в комфорте отразила все богатое наследие города. Но, увы! Очевидно, что этому не бывать, и тянущийся уже больше десятилетия конфликт между чиновниками и защитниками старины продолжит сотрясать районный центр, отдаваясь эхом на уровне региона, как минимум.

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться