журнал
Одна из главных ролей государства в жизни общества - регуляция социальных отношений. Это относится не только к контролю за соблюдением законов, но и поддержке тех слоев населения, которые больше всего в этом нуждаются.
В первую очередь речь конечно же идет о выплатах малоимущим семьям, гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и так далее. Но говоря о материальной поддержке зачастую получается, что исходящие от правительства инициативы хорошо выглядят на бумаге, но далеко не всегда показывают себя рабочими на деле.
Как рассказала возглавляющая отдел социальной защиты Галина КРАМОРОВА, сейчас ее сотрудникам приходится искать людей, которым можно оказать помощь. Вот только причина тому не отсутствие жителей, которые были бы рады получить поддержку от государства, а установленные законом рамки, оставляющие «за бортом» большую часть нуждающихся.
МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ
Ситуация с пособиями всегда вызывает у людей двоякое ощущение. С одной стороны, все прекрасно понимают, что государство должно поддерживать граждан в сложной ситуации. Но с другой, особенно ярко это проявляется в европейских странах, социальные выплаты зачастую превращаются в иждивение, когда получающий их человек и вовсе перестает что-либо делать самостоятельно, существуя исключительно на бюджетные выплаты.
У нас прожить на одни лишь выделяемые государством субсидии гораздо сложнее, но повод задуматься все-таки есть. Взять хотя бы «путинские выплаты» этого года, предназначенные для малышей и детей от 3 до 17 лет. Их объединяет один критерий выдачи - у семьи доход на одного члена не должен превышать суммы прожиточного минимума, в нашем регионе это 12 488 рублей.
А теперь давайте задумаемся, сколько таких семей мы можем найти? Большинство родителей, попавших в сложное положение, даже будучи одинокой матерью или отцом, никогда не допустят, чтобы их доходы упали настолько низко, ведь по сути половина этой суммы уйдет на коммуналку, а ребенка и себя нужно, как минимум, еще кормить. Нормальный человек будет искать работу, и скорее всего там ему будут платить больше, чем прожиточный минимум. А значит, на самом деле на поддержку государства может рассчитывать очень малое количество людей. В большинстве случаев, это маргиналы, которые не хотят работать, зато не прочь получить государственные деньги, чтобы и дальше вести привычный образ жизни на «детские» выплаты.
Еще одним вариантом получить госдотации становится та самая «серая зарплата», когда по документам человек получает минимум, а остальное ему передают в «конверте». В случае с молодыми семьями, где работает только один родитель, проще тогда и вовсе не расписываться и жить в гражданском браке. Тогда доход матери плюсоваться с заработком супруга не будет, и она сможет претендовать на выплаты.
Иными словами, поддержка для семей построена таким образом, что сама по себе толкает людей против тех ценностей и решений, которые государство пропагандирует, и даже поощряет безответственных личностей.
Конечно, при рассмотрении заявлений есть еще критерий «нулевого» дохода, когда у просящего выплату в течение определенного срока вообще не было никаких финансовых отчислений по налогам, но обойти эту преграду несложно.
В ПОИСКЕ НУЖДАЮЩИХСЯ
Порог низкого дохода зачастую становится преградой и для самих чиновников, которые прекрасно понимают общую ситуацию и даже хотят помочь людям, но натыкаются на установленные требования. Ведь получается, что между человеком с зарплатой в 12 488 рублей и его соседом, получающим 13 тыс. руб., - пропасть. И если первому надо всячески помогать, второй живет в полном достатке и справится сам.
Например, хорошая по своей сути система социального контракта наступает на те же грабли.
Как рассказала возглавляющая отдел соцзащиты Боровского района Галина КРАМОРОВА, в рамках этих выплат существуют несколько направлений.
- Всего на выполнение обязательств по поддержке в рамках социального контракта нам было выделено порядка 17 миллионов, рассчитанные на 120 человек. Всего есть 4 направления: выплата в 250 тысяч на открытие своего ИП, помощь в сельскохозяйственной деятельности вроде денег на постройку теплиц, покупку оборудования или животных, поддержка семей в трудной жизненной ситуации и тех, кто ищет работу через Центр занятости. По третьему пункту мы не переживаем, здесь у нас есть желающие, которым эти выплаты помогут, а вот по остальным просим глав поселений провести работу с жителями, ведь им лучше известно, кто может за этими деньгами обратиться, - отметила Краморова.
Иными словами, даже сами чиновники понимают, что найти не просто желающих, да еще и тех, кто проходит по финансовому критерию, будет достаточно сложно. Вот и получается, что даже такая, в общем-то рабочая и интересная инициатива, воспользоваться которой можно в самых разных целях, снова упирается в прожиточный барьер.
И речь опять же вовсе не о том, что у нас в районе нет людей, которым нужно помочь, а в том, что давно пора пересмотреть тот порог, исходя из которого эти люди определяются.
Но с другой стороны, это заставит признать в масштабах федерации, что сумма прожиточного минимума давно должна быть переименована в сумму выживания на пределе сильно ужатых возможностей. А это уже вопрос политической важности, равнозначный признанию того, что инфляция в стране вдвое выше официальной статистики. Так что особых изменений, влекущих сильные финансовые обременения для государства, ждать не приходится. А широкий перечень социальной помощи нуждающимся и его применение на практике по-прежнему соответствует фразе Виктора ЧЕРНОМЫРДИНА «Хотели как лучше, а получилось как всегда!».
Семен ФРОЛОВ