Неделя Боровского района
Глава депкорпуса с бесом не встречался!
Ситуация
02.09.2021








Одной из самых запоминающихся новостей последнего месяца можно смело назвать решение СП «Ворсино» разработать герб. Как правило, сельские поселения довольствуются районной геральдикой, не имея своего символа, хотя по закону имеют право на индивидуальность. Но одно из самых богатых сел области вполне заслуживает собственного отличительного знака, да и к тому же может себе его позволить.
В качестве главного персонажа был предложен фантастический вздымающийся бугриф. Но вымышленное симбиозное животное, воплотившее в себе верх птицы и низ быка, пришлось по душе не всем жителям.
Более того, противники нарисованного животного не просто выразили свои недовольства где-нибудь в интернете, а организовали целую кампанию по «изгнанию чудовища» из села! И согласитесь, когда на заседании сельской Думы идет обсуждение бесов и свастики, становится как минимум интересно узнать, в чем же собственно дело!
НОВЫЙ СИМВОЛ
Для того чтобы лучше понимать предмет ворсинской дискуссии, нужно разобраться, как вообще зародилась такая историческая дисциплина, как геральдика. Сегодня ее появление относят к первой половине 12 века, а именно к периоду между первым и вторым Крестовыми походами. Развитие военного дела привело к появлению закрывающих все лицо и тело доспехов, и воинам было непросто отличить товарищей в пылу сражения. Поэтому на щиты они стали наносить различные изображения, чтобы отличать свой отряд и действовать с ним как единое целое. Со временем эти рисунки и символы стали ассоциироваться с бойцами из отдельных регионов или возглавлявшими их рыцарями, что и привело к появлению гербов.
Сегодня для нас это дела давно минувших дней, но традиция никуда не делась. И тем же поселениям и районам все равно приятно иметь символ, который служил бы отличительным знаком среди прочих сел и городов.
Поэтому, когда глава администрации СП «Ворсино» Алексей ГЕРАСЬКИН на своей странице в социальных сетях показал разработанный для муниципалитета герб, это сразу же привлекло внимание общественности.
- Бугриф – многозначный символ непрерывного развития, перерождения, смены основного фокуса Ворсина с
сельского хозяйства
на
индустриализацию и промышленное производство. В
то
же время, он
олицетворяет верность историко-культурным традициям, память и
уважение к наследию предков, передаваемые из
поколения в поколение, —Примененные в
гербе и флаге цвета и
металлы дополняют символику существа: червлень — это жизнеутверждающая сила, труд, красота и праздник; золото – высшая ценность, богатство, стабильность, уважение, тепло; серебро – чистота, совершенство, мир и взаимопонимание, — так описал Алексей Васильевич изображение.
БЕСОГОН
Однако, как оказалось, далеко не все жители Ворсина воспринимают мифическое существо именно так. Спустя некоторое время в селе стали появляться листовки, в которых бугрифа называли не иначе как «бесом», изгонять которого из поселения на последнем заседании местной Думы пришли инициативные граждане во главе с Юлией КРАЮШКИНОЙ.
- Символ должен объединять людей и нести некий посыл – хороший, плохой или нейтральный. Например, красный крест — знак спасения, чайка – МХАТ и так далее. Эти знаки вокруг нас, и мы сталкиваемся с ними каждый день. Есть очень спорные символы – например, свастика, которая до 1933-го года была довольно распространена и не несла никакого негатива, а после того, как ее взяли нацисты, стала вызывать лишь ужас и отвращение. И наш герб, мне честно говоря, не понравился. Грифон – это спорное существо, символизирующее могущество, власть и гордыню, с одной стороны защитник – с другой злобный и неукротимый зверь. Этот образ подсознательно вызывает ужас и тревогу, я не могу это объяснить, но что-то не то, — поделилась своим восприятием Юлия Анатольевна с народными избранниками.
При этом говорила Краюшкина не только от своего лица, она также принесла с собой письмо, под которым подписалось более двухсот жителей. Также свои слова активисты подкрепили еще и экспертным мнением. По словам Юлии Анатольевны, она обратилась за разъяснением в Геральдический Совет, и даже зачитала письмо от Юрия РОСИЧА.
- В случае с бугрифом лично бы постарались отговорить главу вашего поселения от такой фигуры и вообще бы не предлагал ее изначально, так как мифическое существо с копытами явно ассоциируется с негативным образом. Вы верно подметили среди геральдистов желание своего рода «выпендриться», показать, так сказать, уровень своего мастерства и сделать оригинальный уникальный герб, но есть предел разумности. Я тоже считаю, что это не должно делаться в ущерб муниципальному образованию и культурным ценностям нашей страны. Но окончательное решение принимает местное самоуправление, и оно вправе отказаться от предложенного варианта, — зачитала выдержку из письма Краюшкина.
ЛИЧНО НЕ ЗНАКОМ
Эти громкие слова действительно не оставили депутатов безучастными, тем более, что среди народных избранников также назрел раскол. Например, активно в поддержку активистов выступили Владимир БОБЕР и Валентина МОРОЗОВА, которые изначально были против предложенного герба.
Так, Владимира Ивановича образ бугрифа сам по себе не сильно озаботил, он посчитал, что тратить деньги на подобные инициативы просто нецелесообразно. А вот Валентина Васильевна поддержала идею о том, что фантастическое существо для герба села не подходит.
- Я изначально была против образа этого чудовища и повторяю это сейчас. Пожалуйста, пока не поздно, давайте наше решение отзовем. Вы ведь видите, что люди против нас, — выступила депутат.
А вот Сергей ПЕТУХОВ напротив, отметил, что ему на глаза не попадались отрицательные отзывы по предложенному изображению.
- Я смотрел публикации и в социальных сетях, и в средствах массовой информации и нигде не натыкался на то, чтобы жители высказывались негативно. Сколько людей, столько и мнений! И я считаю, что нам нужно провести голосование среди населения, чтобы жители приняли свое решение, — заявил Сергей Александрович.
Однако это рациональное зерно было погребено под дальнейшими обсуждениями «бесовской» природы бугрифа, закончившейся только после очень емкого комментария главы поселения Рудольфа РЕГЕРА.
- Я со своей стороны услышал ваши опасения, но поскольку лично никогда его не встречал, не могу подтвердить, что бес или черт выглядит именно так, — подытожил Рудольф Борисович.
В ответ на это Владимир Бобер заметил, что подобный пугающий символ больше подошел бы рыцарям, но никак не мирному сельскому поселению.
Честно сказать, после заседания я довольно долго вглядывался в обсуждаемый герб, но никак не смог углядеть в нем чего-то, что вызвало бы хоть какой-то намек на страх и нечистую силу. Да, как уже было сказано выше, геральдика произрастает из военных традиций, и отголосок «боевого» прошлого можно усмотреть на очень многих эмблемах. Но как и в случае с упомянутой Краюшкиной свастикой, значение символов меняется с течением времени. Средневековые солдаты и дворяне запугивали врага грифонами и драконами на своих щитах, но страх этот строился на том, что эти существа для человека того времени вовсе не были мифом. Они были частью общей картины мира, с ними бились такие герои саг и легенд, как Сигурд и Беовульф, родством с которыми кичились многие знатные рода.
Но какой страх перед этими существами может быть у человека, живущего в 21-м веке – большой вопрос.
А СУДЬИ КТО?
Кто-то со мной не согласится и будет абсолютно прав. Восприятие любого символа, изображения и знака в сознании каждого человека абсолютно индивидуально. Но раз уж ворсинского бугрифа успели заклеймить «бесом», то было бы правильно послушать и другую сторону, которая видит в этом существе очень возвышенный символ.
Например, разработавшего этот герб Константина МОЧЕНОВА, которого коллега Росич в своем письме уличил в желании «выпендриться». Будучи исполнительным директором Союза Геральдистов России, он принимал участие в разработке более 2 тысяч гербов, среди которых и символ как самого Боровского района, так и его поселений — Балабанова и Ермолино.
- Работу над этим гербом мы начали уже более 7 лет назад. Возглавлявший тогда администрацию поселения Георгий ГУРЬЯНОВ хотел, чтобы символом Ворсина стала единая фигура, отображающая историю поселения и его устремления, как это было в соседнем Балабанове. Я всегда говорю, что геральдика – волшебница. С ее помощью можно изобразить что угодно, и в случае с вашим поселением бугриф – это символ превращения сельскохозяйственной территории в процветающее село с развитой промышленностью. Опираясь ногами племенного быка как основы, он орлом стремится к новым успехам, ключом к которым является молот в его руках, символизирующий труд и расположенные здесь производства. Мне странно слышать, что в нем видят какого-то «беса», ведь это существо в данном изображении — трудяга! На Постоянной комиссии Геральдического Совета при Президенте РФ по вопросам региональной и муниципальной геральдики герб был рассмотрен и получил весьма одобрительные заключение. Конечно, каждый человек вкладывает в изображение свое восприятие и для кого-то это будет сказочное существо, помогающее людям, а для кого-то чудовище. Значение одно, но подход совершенно противоположный. И неприятно видеть, что мой коллега Юрий Росич подливает масла в огонь, тем более, насколько я знаю, членом Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации он не является, хотя противники герба почему-то и ссылаются на эту организацию, — отметил Константин Федорович.
Как быть, когда одно изображение вызывает столь разные трактовки – решить сложно. Но в данном случае наиболее подходящим выглядит как раз предложение Сергея Петухова о том, чтобы вынести этот вопрос на обсуждение жителей. Депутаты, пусть и получившие на пять лет право говорить от имени ворсинцев, вряд ли могут самостоятельно принять решение, которое останется в веках, по крайней мере из этических соображений. Впрочем, как отметил глава администрации СП «Ворсино» Алексей Гераськин, готовы ли парламентарии пойти в народ или все-таки предпочтут решать вопрос самостоятельно – остается на усмотрение Думы.
- Данное обращение граждан без внимания точно не останется. Конечно, хорошо бы разобраться, как собирались подписи, и действительно ли люди подписывались именно под этим обращением. В любом случае, Думе предстоит принять какое-то решение, которое мы как администрация будем исполнять. Если решат проводить опрос – будем проводить, — рассказал Алексей Васильевич.
Пока парламентарии решили взять небольшую паузу, чтобы разобраться в вопросе более подробно. Предложенный герб — символ с изначально заложенным в него смыслом добра и труда, но ни автор, ни чиновники не могут отвечать за то, что в этом изображении углядит каждый человек.
Степан ФЕДОРОВ

Поделиться