Неделя Обнинска
Между двух полюсов
гость недели
09.09.2021

Недавно по всей стране начался новый учебный год. В последние пару лет из-за пандемии коронавируса систему образования достаточно сильно «лихорадит», но несмотря на это в Боровском районе не стоят на месте и активно внедряют ноу-хау в учебный процесс.
При этом нельзя забывать о том, что школа – институт с богатыми традициями, которые также нельзя в одночасье отменить и подстроить всю работу под веяния прогресса.
О том, как идти в ногу со временем, но при этом сохранять все лучшее от советской системы журналистам «Недели» рассказала заведующая районным отделом образования Наталья КУСТОВА.
В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ
- Наталья Павловна, традиционный вопрос в начале каждого учебного года – сколько ребят 1-го сентября пошли в первый класс?
- В этом году у нас заметно прибавилось число учеников. В конце каникул, честно говоря, буквально хватались за голову — классы были укомплектованы, а дети продолжали идти, и всего набралось почти 900 первоклашек. В каждой школе, за исключением сельских, у нас сейчас по три первых класса, а есть и по пять, в которых в среднем по 29 человек.
- В данной ситуации, строительство новой школы в Балабанове в прошлом году оказалось очень кстати?
- Да, но учитывая общую картину, мы понимаем, что этого недостаточно. В прошлом году в пятой школе училось 800 человек, сейчас – больше тысячи. Такие флагманские школы как «первая» балабановская и «первая» боровская также перегружены. Поэтому есть необходимость в строительстве новых учреждений.
- Где новые школы нужнее всего?
- В планах есть объект в Боровске, также в Балабанове, на Гагаринском поле, где будет строиться новый жилой микрорайон, должны также открыть детский сад и школу. Этот участок за счет своего расположения самый востребованный у родителей и учеников. Большинство людей обращает внимание на то, насколько удобно будет добираться на уроки. Например, в том же Балабанове есть «вторая» и «третья» школы, где даже в первых классах есть свободные места, но и расположены они на удалении от центра.
- В этом году пандемия внесла свои коррективы в работу образовательных учреждений?
- По сравнению с прошлым изменений никаких. Ребята будут учиться в одном кабинете, а посторонним лицам вход на территорию школ будет закрыт. Также остается в силе запрет на массовые мероприятия. А такие вещи как маски, санитайзеры и рециркуляторы уже сами собой разумеются. Ну и, конечно же, ведем работу с сотрудниками насчет вакцинации.
- И как реагирует коллектив?
- Во всех школах по-разному. В целом, большинство педагогов понимают все риски – все-таки мы работаем с детьми и должны принять все возможные меры по их защите. Например, в балабановской «первой» школе у нас уже привито более 90% работников и надеемся, что остальные образовательные учреждения не будут отставать.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
- Расскажите, что нового ждет нас в новом учебному году?
- Самое масштабное и интересное – это новая воспитательная программа. Ее разработали во всех школах, и по ней уже начата работа. В ее основе – упор на воспитательные функции школы, развитие в ребятах общечеловеческих ценностей, таких как взаимопомощь, доброта, отзывчивость и неравнодушие. В нашем обществе в последнее время этого сильно не хватает.
- Честно говоря, на большое новшество не очень похоже…
- Как говорится, все новое – это забытое старое. По сути то, о чем мы говорим сейчас, это советские методики, обличенные в современную форму. Это хорошие практики, проверенные временем, и они будут полезны нынешним школьникам. Мы видим, что ребята зачастую становятся отстраненными и достаточно равнодушными к окружающим их людям. Современные технологии этому способствуют, и нам нужно уравновесить это стремление, разбудить интерес к этим вечным ценностям.
- В какой форме будет проводиться эта работа?
- На самом деле она присутствует абсолютно во всем. Школа никогда не теряла своих воспитательных функций, просто сейчас их выделили в отдельную программу. Это внеклассные занятия, патриотическое воспитание и другие подобные активности, которым было невозможно уделять столько времени, пока мы учились в две смены. Да и сами уроки помогают приучать ребят к дисциплине, уважению друг к другу. Например, традиционное приветствие, когда ученики встают из-за парт или отвечают на вопросы, не перебивая друг друга. Да и сами преподаватели должны частично перестроиться. Так, есть пункт, согласно которому учитель всегда должен заходить в кабинет с улыбкой. Для многих молодых педагогов это звучит довольно странно.
- Раз уж мы коснулись кадрового вопроса. Насколько возрастным можно назвать преподавательский коллектив района?
- В целом, можно сказать, что процесс «омолаживания» пускай не слишком быстро, но идет. Новые люди приходят к нам по программам «Земский учитель» и «Учитель для России». Хорошо работает целевой набор – с прошлого выпуска 20 человек решили поступать по направлению. Не у всех, конечно, получится попасть на бюджетное отделение, но часть специалистов после обучения к нам все-таки вернется.
- Насколько важно, чтобы в школьные коллективы поступала «молодая кровь»?
- Это очень важно. Молодым людям гораздо проще найти общий язык с учениками, это факт. Они больше попадают в современные тренды, лучше понимают образ мысли ребят, и это помогает сделать образовательный процесс проще и интереснее для всех сторон. Этим летом у нас был хороший пример – цирковой лагерь в кривской школе. Его вели девушки по программе «Учитель для России», и мы к ним направили самых сложных наших ребят – непоседливых, с проблемами с поведением, и, конечно же, переживали, как все пройдет. И результат получился отличным. У этих девушек получилось найти подход ко всем, ученики по-настоящему сплотились, сдружились и не хотели расставаться как с педагогами, так и с друг другом. На фоне наших обычных летних площадок их подход выглядит совершенно новым, необычным, и детям это нравится гораздо больше, чем рисовать на асфальте и ходить строем в столовую. И, конечно, нельзя забывать о том, что с каждым годом у нас внедряются новые технологии, с которыми молодому человеку гораздо легче разобраться.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
- Давайте поговорим об этих технологиях подробнее.
- В первую очередь это такие проекты как «Точка роста» и «Успех каждого ребенка». Плюсов от них очень много – это и новые классы, в которых приятно находиться, и современное оборудование, и возможность преподавать с использованием новых средств. Это гораздо интереснее для школьников. Современные дети целиком погружены в цифровую среду, и то что нам кажется сложным в освоении, для них абсолютно естественно. Поэтому невозможно найти общий язык с новым поколением, если мы сами не готовы меняться и идти в ногу со временем. Поначалу многие преподаватели хватаются за голову, но потом разбираются и понимают, что вести урок с помощью интерактивных досок, интернета и различных гаджетов проще и увлекательнее. По результатам прошлого года можно сказать, что качество образования по предметам, которые преподавались в этих кабинетах, заметно улучшилось.
- Но ведь подобные проекты нацелены в первую очередь на города, и в отдаленных шкалах такой роскоши нет?
- Здесь нужно понимать, что просто из-за разницы в инфраструктуре перевести наши сельские образовательные учреждения на современные технологии будет достаточно непросто. Но у нас есть пример школы в деревне Коростелево, где работает современный класс технологии с новыми станками и оборудованием. И для учащихся здесь ребят это невероятно интересно, они такого не видели никогда, и подобное нужно стараться внедрять и дальше.
- Наталья Павловна, мы с вами коснулись как проверенных советских методов, так и современных технологий. В обществе при обсуждении образования большинство людей делятся как раз на два лагеря – одни за модернизацию в любом виде, другие за возврат к старым традициям. Так кто же, по вашему мнению, прав?
- Правы обе стороны. Образование – процесс сложный, и на мой взгляд здесь необходим симбиоз. Советские практики, воспитывающие детей духовно, прививающие важные ценности, необходимые для личностного роста, важно сохранить. Но их необходимо сочетать с реалиями современного мира. Согласитесь, в век цифровых технологий глупо будет их игнорировать, и учить детей исключительно по учебникам и тетрадям, когда они имеют доступ ко всем гаджетам и устройствам. В этом, наверное, главная задача учителя – не забывать постоянно обучаться самому, ведь только говоря с учениками на понятном им языке можно донести до них что-то важное и полезное.

В тему
ПРОБЛЕМА ОСТАЛАСЬ
Людмила КНЯЗЕВА, директор балабановской МОУ СОШ №1 - Мне хотелось бы извиниться перед родителями, потому что дети идут и многие расстраиваются и жалуются, что я не беру. Проектная мощность нашей школы – 720 детей, на сегодняшний день в ней обучается 971 ребенок. Классы переполнены, введено ступенчатое расписание в начальной школе, но мы справляемся.
Можно сказать, что строительство «пятой» школы наши проблемы не решило. Еще лет двадцать назад мы рассматривали возможность строительства пристройки к нашему учебному заведению, но тогда не было финансирования. Недавно общались с главой местной администрации Сергеем ГАЛКИНЫМ, он тоже задавал этот вопрос. Может быть, в будущем какие-то возможности для расширения через областные или федеральные программы получится найти.

БЕЗ ДАВЛЕНИЯ
Сергей КУПРАНОВ, директор боровской МОУ СОШ №1 - На сегодняшний день у нас привито порядка 45%, может немного больше, сотрудников. Это не самый высокий показатель, но я как руководитель считаю, что решение, делать прививку или нет — это личный выбор каждого, и как-то давить и навязывать конкретную позицию я не имею права. Что касается принятых мер по противодействию коронавирусу в школе, то у нас все на высоком уровне. С начала учебного года ученики на входе проходят через телеметрию, ограничен доступ посторонним, а также исключено перемещение из класса в класс. Конечно же, везде стоят санитайзеры, и проводится регулярная уборка и санобработка всех помещений.

Беседовал Степан ФЕДОРОВ

Поделиться