Неделя Боровского района
Надежда Расческова: «Я мечтала стать актрисой, но о решении пойти в педагоги не пожалела ни минуты»
В гостях у ...
30.09.2021

5 октября свой профессиональный праздник отметят педагоги и учителя. От труда этих людей зависит будущее поколение, но между тем о самих преподавателях и директорах школ боровчане зачастую знают совсем немного.

Чтобы исправить это журналисты «Недели» пообщались с директором балабановской школы №4 Надеждой РАСЧЕСКОВОЙ, которая рассказала о своей семье, пути в профессию, а также женских хитростях, позволяющих сохранить молодость в любом возрасте.

 

ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

- Надежда Александровна, прежде всего как журналист и как женщина хочу у Вас спросить - как Вам удается так хорошо выглядеть?

- Вы знаете, сказать, что я собой много занимаюсь, не могу.  Не потому что нет времени, а потому что в этом плане я ленивая. Нормальная женщина, когда встает с утра - патчи на глаза накладывает, кремы наносит и так далее. А я утром в огород, полить цветочки, помидорчики. Поэтому честно скажу - не знаю, почему так, наверное, энергии много, и это дает тонус всему организму, но я не верю, что не выгляжу на свои 70 лет.

- Но и правда не выглядите!

- Я всегда говорю - не покрасьте мне голову, оденьте косыночку и будет совсем другая картина. В любом возрасте нужно «держаться на плаву», немножко следить за собой и все.

- Значит, не забывать уделять себе внимание и есть весь секрет?

- Да, ну и конечно работа тоже дает свое. Мы, преподаватели, немного вампиры. Дети берут многое от нас, а мы в свою очередь подпитываемся от них энергией, нам хочется понимать их, быть с ними на одной волне.  И вот эта молодость, которая, по вашим словам, во мне есть - это все от ребят, с которыми я работаю.

- Каждый раз, когда я с Вами встречаюсь, у Вас всегда хорошее настроение. Никогда не видела Вас злой или унылой, в чем черпаете этот позитивный заряд?

- Я думаю, это наследственность. У меня были очень позитивные родители. Трудностей в жизни они видели много, но никогда не опускали руки, всегда видели в жизни хорошее. Мама говорила: «Если тебя обидели, никогда не проклинай человека, а как уйдет, попроси у Господа дать ему разуму».  Она была верующей: у нее стояла иконка, был простой крестик, но в церковь никогда не ходила по своим причинам. На Пасху все соседи ждали, когда тетя Лида (моя мама) будет кулич печь - она это делала в кастрюле, и всегда всем дарила куличи и яйца. Мы, наверное, штук по сто их красили в луковой шелухе.

- А какой была Ваша семья, в которой Вы росли?

- Мама у меня в Таджикистане оказалась в 1933-м году, когда было раскулачивание. У них в семье было семеро детей, корова и две козы, это считалось уже богатством, да к тому же ее отец был человеком неравнодушным, с властью не всегда соглашался. По этим причинам в 15 лет мама с семьей приехала туда. А в 1944-м году в местный госпиталь с ранением попал мой отец, так они познакомились и остались там жить.  Как ветерану, папе дали участок в 10 соток, построили так называемый финский домик. Они всегда были очень позитивными и хлебосольными. У нас никогда ворота не закрывались - идут люди мимо с работы, даже в ночную смену, их всегда пригласят, накормят, чаем напоят. Отец, к слову, был начальником отдела снабжения комбината, занимавшегося переработкой урановой руды, которая шла как раз сюда, в Обнинск. Получается от урана приехали к урану, наверное, поэтому хорошо и выгляжу.

 

БУРЯ ЭМОЦИЙ

- Надежда Александровна, будучи позитивным человеком, иногда все-таки выходите из себя?

- Конечно, бывает, злюсь. В первую очередь на саму себя.  Причем иногда из-за мелочей - вот войду во двор школы, увижу, что что-то не так, и завожусь. Не от того, что у меня чего-то нет или не хватает, а из-за того, что люди меня не слышат и делают все не так. Я скажу раз, два, ну а потом держитесь!

- Повышаете голос?

- Да. Стыдно признаться, но лукавить не хочу. Я очень эмоциональный человек. Ненавижу в себе эту черту, но измениться не могу. Люди вокруг уже привыкли - у нас техслужащие в школе со мной работают уже по 25 лет, назовите сейчас хоть одну организацию, где люди за 8700 рублей столько времени трудятся.  С ребятами тоже бывает, когда они начинают дурью маяться. Но ничего, находим общий язык, но эту черту в себе я действительно не люблю и каждый раз, когда в церкви бываю, прошу в первую очередь о здоровье, а потом, чтобы от этого избавиться. Но все же я отхожу быстро. И если понимаю, что перегнула, то всегда извиняюсь.

- Такое у Вас случается только на работе?

- Да что Вы, дома как я всех гоняю - не дай Бог никому. Дети смотрят на меня и думают: «Ну, мама, переживем, другой уже не найдем». Они взрослые у меня - самой старшей дочери будет 48 лет, она работает методистом в детском саду «Ладушка», сыну 46, младшей - 35 будет. И еще шесть внуков. Большая семья.

- А как у Вас отношения с мужем?

- Мы вместе 49 лет. Ухаживал за мной он четыре года и даже дрался с другими парнями. Я красавицей не была, но всегда была эдакой заводилой, и мальчишки ходили за мной толпами.

- Такое хулиганистое поведение присуще многим активным детям, и в каждом классе есть такие ребята. Как Вы сейчас к ним относитесь, ведь когда Вы были на их месте в школе - это одно, а сейчас, как директор, уже совсем другое?

- Вы знаете, это же в большинстве своем от переизбытка энергии. Я в школе участвовала во всех соревнованиях, КВНах и так далее. В университете была поваром - во время трудовых десантов готовила на 150 человек и при этом никогда не рвалась в лидеры. Это всегда получается само по себе. И, честно сказать, таких ребят сейчас я люблю больше всех, нужно только эту энергию правильно направить.

 

С ЮМОРОМ ПО ЖИЗНИ

- А как Вы вообще определились с выбором профессии?

- У нас в Ленинабаде был только педагогический институт, но никто из ребят не хотел оставаться. Я тоже просила, чтобы меня отпустили, но отец был против. В вузе на выбор всего две кафедры - руслита и иностранные языки. В школе мы изучали немецкий, он, конечно, по-своему красивый, но мне всегда казался тявкающим, и я как представила, что приду на урок и буду на детей «гавкать», то сразу определилась с выбором.

- Получается, в пединститут вы пошли отчасти в силу обстоятельств. А о чем мечтали?

- О театральном. У нашего завуча брат был деканом одного из факультетов в Щукинском училище, а я в школе постоянно играла в КВН, была капитаном команды. И вот он говорит, что мне надо только в театральный, что и с отцом поговорит, и с братом, чтобы отпустили. Но не получилось. Да и я, честно сказать, не сильно рвалась, потому что не была уверена, что поступлю. В итоге, осталась и ни капли об этом не жалею.

- КВН - это своеобразная «каста». Нельзя быть членом команды, не имея чувства юмора и принятия себя.  Да, ты играешь какие-то роли, но при этом в отличие от актера, всегда позволяешь людям смеяться над собой. И это такие качества, которые не всем даны в характере. На Ваш взгляд, у Вас хорошее чувство юмора?

- Думаю да, но я не могу себе оценку давать - это неприлично. Нужно спросить у людей, которые живут со мной рядом.  Каждый человек шутки воспринимает индивидуально, и кто-то засмеется, а кто-то останется недоволен.

- В Вашем кругу много людей с хорошим чувством юмора?

- Да, если говорить о семье или подругах, то почти все. Среди коллег тоже много веселых людей. Например, в нашем районном собрании Сергей Васильевич КУПРАНОВ, с которым всегда можно посмеяться в нерабочее время, поднять друг другу настроение или Василий Николаевич ИСАЕВ, тоже всегда позитивный и «живой» человек.

 

ПРИЗВАНИЕ ПО ЖИЗНИ

- Надежда Александровна, за время Вашей работы школьное образование сильно изменилась?

- Очень сильно. Многие новшества, которые вводят, мне не нравится. Компьютеризация и прочие технические новинки, на мой взгляд, в таком большом объеме использоваться не должны. Во-первых, она может подвести, во-вторых, она вредит здоровью, и в-третьих ребята и так вне занятий с головой в этих устройствах, их наоборот бы хоть ненадолго оттуда выдернуть. Говоря про мой предмет - русский язык и литература, слово учителя здесь - самый важный инструмент, которым ты должен владеть в совершенстве и учить этому детей, а не переводить этот процесс в электронную форму. Я, после того как стала депутатом, от классов отказалась - не могу подводить детей. Приходится отвлекаться на совещания, собрания комиссий, заседания. Ребята из-за этого страдать не должны.

- Вы помните, как пришли работать в эту школу? Новое место, новые люди, ученики.

- В 1996-м году, тогда это была новая школа и до прошлого 2020-го года самая большая.  Помню, было очень волнительно. Когда пришла, здесь был раздрай, многие хотели попасть на это место, и я только потом узнала, что претендовало 7 человек. Но руководство решило в мою пользу, поскольку я была посторонний человек, вне внутренних противостояний, которые не идут на пользу общей работе.

- И как принял коллектив?

- Сложно. Отработала неделю, от заката до рассвета сидела, до потери пульса буквально, готовя педсовет по итогам первой четверти. И вот, веду его, а меня не слушают, разглядывают. Потом подходит ко мне один из учителей, лидер профсоюза, и говори: коллектив решил, что я не подхожу. Отвечаю - пишите заявление в отдел образования, собирайте подписи, и тогда я уйду без проблем. А саму внутри трясет! Проходит неделя, вызываю к себе эту учительницу и спрашиваю: где письмо? А никто его и не подписал. Трения, которые были внутри коллектива, удалось благополучно решить и наладить понимание и взаимодействие.

- И за все эти годы Вы не устали от работы?

- Нет, как будто вчера пришла на эту работу и по-настоящему ее люблю. Учебный процесс идет своим чередом, конечно, здоровья на него уходит много, но как я говорила - подпитываемся силой от наших ребят. Плохих детей не бывает в принципе и никогда не было - меняются родители.

- С ними тоже бывает тяжело?

- Порой сложнее, чем с учениками. Особенно огорчает, когда у человека нет культуры - так порой бывает с молодыми родителями, рожденными в 90-е годы. Вот приходят просить, чтобы взяли ребенка в школу иногда в грязных майках или шортах, больше похожих на трусы, хамят.  Но много и хороших, которые с пониманием относятся, вежливые. В общем, бывает всякое.

- А какие вопросы чаще всего становятся самыми острыми?

- В последнее время это «Цифровая среда». Многие неправильно ее понимают, думают, что это перевод детей на постоянное дистанционное обучение, работа в режиме онлайн и прочее. Пишут много писем, жалоб, в таких случаях лучше бы конечно лично подошли, и я все подробно объяснила и рассказала. Ну и чаты конечно, порой подкидывают головной боли. Сейчас у каждого класса свои группы в мессенджерах, там порой создадут сами проблему из ничего, себе все нервы истреплют, и учителям достанется. А так, ничего, все как у всех. Бывают сложности, бывают спокойные дни.

- Задам последний вопрос. Если сегодня молодой человек или девушка примет решение пойти в учителя - нужны ли им какие-то особые качества, чтобы не разочароваться в педагогике?

- Однозначно. Во-первых, нужно быть уверенным в своем выборе, что это именно та стезя, по которой ты готов идти. Твердость характера важна, иначе просто сломаешься. Доброта должна быть, не показушная, а внутренняя. Терпеть не могу, когда ребят при мне кто-то начинает ругать в сердцах. У меня у самой порой все кипит, но я всегда понимаю, что ребенок ни в чем не виноват, он берет в себя все от окружающей среды. И как учителя, мы должны вместо плохого и ненужного вложить в него хорошее. Звучит, конечно, немного высокопарно, но это так.

Беседовала

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

Поделиться