журнал

Окончание 2021 года ознаменовалось очередной сменой настоятеля Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. На эту должность в январе минувшего года был назначен епископ Иосиф (Королев), а за три дня до истечения декабря решением Священного синода РПЦ его назначили наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптиной пустыни и викарием Патриархата Московского и всея Руси с титулом «Можайский».
Об этой кадровой перестановке сообщил сам владыка Иосиф на свое странице в Инстаграм. И за пару часов под постом собрались десятки комментариев прихожан монастыря. Поздравления с очевидным повышением по служебной лестнице смешались с искренними сожалениями о расставании с человеком, который за короткий срок смог внести изменения в уклад обители, возродить и приумножить добрые начинания и найти точки соприкосновения с Боровским районом в социальной и духовной сферах.
За день до Нового года мы встретились с владыкой Иосифом, отметив, что в начале 2021 года на страницах «Недели» опубликовали его первое и очень открытое интервью, даже не помышляя, что через год здесь же появится прощальное.
- Владыка, почему так неожиданно произошло Ваше переназначение?
- Архиереи находятся в подчинении у Патриарха. Вселенскому монастырю нужен был наместник, а обитель в Оптиной пустыни имеет статус ставропигиальной, то есть напрямую подчиняющейся главе Русской Православной Церкви. А он счел, что мой опыт монашеской жизни и службы в должности игумена подходят для того, чтобы встать во главе этого монастыря.
- Не знаю, имею ли право давать личную оценку произошедшему, но мне кажется, что для Вас это повышение, мягко говоря, морально сложное.
-Грустно. Здесь мой дом. Боровский монастырь, храм на Васоком, город Боровск - все это не только места или здания, к строительству которых я причастен. Прежде всего - это люди: исповедники и духовные чада, расставание с которыми нелегкое, потому что теперь мы будем реже видеться. Утешение в том, что уезжаю не очень далеко, а значит, будут встречи.
- А это не тот случай, когда можно было отказаться?
- Нет, такие назначения не обсуждаются. И потом, на все промысел Божий. Я ведь пришел в Оптину пустынь впервые в 16 лет, в 1994 году из родного города Бийска. Меня туда настоятель рекомендовал, когда я решил уйти в монашество. Дал мне записку, и мама меня повезла. Но в монастыре сказали, что не могут взять такого юного, «никто за ним здесь смотреть не будет». И оттуда жизнь меня привела в Боровск. Здесь меня взяли, и теперь здесь мои корни.
А еще я постриг принял в честь Иосифа Оптинского, тоже получается неслучайно.
- Как интересно: в Оптиной пустыни сказали, за Вами смотреть некому, а теперь Вы будете смотреть за монастырем там.
- Получается, так.
- В боровском монастыре за Вами оставили Вашу келью.
- Да, это мое утешение. Для меня это важно: я всю жизнь был келейником отца Власия, мы жили на одной территории, и она - мой дом, который хочется сохранить в том виде, как было при батюшке. Владыка Климент это понимает, и, несмотря на то, что это уже другая Епархия, он дал такое разрешение. По его же благословению я смогу иногда приезжать сюда и исповедовать своих духовных чад.
- Я помню нашу первую встречу, когда Вас только назначили настоятелем Свято-Пафнутьева монастыря. У Вас было столько планов!
- Главные планы я исполнил. Мы смогли с братией организовать духовную жизнь и стали семьей. А то, что касается зданий: что-то успели сделать, отреставрировать. Но, думаю, все приложится, новый наместник грамотный. Все продолжится и получится.
- На мой взгляд, Вы успели показать себя не только как хороший администратор (говоря светским языком), но и как успешный пропагандист православной Церкви. Ваша открытость путем того же Инстаграм - это путь, который помогает привлекать в христианство молодое поколение.
- Я завел эту страницу для связи с прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, а потом она переросла в такой миссионерский проект. Сейчас у нее более шести тысяч подписчиков. Конечно, надо не лениться и силы иметь, чтобы вести ее. Но рассказывать исключительно о службах - не очень интересно для людей, я это понимаю. Поэтому публикую что-то, когда у меня идет от сердца.
- У Вас был хороший коннект со светским обществом. Вы сумели решить некоторые вопросы безопасности, которые волновали местную полицию. С администрациями выстроили отношения в сфере социальных и патриотическо-воспитательных коммуникаций. Что теперь будет с этими проектами? Есть надежда, что они продолжатся?
- Новый настоятель монастыря - отец Пафнутий - тоже коммуникабельный и добрый человек. Думаю, все будет хорошо.
-Что будет с проектом фильма об отце Власии, о работе над которым было объявлено после его кончины?
- Снимать фильм планирует журналист канала «Россия24» Екатерина Грачева. Мы с отцом Макарием собираем информацию по его биографии. Там много «темных пятен», которые мы восстанавливаем и порой удивляемся этим открытиям. Сейчас из смоленского архива и института, где он учился, пришли документы. Надо еще провести подготовительную работу, чтобы была основа, переосмыслить многие вещи.
- Как часто вы будете приезжать в Боровский район?
- Пока еще рано строить планы, но хотелось бы не реже, чем раз в месяц.
- Многие прихожане монастыря и храма на Высоком тяжело переживают ваш уход. Понятно, что в храм человек идет к Богу, но, по сути, привязывается к священнику, как к своему пастырю.
- Священник должен вести к Богу. Но человек так устроен, что этот путь порой лежит через посредника, того, с кем чувствуется родство душ. Поэтому мне тоже непросто расставаться с людьми, и я переживаю за них. Но, Господь все управит.
Беседовала