Неделя Боровского района
Zа хайпом. Влaдимир Овчинникoв перешел от искусства к популизму
Общество
19.05.2022

В Боровском районе очередной скандал. На этот раз не архитектурный. Так, культурно-политический, которым сейчас уже никого и не удивишь. А все потому, что даже в соседствующем Обнинске тоже таких хватает, правда, с совершенно противоположной стороны.

И тут и там художники рисуют на стенах политические картинки (иначе никак это низкохудожественное творчество назвать не могу): в наукограде в поддержку спецоперации, в Боровске - в протест. И тут и там их закрашивают. А мирные жители, как индейцы на берегу, наблюдают за жаждой чужого хайпа и этим бурлением «реки», в которую, оказывается повторно можно войти. 

 

НЕЛЮБОВЬ

 

Владимира ОВЧИННИКОВА - художника, который знаменит на весь мир фресками на стенах старых домов Боровска, в самом городе недолюбливают. Причем, это мягко сказано. Конечно, есть люди, поддерживающие его творчество, поскольку это стало для старого ветшающего городка фишкой, потянувшей к себе туристов. Их пока не так много, как хотелось бы для развития этой индустрии, но, учитывая сегодняшнюю геополитику, внутренний туризм еще покажет себя.

При этом «официальные лица» Владимира Александровича никогда не жаловали. Да, у него непростой характер. Но какой творческий человек с устойчивой жизненной позицией прост? Он никогда ни под кого не прогибался и редкую формальную похвалу в свой адрес не воспринимал, как дар небес. Коллеги по кисти его открыто критикуют, говорят, что стены испортила его «мазня», поскольку рисовать лица людей он не умеет. Но, несмотря на обилие местных художников, гениальных портретистов в Боровске нет, а рисовать пейзажи на стенах другим творцам уже поздно - даже плагиат идеи оскорбителен для творческих натур.

Масло в огонь этой нелюбви подлила политика. Вернее, неумение боровских чиновников прошлых лет искать компромиссы и боязнь за свой, простите, зад в кресле. Мало кто знает, что Овчинников не только художник, но и краевед, причем специфический. Он много лет занимается реабилитацией репрессированных боровчан. Роется в архивах, ведет переписки с госструктурами и реально добивается результата, который не имеет никакого значения в масштабах страны и даже Боровского района, но так важен семьям людей невинно осужденных много лет назад.

Именно им Владимир Александрович и добивался поставить памятник в городе, чтобы восстановить историческую справедливость. Но его идею сначала топило мнение руководства района («не надо раскачивать лодку»), потом снисходительное предложение установить памятник где-нибудь подальше от глаз, затем война за вид этого памятника (администрация отказалась от эскиза, предложенного художником). В итоге, когда в городе появился-таки валун, специально привезенный с Соловков, отношения Овчинникова и власти были окончательно испорчены, а «лодка» расшатана.

 

 

ПОНЕСЛО

Знай боровские чиновники, что история вновь повеет запахом пороха, они, конечно же, соломки бы подстелили - не стали так открыто демонстрировать свою нелюбовь. Но не случилось. И сейчас уже нынешняя администрация получает побочный эффект прошлых войн, поскольку личные обиды хуже любого яда - разъедают душу и требуют сатисфакции.

Свое отмщение Владимир Овчинников явил все той же кистью, начав рисовать на боровских стенах уже не зарисовки из жизни горожан и исторические сюжеты, а политические картинки и надписи, выражающие его протест к спецоперации российских войск на Украине. У него такая позиция, которую он, как любой человек, имеет право иметь (простите за тавтологию). Насколько это допустимо с моральной точки зрения, когда военные гибнут, исполняя приказ и свой долг, находясь под присягой, а любое расшатывание все той же лодки внутри государства чревато новой бедой - решает каждый сам. Но есть (теперь уже) и закон, по которому предусмотрена ответственность по уголовной статье о дискредитации Российской Армии.

Но Овчинникова уже понесло. Месяц назад боровский районный суд оштрафовал его за рисунок девочки, на которую падали бомбы. Штраф художник оплатил благодаря финансовой поддержке сочувствующих: переводили ему суммы, кто по 100 рублей, а кто и по 5 тысяч (пост благодарности размещен на его странице в соцсетях). Денег прислали намного больше, чем требовалось, и мы в редакции смеялись - теперь Овчинников может еще рисовать, платить есть чем! Оказалось, не ошиблись. Рисовать он продолжил, получив на этот раз славу политически протестного автора.

Последние из таких «творений» были нарисованы 1 мая, а 6 мая администрация города их закрасила, как и все предыдущие. Теперь этой историей занимается полиция, и, вероятно, на сей раз художнику грозит уже не административная, а уголовная статья.  

  

 

НЕ В ПОСЛЕДНИЙ?

Замечу, поддержка Овчинникову в соцсетях идет из разных уголков России, но внутри Боровского района она практически отсутствует. И не только потому, что здесь люди больше чем где-либо не хотят «раскачивать лодку» или имеют единую поддерживающую точку зрения. Просто они живут в этом городе и районе, и им каждый день видеть перед глазами гнетущие картинки крайне неприятно.

За кадром остается и самый важный аспект. Боровск имеет статус исторического поселения, и те дома, на стенах которых Овчинников пишет свои протесты, входят в его границы. А статус этот запрещает любые изменения внешности города без согласования, причем не с местной администрацией. Конечно, говорить о пользе от этого статуса можно сколько угодно, но он есть и охраняется законом, а закон следует соблюдать.

К слову, 1 мая позорившую «Z» надпись художник написал не на стене обычного дома, а на подпорной стенке главного боровского собора - Благовещенского, являющегося не только собственностью РПЦ, но обладающего статусом объекта культурного наследия.

Надо сказать, что администрация города и так периодически закрывает глаза на действия художника. Недавно на стенах появились портреты Виктора Цоя и Владимира Высоцкого - тоже нарушение с точки зрения статусности. Но эти картины поддержали жители города, и чиновники не стали давить буквой закона. Тут, конечно, можно порассуждать о двойных стандартах. Но зато это показывает, что сейчас администрация Анжелики Бодровой работает со здравым смыслом и не третирует местного Бэнкси. А он уже выставляется в Пизе со своими антивоенными картинками и дает интервью итальянским журналистам (пост на его странице). И судя по ответам, боровским чиновникам еще стоит запастись краской.

 

НЕ БЫЛО ПЕЧАЛИ...

Говоря о Боровске, не могу не коснуться Обнинска. Там тоже свои скандалы с политическими рисунками, правда, с точностью до наоборот. Здесь рисуют бабушку с флагом, причем, при активной поддержке администрации города, а протестующие закрашивают ее краской цветов украинского флага и тоже что-то пишут.

И тут появляется вопрос: зачем? Зачем город науки, причем имеющий в Калужской области глубоко либеральную силу, лезет в политику? Зачем сам провоцирует появление на своей территории инцидентов, негативно «прославляющих» по линии экстремизма? Зачем здесь «бабушка», далекая от науки? Понять этого я не могу. Только лишь посоветую администрации Обнинска тоже запастись краской.

Светлана Зацаринная

Поделиться