Неделя Боровского района
«Плачущее небо» Владимира Овчинникова опять нагнало туч на турпривлекательность Боровска
Мысли вслух
16.06.2022

Боровский художник Владимир ОВЧИННИКОВ продолжает разрисовывать стены города. Но теперь из-под его кисти все чаще выходят не исторические сюжеты и зарисовки из жизни горожан, а протестные граффити.

Как любой гражданин России он, конечно, имеет полное право на личное мнение. Но должен ли при этом город становиться личным дневником одного, пусть и талантливого, человека?

 

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

За свое творчество, которым Владимир Овчинников открыто выражает личное отношение к спецоперации на Украине, его уже привлекали к ответственности за дискредитацию Российской Армии. По всей видимости, он сделал выводы из произошедшего, и теперь творит более тонко, как говорится, на грани.

На прошлой неделе в Боровске вновь появилась его стенописная картина про плачущее небо.

Как рассказал художник на своей странице в Фейсбуке, первая картина по мотивам песни Юрия Шевчука появилась в городе еще в 2002, и изобразил он на ней дождливый город. Но спустя 20 лет, геополитика навеяла Владимиру Александровичу иной смысл в эти строчки. И на сей раз он написал черной краской портрет лидера группы «ДДТ», а рядом известные многим слова песни «Что такое осень?».

В иное время это был бы просто портрет рядом с аналогичными изображениями и популярными рифмами. И портрет Евгения Евтушенко с «Хотят ли русские войны»?», и Виктора Цоя с требованием перемен тоже выглядели бы иначе. Но не сейчас.

 

СТЕНА «ПЛАЧА»

В нашей группе в ВК «Новости Боровского района» в начале недели мы опубликовали пост о новой работе Овчинникова. Как и следовало ожидать, мнения подписчиков разделились. Кто-то и вовсе не увидел в боровском Шевчуке никаких полунамеков, упрекнув редакцию в том, что мы ищем скрытый смысл там, где его нет.

Но на самом деле искать его вовсе нет необходимости, поскольку Владимир Александрович сам все нашел, о чем и сообщил на своей странице в Фейсбуке под публикацией фото новой работы:

- В строчке «Плачущее небо под ногами» у барда Юрия Шевчука сегодня можно увидеть другой смысл. Первая моя настенная картина в Боровске была названа этой строкой (2002 г.) и рисовала всего лишь состояние природы.

Вот такая трансформация восприятия стихотворного ряда спустя два десятка лет. Но опять же: имеет право! В конце концов, каждый из нас, читая одно и то же литературное произведение в разном возрасте, воспринимает его по-другому. Как говорится, годы дают свое!

Тем не менее, личное восприятие жизни от происходящих в ней событий и облик города со статусом исторического поселения, да еще с грядущей перспективой расширить своим присутствием самый популярный российский туристический маршрут «Золотое кольцо», — разные мерила.

Несомненно, город обязан Овчинникову волной интереса к нему у туристов. Ведь именно росписи на стенах, а не корни старообрядчества двадцать лет назад дали старт новой популярности этому населенному пункту. Но и картины все эти годы были другие, отображающие историю Боровска.

Теперь же Владимир Александрович все больше уходит в политику. Вернее, выносит ее наружу боровских домов. Его картины «на грани» местная администрация не трогает, опасаясь и сама перейти грань и накликать на себя гнев сторонников художника. И опять посередине этой балансировки остаются горожане, наблюдающие, как одна из стен дома в их городе превращается не то в подобие арбатской стены Цоя, не то в стену плача Овчинникова.

 

ПО ТЕЧЕНИЮ?

Белый, как говорится, не цвет, это отсутствие цвета, а пустота всегда найдет чем заполниться. Так и с Боровском, который пока не может похвастаться ничем, кроме благоустройства скверов. Для горожан эти перемены неоспоримый позитив, но для туристической привлекательности чуть больше, чем ноль.

Да, у города есть несколько смотровых площадок, с которых открывается великолепный вид на окрестности. У него есть старинные намоленные храмы, в том числе и старообрядческие. Но теперь у него есть еще самолет посреди деревянной улицы и непонятно чем обусловленные (если убрать подтекст автора) портреты певцов и поэтов, не имеющих никакой исторической связки с городом.

У Боровска есть богатое купеческое прошлое и даже частный музей Евгении Алексеевны Полежаевой — потомка знаменитого рода. Но город не может переселить из разваливающегося родового дома купцов жителей прогнивших квартир. Поэтому уникальный музей обитает в обычной коммуналке, и путь к его двери лежит через общую кухню.

Да, у Боровска есть «Тюремный замок» и «Дом с кружевами», которые уже взял под крыло инвестор. Но пока эти объекты не готовы принимать туристов. Пока отдыхающие едут на картины Овчинникова. А они ну никак не вяжутся в городом, боровшимся за особый статус и стремящийся стать «окольцованным».

 Светлана Зацаринная

Поделиться