Неделя Боровского района
У страха глаза велики? Жители СП «Совьяки» выступили против земельных послаблений экономической зоне
Ситуация
07.07.2022

В последние десять лет Боровский район превратился в один из главных промышленных центров Калужской области. Произошло это, прежде всего, благодаря Индустриальному парку «Ворсино», однако сейчас активно развивается и вторая площадка для инвесторов – ОЭЗ «Калуга».

Располагается она на территории СП «Совьяки» и недавно стала причиной для очередного скандала.

Чиновники вышли на публичные слушанья с инициативой внести изменения в существующие правила землепользования, чем напугали местных жителей, высказавшихся против подобных перемен в угоду предприятиям.

СЛОЖНОЕ СОСЕДСТВО

Выделение территории под развитие на ней промышленных предприятий всегда было непростым вопросом, который вызывает много жалоб и недовольств со стороны жителей. По крайней мере, на первоначальных стадиях. Так было и с ворсинским индустриальным парком, а сейчас через этот период проходит и ОЭЗ «Калуга» на территории СП «Совьяки».

И как часто бывает, понять в этой ситуации можно всех и каждого. С одной стороны, люди из окрестных деревень привыкли жить в относительной удаленности от городского шума, в тишине и покое, а снующие туда-сюда грузовики и работающие неподалеку заводы губят сельскую идиллию на корню. С другой, все прекрасно понимают, что остановить прогресс невозможно, и чтобы развиваться муниципалитетам необходимо привлекать крупных инвесторов, создающих рабочие места и отчисляющих в бюджет налоги.

Именно в поиске этого непростого баланса зачастую и состоит главная работа чиновников. Тем более что у боровчан есть перед глазами хороший пример. Развитие Индустриального парка «Ворсино» поначалу тоже воспринималось не иначе как в штыки, но именно благодаря его размещению поселение сегодня является самым преуспевающим муниципалитетом, который может позволить себе заниматься благоустройством, решать проблемы с коммунальным хозяйством и даже замахиваться на столь «немыслимые» для бюджетов средней руки задачи, как замена трубопровода или строительство очистных сооружений. И спустя десять лет недовольные жители, конечно же, остались, но стало их в разы меньше.

То же самое предстоит сделать и в СП «Совьяки», но прежде чем условная «курица» начнет поставлять в бюджет «золотые яйца», чиновникам нужно будет разобраться с целым ворохом проблем.

ГЛАС НАРОДА

Последний крупный скандал случился здесь чуть больше месяца назад, и отправной точкой для него стали публичные слушания, прошедшие 26-го мая. После них обеспокоенные жители стали бить тревогу в соцсетях и на прочих площадках, требуя внимания к своей проблеме.

На самом деле, несмотря на то, что в Земельном кодексе нашей страны черт ногу сломит и сходу вникнуть во все нюансы довольно сложно, сама причина разногласий видна невооруженным глазом. В администрацию поселения поступил запрос министерства экономического развития Калужской области относительно внесения изменений в существующие ПЗЗ. Нововведения должны были касаться исключительно территории особой экономической зоны.

Сегодня ее земли попадают под определение земли промназначения с категорией использования П-1, а чиновники со своей стороны предложили перевести некоторые участки в иной тип — П-2.

На первый взгляд, причин для недовольства у жителей быть не должно – зона П-1, подходящая под размещение даже тяжелых промышленных предприятий в плане соседства выглядит куда хуже П-2, где максимум может базироваться только «легкие» производства вроде пищевых и фармацевтический компаний. Если бы не одно «но», ведь помимо изменений класса предлагалось также убрать ограничения по санитарным зонам, что и испугало людей.

Итог публичных слушаний был разгромным – 4 человека «за» и 46 «против».

НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ

И если вдуматься в «бэкграунд» — это вовсе не удивительно. Само собой, жители опасаются, что снятие санитарных ограничений привлечет сюда заводы, который будут загрязнять все вокруг, отравлять воздух, воду и творить прочие непотребства. Ведь пока особая экономическая зона находится еще в «зачаточном»» состоянии и ничего, кроме проблем, в окрестных деревнях от нее не видели. Это касается и разбитой вусмерть дороги Куприно-Козельское, и постоянных жалоб на идущий с завода «Хайят» гул и грохот.

Справедливости ради стоит сказать, что вопросы эти решают – та же проезжая часть сейчас находится на масштабной реконструкции, после которой проселок превратится в асфальтированный «хайвей» с защитными противошумовыми экранами, а «Хайят» проходит через период пуско-наладки и обещает перестать гудеть через 2-3 месяца. Но легче от этого не становится, ведь сами по себе подобные прецеденты и создают напряжение, выливающееся в недовольство людьми подобным соседством. Сюда же, к слову, можно отнести и переезд из Ермолино в СП «Совьяки» компании «Трансмет», важной опять же для экономических интересов, но вызывающей у жителей исключительно негативную реакцию.

Иными словами, от подобных нововведений селяне по умолчанию не ждут ничего хорошего и воспринимают их в штыки. Хотя на деле, по словам чиновников, предлагаемые перемены ничего по сути не изменят, и нужны они для сокращения бумажной работы и увеличения привлекательности зоны для инвесторов.

- Целью внесения изменений было повышение привлекательности промышленных площадок сельского поселения. В ходе обсуждений было отмечено, что перевод зоны П-1 в зону П-2 возможен только при наличии конкретного инвестиционного проекта для исключения размещения вредных и опасных производств на территории поселения. Действующим законодательством установлены обязательные требования к проектированию и строительству новых предприятий, не допускается нарушение санитарных норм, угроз жизни и здоровья человека, экологических норм. — отмечает заместитель главы администрации Боровского района Лидия АРЕШКИНА.

ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА

Действительно, вопрос о том, чтобы выделить участок под конкретный завод, не зависит напрямую от категории земли. И каждое предприятие в любом случае должно будет доказать свое право быть построенным именно на этом месте. Именно из-за этого площадкой в Совьяках интересуются компании «легкого» сектора промышленности – тут и вьетнамские молочники, и турецкий «Хайят», специализирующийся на средствах личной гигиены. Даже новые контракты, привезенные губернатором с ПМЭФ, не выбиваются из этого списка – «Астрафарм Калуга» и «Б-Фарм Биотех» занимаются лекарствами, а «Агат Эйр» — криогенными газами. Никаких пугающих вроде ворсинского НЛМК — здесь подобным заводам дорога закрыта.

Но в результате у чиновников не получилось грамотно донести эту информацию до жителей, а те, в свою очередь, не хотят и слушать о подобном, памятуя о не самом приятном опыте в прошлом.

И хотя публичные слушания по сути носят лишь рекомендательный характер и от них можно отмахнуться, они помогают народным избранникам прочувствовать настроение населения. Поэтому, когда пришел черед Думы принимать официальное решение, депутаты не стали идти поперек гласа народа и со своей стороны утвердили результаты публичных слушаний.

Впрочем, нужно понимать, что сельские парламентарии – не истина в последней инстанции. И если подобные изменения будут необходимы для стимуляции дальнейшего развития площадки, тем более в такой непростой экономической ситуации, нужное решение все равно будет принято. Поэтому было бы куда продуктивнее, если бы местная власть и жители научились самостоятельно находить общий язык и улаживать возникающие противоречия без давления «сверху».

Степан Федоров




Поделиться