Неделя Боровского района
По ком плачет тюрьма? В Боровске очередной скандал на объекте культурного наследия
И вот опять!
18.08.2022

Тюрьма уже не та! Так считает начальник Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области Евгений ЧУДАКОВ, рассказывая на своей «тележной» странице об ансамбле «тюремного замка» 1866 г. постройки в Боровске.По его словам, на немпроводятся незаконные строительные и ремонтные работы, и должность обязывает его быть строгим начальником.

Однако строгость эта выглядит весьма неоднозначно, поскольку в том же Боровске есть и иной пример взаимодействия начальника Управления и собственника «наследного» здания, который, не приведи господи, кто-нибудь продублирует в городе со статусом исторического поселения.

 

ИШЬ, ЧЕГО УДУМАЛИ!

Евгений Чудаков — человек серьезный. Если что, и шашкой может махнуть прямо по рукам тем, кто тянется испортить особо охраняемую старину. В начале августа досталось владелице «тюремного замка» в Боровске Светлане ШОРОХОВОЙ.

- Подписал задание на проведение проверки по данному факту. В отношении собственника объекта будет составлен протокол об административном правонарушении, материалы подлежат рассмотрению судом. Также готовим предписание о приостановке работ до получения соответствующего разрешения, — рассказал своим подписчикам в ТГ Евгений Чудаков.

Что именно не так с реставрационными работами, товарищ Чудаков не уточнил. Поэтому можно было только предполагать, что собственник нарушил строгое соответствие в воссоздании объекта. И тут глаз рядового туриста отметит замену шифера на крыше металлом, старых деревянных рам современным пластиком, установку ворот, да название объекта над ними. Ну еще штукатурка скрыла кирпичную кладку над окнами. Теперь все «ужасно» гладко.

Насколько ужасно, можно сравнить по свежему видео (размещено в «телеге» Чудакова) и старой фотографии. Но человеку неискушенному в тонкостях реставрационных работ понять, что не так, сложно. А потому возникает вопрос: неужели для истории и туристической привлекательности лучше было оставить руины «тюремного замка», чтобы они не выбивались на фоне других гниющих и превращающихся в прах объектов культурного наследия Калужской области и Боровска в частности?

 

ДВУЛИКИЙ ЗНАМО КТО

Похоже, именно таким путем и идет данное охранное Управление: сначала — «милости просим» инвесторам, потом — им же по сусалам!Подобных примеров перегибов на местах со стороны Управления в регионе хватает.

Да что там! Даже губернатор Владислав ШАПША в своем ТГ, говоря о калужском лицее №9, разместившемся внутри объекта культурного наследия, заявил: - Памятник — памятником. Но безопасность детей прежде всего!

А потом поручил руководству Управления решить вопрос оперативно. Значит, если нельзя, но очень хочется/нужно, то можно?

Вообще на работу Евгения Чудакова широко открытыми глазами и ртом смотрят многие: в бой рвется человек, объявляя войну там, где и до нее была полная разруха. Но за него в его же «телеге» перед комментаторами ответ держит уже не сам Евгений Чудаков, а безликая страница Управления охраны памятников культурного наследия Калужской области. Говорит, о прямых обязанностях данной надзорной структуры: - Осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием и сохранением объектов, в том числе в части соблюдения законодательства – прямое полномочие Управления.

 

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

Надзор, конечно, дело хорошее. Но кому-то он выходит боком, как в случае с боровским «тюремный замком».

Как рассказала «Неделе» Светлана Шорохова, недовольство ее деятельностью основано на отсутствии у нее разрешения на реконструкцию: - Этот документ должен быть настолько точным, что в нем необходимо указать все, вплоть до размещения розеток. А его изготовление в среднем занимает год. Но объект находился в разрушенном состоянии, никаких коммуникаций не было. Поэтому я пошла от обратного. Для начала, чтобы остановить дальнейшее разрушение, перекрыла крышу. Завела канализацию: это хоть и тюрьма, но удобства в наше время никто не отменял. Сейчас проект реконструкции делаю с учетом всех необходимых условий, через месяц будет готов.

На действия Светланы Шороховой уже было написано заявление, и даже состоялся суд — вынес штраф в 15 тыс. рублей. Но впоследствии появилось повторное заявление, уже в Генпрокуратуру. И мы даже не удивились, когда узнали, что написал его Владимир Кобзарь, известный в регионе как председатель калужского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а боровчанам — как главный инициатор скандала вокруг сноса старых городских домов во время руководства муниципалитетом Михаила Климова. Тот самый, который знал о предстоящих планах местной администрации, видел перечень объектов, промолчал, а в день проведения работ заманил в Боровск федеральных журналистов на сенсационный скандал с открытым противостоянием сторон.

В общем-то, Владимир Кобзарь тоже должен надзирать. Но как житель города и человек зарабатывающий, в том числе, на туристах, должен понимать, что ничего плохого с тюрьмой не случилось — она цела и даже вот-вот готова принимать гостей. Но может именно вопрос личной конкуренции имеет место в сути нового скандала туристической стези Боровска?

А между тем, «тюремный замок» в октябре-ноябре текущего года планирует распахнуть свои камеры для любопытных любителей экзотики. Уже сейчас, рассказывает Светлана Шорохова, у его ворот в выходные дни появляются по две-три группы туристов, желающих посмотреть: как там, в тюрьме XIX века? А там, говорит хозяйка, будет на что посмотреть — пять экспозиций — и оценить гостеприимство и кухню с тематическим меню.

На сегодняшний день Шорохова вложила в боровские развалины 32 миллиона рублей. Общая сумма инвестиций в проект — 55 миллионов (если вновь не вырастут цены на стройматериалы). Так что штраф в 15 тыс. рублей на этом фоне выглядит копеечным. Но это именно та копейка, которая бьет по пальцам и ярко демонстрирует «содействие» надзорного органа инвесторам, тратящим собственные средства не только в перспективу личного обогащения, но и в развитие инфраструктуры города в частности и в туристическую привлекательность региона в целом.

 

А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?

Тут хочешь — не хочешь, а вновь упомянешьвсуе Виталия Реукова, снесшего с мотивировкой «так получилось» здание типографии, входившее в архитектурный ансамбль XIX века «Торговая площадь» в центре того же Боровска, и прозванного за это боровчанами Колываном.

Так вот, если владелице тюрьмы бьют по рукам на этапе «реанимационных» мероприятий, то с Виталием Георгиевичем за «летальный исход» сначала судились (этому Чудаков по весне посвящал пост триумфа), а потом начали договариваться.

В марте текущего года возникшую ситуацию «Неделе» пришлось комментировать главе администрации Боровского района Николаю Калиничеву: - Наша главная задача, чтобы земля на центральной площади Боровска на месте разрушенного здания была использовано по назначению. И мы, и Реуков, и Управление охраны памятников заинтересованы, чтобы там было появилось строение, которое украсит город. Оно не обязательно один в один должно повторять то, которое было разрушено, поскольку оно архитектурной ценности точно не представляло. Но должно быть в стиле 19 века, вписываться в общий ансамбль площади. При этом мы допускаем, что размер нового здания может быть немного увеличен вглубь, в границах земельного участка, принадлежащего предпринимателю. Задача Реукова – разработать проект, которому предстоит пройти историко-культурную экспертизу. Как минимум, три эксперта должны подтвердить, что проект соответствует требованиям законодательства в отношении исторических поселений. И после этого Управление охраны памятников должно еще будет согласовать это проект и утвердить его на строительство. Очень рассчитываю на то, что все эти моменты будут учтены. Чтобы процесс шел более продуктивно для всех сторон, я предложил собирать экспертный совет на территории Боровска, чтобы мы все на одном берегу обговорили детали, поняли, что можно делать, а что нет. Это позволит в кратчайшие сроки разработать проект и реализовать его.

Кратчайшие сроки вроде как прошли – пять месяцев уже миновало. Но Виталий Реуков остался на противоположном берегу. Не знаем, может он там сидит с Евгением Чудаковым? Но, как рассказала «Неделе» глава администрации Боровска Анжелика Бодрова, она не то что не видела проект Реукова, который должен быть реализован в центре города, но даже не слыхивала, что он есть или готовится.

И тут местным чиновникам впору дергать глазом, поскольку метод взаимодействия Виталия Георгиевича с органами власти отдельного муниципалитета хорошо известен на примере Балабанова. Там он строил ТЦ «Орбита», где сейчас сидят стоматология и винный маркет. Тоже в самом центре, на виду, да еще и впритык к жилому дому. Не поленимся, напомним: вырыл вблизи МКД котлован, чтобы сделать фундамент покрепче, а потом, не имея на руках должного разрешения, построил на месте одноэтажного магазина «Хлеб» двухэтажное здание с цокольным этажом. При том, что постройка полностью предназначена для коммерческого использования, о необходимости оборудовать парковочные места предприниматель и, к слову, экс-депутат этого города не думал. Да и о чем думать? На данном участке улицы 50 лет Октября в принципе не было и нет места для оборудования стоянки. Но Реукова это не остановило, и он благополучно ввел здание в эксплуатацию по факту строительства. А потому и Анжелике Бодровой в пору не спать в ожидании повторения балабановской истории в ее городе, причем в месте, также перегруженном транспортом и тоже уже имеющем парковочный коллапс.

Если исходить из опыта Виталия Георгиевича, то пролетарский принцип «до основания, а затем...» имеет для инвестора куда более выгодные перспективы. Да, Реуков предстал перед судом. Но зато теперь имеет возможность построить с нуля современное здание с требуемой архотделкой, да еще и большей площадью. Можно не сомневаться, что предприимчивый Виталий Григорьевич все это просчитал наперед и в накладе не останется. Ведь пустить в оборот новенький объект, оборудовав внутрянку под арендаторов, куда выгоднее, чем восстанавливать старое здание, да еще ставя перед собой цель сделать его туристическим объектом.

 

К ЧЕМУ ИДЕМ?

Да что мы все о бедном экс-депутате! Боровск кладезь таких историй! Прям Нью-Йорк – город контрастов! Вот боролся экс-глава администрации, а ныне почетный житель Владимир Канунников за присвоение статуса исторического поселения. Упрямый! Добился! А что получилось? Вроде бы статусный закон охраняет не только отдельные объекты городской среды, но и все поселение. Но вот вам – самолет на улице Калужской!

Между прочим, именно сравнение «тюремного замка» и самолета пользователи ТГ и предъявили товарищу Чудакову под его постом о мерах реагирования в отношении Светланы Шороховой как странность реакции со стороны целого начальника Управления. Но ответа так и не получили. Ибо по Чудакову, простите за каламбур, тюрьма плачет, а не самолет.

Да и что говорить-то, если ответ обескураживает.

- Кабина самолета является декором, а не постройкой. А про декор в законе ничего не сказано, — комментирует нам Анжелика Бодрова.

На этой неделе в Боровске было намечено судебное заседание – город вышел с иском к владельцам летательного аппарата. Но демонтировать его никто не просит, лишь привести в соответствие с архитектурными требованиями фасадную часть – закрасить картину в голубых тонах бежевыми оттенками, чтобы не выбивалась.

Но из чего, простите, выбиваться симпатичному переду туробъекта? Из общей серости, в которую Боровск загоняет его новый статус? Вот уж навряд ли Владимир Семенович мечтал либо о самолете в городе старообрядцев, либо о неприметливой пастели улиц. Просто и этот охранный закон оказался странноватеньким и недоработанным местами, и в эти места залетают части воздушных суден. Получается, что так тоже можно. И этот прецедент – прямая дорога к аналогичным залетам.

Возможно, ничего плохого на общем фоне стагнации Боровска в таком туробъекте нет. Для привлечения денежных гостей чем больше эффектов «вау!», тем выгоднее. Но как-то не состыковываются они с идеей статусности.

 

…НА НЕВЕДОМАХ ДОРОЖКАХ

Между тем даже не стоит надеяться, что в администрациях города и района могут произнести «Теперь я видел все!». В Боровске еще много что предстоит реанимировать, не приведи господи снести, и в любой из грядущих ситуаций могут появиться те самые нью-йоркские контрасты.

В ближайшее время ожидается большая реставрационная работа на Доме с кружевами на ул. Ленина. Там появится гостиница и ресторан высокой кухни. Это здание, конечно, не «тюремный замок», не стояло годами разрушенным в забвении. Но и с ним могут случиться громкие истории, поскольку Управление охраны объектов культурного наследия бдит и надзирает, читай, берет потенциальных инвесторов на испуг.

На фоне такого контроля недавний поступок главы администрации района Николая Калиничева с покупкой исторического объекта на кредитный займ для того, чтобы пройти путь согласований по дороге к неопределенным дивидендам — поступок отчаянно-смелый. И, возможно, кто-нибудь и задумался последовать ему — приобрести один из боровских старинных домов. Но опасение, что неожиданно из-за угла выглянет Евгений Чудаков или Владимир Кобзарь, остается.

Светлана Зацаринная

Поделиться