журнал
На прошлой неделе в городском музее Балабаново прошло интересное мероприятие. У учащихся первой школы города была возможность встретиться с вице-адмиралом Олегом ФАЛЕЕВЫМ.
В прошлом заместитель командующего Тихоокеанским флотом, Олег Михайлович пришел к ребятам не просто так, а для того, чтобы рассказать им историю создания и службы легендарной атомной подводной лодки К-3.
Впрочем, интерес у учащихся вызвала не только лекция, но и сама возможность узнать о быте подводников и сложностях, с которыми сталкиваются моряки.
ИСТОРИЯ «ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА»
В 2023-м году в Кронштадте должен открыться «Музей военно-морской славы», одним из главных экспонатов которого станет первая отечественная атомная подводная лодка К-3. В честь этого события по всей стране прошел ряд встреч со школьниками, посвященных истории этого судна. Балабановским ученикам повезло – им о процессе создания и службе атомохода рассказал человек не только наблюдавший его вживую, но и бывший одним из членов экипажа – вице-адмирал Олег Фалеев.
Создание подлодки началось на заре «Холодной войны», в 1952-м году. К-3, которая в будущем будет переименована в «Ленинский комсомол», стала советским ответом на американский «Наутилус» и третьей атомной подлодкой в мире.
Над созданием ее трудилось 35 НИИ и 20 конструкторских бюро, и уже в 1958 новая субмарина вошла в состав советского флота. А первый капитан К-3, почетный гражданин города Обнинска Леонид Осипенко стал первым человеком, получившим звание Героя Советского Союза после окончания Великой Отечественной войны.
Еще одной славной страницей в истории стал поход «Ленинского комсомола» на Северный полюс в 1962-м году. Наш атомоход стал первой в мире подводной лодкой совершившей подобное, и ее имя носит одна из подводных вершин в Северном Ледовитом океане.
Это достижение было сродни полету в космос, быть может именно поэтому в 1965 году на борт лодки поднимался сам Юрий Гагарин, оставивший памятную запись в историческом журнале АПЛ.
В конце концов в 1991-м году атомоход, пройдя за время службы 7 длин экватора, был отправлен «на пенсию». И теперь, как и его главный соперник — американский «Наутилус», станет экспонатом музея.
ПОДВОДНАЯ ЖИЗНЬ
В своем рассказе Олег Михайлович коснулся и более бытовых тем, пояснив, чем, за исключением военных составляющих, АПЛ лучше дизельных аналогов. По сути, атомоход мог бы находиться в плавании хоть лет 10 – у него нет проблем с электричеством и самое главное – с водой.
- На дизельные лодки воду приходится брать в специальных баках, и рано или поздно начинается ее экономия. В АПЛ же установлен опреснитель, и у личного состава всегда есть возможность не только приготовить пищу, но и сходить в душ, — отметил Фалеев.
Но самая важная для выполнения боевых задач составляющая все равно вынуждает подлодки возвращаться на базу гораздо чаще, чем раз в несколько лет. Речь, конечно же, об экипаже, которому нужно пополнять запасы провизии и банально отдыхать. И именно быт подводников стал первым, о чем спросили Олега Михайловича после окончания лекции.
Служба на субмарине действительно имеет довольно много общего с полетом в космос. Океаны по-прежнему изучены слабо, и отправляющиеся в поход моряки по сути остаются один на один с неизвестностью, будучи ограниченными замкнутым пространством.
Поэтому необходимо создать комфортные условия, чтобы экипаж сохранял боеготовность как можно дольше. И одну из главных ролей в этом играет питание. Учитывая, что запас еды ограничен, и пополнить его не получится до возвращения, хороший кок становится одной из главных ценностей любой субмарины.
- Раньше в самых маленьких лодках приходилось брать сублимированную еду для экономии места. На больших атомоходах с этим проблем нет – готовят самые разные блюда, а на День рождения так вообще и по заказу именинника, — рассказывает Олег Михайлович.
Много внимания уделяется и досугу. В современных подлодках есть специальный отсек для отдыха, где ставят, например, аквариумы с рыбками и, находясь не на посту, можно посидеть, почитать книгу и расслабиться. Есть отдельный зал с тренажерами, а иногда даже парилки с небольшим бассейном.
В свое время Фалееву, будучи в США, удалось посетить одну американскую подлодку, поэтому он с уверенностью говорит, что на нашем флоте вопросу комфорта экипажа внимания уделяют куда больше.
ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
А вот кому на субмарине не позавидуешь, так это курильщикам. Тут нет возможности в любой момент открыть форточку и затянуться сигареткой. И само собой, курение в отсеках строго запрещено, а потому приходится порой по несколько недель ждать всплытия.
- В одном из походов был у меня механик – здоровый, крепкий мужик, но курил. И стоило нам всплыть — выбирался наверх и закуривал сразу три сигареты за раз. А тут еще и свежий воздух, насыщенный кислородом. В общем, иногда приходилось спускать его уже под ручки, — с улыбкой вспоминает Фалеев.
К слову, разговор про форточки тоже возник не случайно. Всем интересно узнать, что же там происходит на глубине, существует ли Карен и правдивы ли другие мифы. Но на боевых субмаринах иллюминаторов нет в принципе, и вся навигация осуществляется исключительно по приборам. В первую очередь – по эхолокации. Но с морской живностью порой моряки все-таки взаимодействуют.
- На самом деле под водой звуки распространяются и воспринимаются немного по-другому. И бывает, что можно услышать, как животные между собой переговариваются. Тогда включаешь по внутренней связи, чтобы весь экипаж мог послушать. Например, те же касатки очень красиво друг другу поют, — отметил Олег Михайлович.
СЕРЬЕЗНАЯ ТЕМА
Коснулись в разговоре и более серьезных тем. Например, трагической гибели моряков и подлодки «Курск». В 2000 году Фалеев принимал участие в расследовании этого инцидента, а потому дал твердый ответ о причинах того ужасного происшествия.
- Вывод можно сделать только один. С этими подводными лодками я знаком не понаслышке, довелось ими командовать и выходить в море. На них были торпеды с так называемым окислителем (перекисью водорода), и это такое вещество нехорошее, имеющее свойство постоянно разлагаться. В результате выделяется водород, который при контакте с кислородом может привезти к взрыву. При правильной эксплуатации никаких проблем это не вызывает, но здесь что-то пошло не так, что привело к детонации одной из торпед и как следствие уничтожению всего торпедного отсека. Во всякие сказки о том, что лодка была атакована, верить не нужно, — объяснил Олег Михайлович.
Ну а в заключение разговора нельзя было не спросить о традициях, бытующих среди подводников. По большей части они совпадают с обычаями и приметами надводных моряков. Так, например, выходить в море в понедельник считается плохой приметой, но распорядок дежурств суеверия в расчет не берет, поэтому приходится с этим смириться. Зато вернувшихся из похода подводников принято встречать жареным поросенком. Эта традиция появилась так давно, что даже такой бывалый моряк, как Олег Михайлович, затрудняется сказать, когда именно.
А вот ставшее уже притчей во языцех «посвящение» в подводники, когда новобранец должен поцеловать раскачивающуюся кувалду, не поплатившись выбитыми зубами, и выпить плафон соленой морской воды, напротив, придумка относительно современная и до сих пор довольно популярная у молодых военнослужащих.