Неделя Боровского района
Школа жизни. Системе образования придется занять оборонительную позицию?
Ситуация
29.09.2022

В сентябре произошло два страшных ЧП, вновь поднявших вопрос о безопасности школ.

В первую очередь речь идет, конечно же, о трагедии в Ижевске, ужаснувшей всю страну. Но к ней добавляется также происшествие в Боровске, где ученик 8-го класса с ножом напал на девушку-продавца.

Все это не только подтолкнуло чиновников еще раз провести проверку образовательных учреждений на предмет готовности к ЧП, но и заставило задуматься о том, как вообще сегодня ведется работа с психическим состоянием учеников?

 

ТРАГЕДИЯ СТРАНЫ

В последнее время случаи стрельбы в школах в нашей стране случаются все чаще. В прошлом году всех шокировало сообщение о так называемом «казанском стрелке», и вот на этой неделе произошла трагедия в Ижевске.

Утром в понедельник 36-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя переделанными под боевой патрон травматическими пистолетами, совершил теракт в школе №86, где сам когда-то учился.

В результате нападения погибло 17 человек, из которых 11 — дети. Убийца состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «Вялотекущая шизофрения». При этом заболевание нисколько не помешало ему тщательно спланировать свою ужасную акцию. По версии следствия, готовился к теракту мужчина почти год, а на его компьютере обнаружили предсмертную записку, в которой убийца признается в ненависти ко всем, включая своих родителей – их он не застрелил только потому, что не хотел ставить под угрозу свой главный план.

Нападение на школу всколыхнуло всю страну, и люди просто не понимают, что вообще могло подоткнуть мужчину к такому решению, и может ли даже имеющийся диагноз быть причиной для подобного злодеяния?

 

СОМНИТЕЛЬНАЯ «СОТНЯ»

Случай в Ижевске вновь поднял вопрос о безопасности образовательных учреждений, который и без того находится на слуху последние пару лет. В Боровском районе этой задачей активно занялись в конце прошлого года – была и проверка прокуратуры, выявившая ряд проблем, и многомилионные вливания из бюджета.

Сегодня многие взрослые люди, придя в образовательное учреждение, откроют для себя много нового, о чем в свои школьные годы не могли и помыслить. Видеодомофоны, рамки металлоискателей, сотрудники ЧОПа на входе. Все это стало необходимой реальностью и по идее должно помочь избежать подобных трагедий.

В декабре 2021-го года из бюджета района было выделено 46 миллионов. Часть этих денег ушла на различные технические работы – обновление сигнализаций, видеонаблюдение и тревожные кнопки. Львиная же доля, 33,5 миллиона, пошла на услуги охранного предприятия. По итогам торгов за безопасность школ продолжает отвечать компания «Третья сотня», у которой, мягко говоря, не самая безгрешная репутация.

В соседнем Обнинске организация вляпалась в ряд довольно резонансных скандалов, после чего от нее захотели отказаться, да так и не смогли. И после трагедии в Ижевске об этом заговорили снова.

- Охрана школ в наукограде работает из рук вон плохо. Мы говорим уже несколько лет подряд о том, что ООО «Третья сотня» не справляется со своими обязанностями. Прежде всего это касается контингента охранников. Эти люди не способны ничего сделать – они не смогут кому-либо противостоять, так как являются пенсионерами. Считаю, что нужно изменить всю систему охраны наших детей на государственном уровне. Вот если Росгвардия возьмет под охрану школы, то это было бы правильно. Это самый лучший выход в сегодняшней непростой ситуации, – отметил директор обнинской школы №4 и депутат Горсобрания Владимир СВЕТЛАКОВ.

В Боровском районе ситуация выглядит не столь накаленной. Здесь серьезных просчетов со стороны охраны, за исключением разве что случая в первой балабановской, где на территорию школы проник посторонний, в последние пару лет не было. И в администрации заверили, что работа ЧОПа остается на постоянном контроле.

- Сейчас мы запланировали провести проверки безопасности во всех школах района. А также связались с Росгвардией для того, чтобы там проконтролировали, как работает охранное предприятие, — сообщила заместитель главы администрации района Ольга СИМАКОВА.

В отделе образования тоже поводов для серьезных беспокойств в работе ЧОПа не видят, но в целом согласны со словами своего обнинского коллеги.

- Все требования, которые мы должны соблюдать в вопросах безопасности, у нас выполняются. С «Третьей сотней» провели работу, сейчас почти все школы у нас сохраняют мужчины, а после трагедии в Ижевске руководитель предприятия объехал посты и провел беседу с персоналом. Наши тревожные кнопки выведены на пульт Росгвардии, но если бы ведомству целиком поручили отвечать за безопасность образовательных учреждений, на мой взгляд, было бы лучше и спокойнее, — отметила руководитель отдела образования района Наталья КУСТОВА.

 

ДВЕ СТОРОНЫ

И в целом риторика что обнинских, что боровских педагогов вполне понятна. Существуют определенные требования к безопасности, которые необходимо соблюдать – для всех школ они едины. Поэтому все те же самые меры наверняка были и в Казани, и в Ижевске, но предотвратить беду это не помогло. Сидящий на входе пенсионер-охранник вряд ли является серьезным противником потенциальному террористу. Да даже будь он чемпионом по рукопашному бою, противостоять с дубинкой внезапному нападению с огнестрельным оружием будет очень и очень непросто. Не защитят от злоумышленников трехметровые заборы, а видеонаблюдение поможет скорее разобраться в происходящем уже постфактум, но никак не предотвратить.

Обеспечить серьезный уровень безопасности можно только превратив школу в настоящий режимный объект, введя соответствующие требования и распорядки. Но речь ведь идет о детях, и превращать учреждения образования в подобие военной части или тюрьмы желающих найдется немного.

Прозвучавшая же от депутатов Госдумы инициатива поручить охрану Росгвардии на первый взгляд выглядит вполне разумной. Но в Боровском районе об этом задумывались и раньше, но гвардейцы не взялись за эту работу в силу банальной нехватки личного состава. Да и в целом замена частного охранника на подготовленного бойца большой роли не сыграет. Охранять покой детей и родителей ему все также придется с дубинкой в руках. Ведь если нести службу он будет с настоящим оружием, это может по итогу сыграть только в минус безопасности. И причину тому хорошо показывает случившееся на прошлой неделе происшествие с нападением 14-летнего школьника на сотрудника одной из торговых точек в Боровске. А что если у такого парня будет, пусть даже небольшой, но шанс добраться до автомата или пистолета прямо в школе? Сама по себе эта ситуация с подростком четко дает понять, что вопрос безопасности зиждется не только на внешнем факторе и заслуживает отдельного разбора

 

В ТИХОМ ОМУТЕ…

Громкое преступление случилось на прошлой неделе и многих боровчан, которых не так уж легко напугать криминальными сводками, повергло в шок. Ученик 8-го класса первой школы районного центра нанес девушке четыре ножевых удара и попытался скрыться. Правоохранители сработали оперативно и подростка быстро задержали, но резонанс это преступление вызвало огромный. Сейчас делом занимаются сотрудники Следственного Комитета, а их работа находится на особом контроле у районной прокуратуры.

- С момента первого сигнала взял это дело на личный контроль. Можно сказать, учитывая поведение этого парня на допросе, возникают сомнения в его вменяемости. К этому нападению он неделю готовился, и рассуждал так, будто это в порядке вещей. Подробно рассказал, что хотел сделать сначала, что сделал в итоге. И подобное наверняка можно было заметить, если бы с ребенком проводилась работа. В школах у нас есть специалисты, а одним из главных оснований для внимания к такому человек служит его неуспеваемость в школе. Поэтому мы инициируем проверку органов профилактики, посмотрим, как они сработали, где были допущены просчеты, — подчеркнул прокурор района Хамид КОСТОЕВ.

К слову, по интернету изначально ходила информация, что парня могут выпустить под подписку, но в результате, опять же не без участия прокуратуры, он был оставлен под арестом.

Но если рассмотреть ситуацию более тщательно, то уже даже в словах Хамида Мусаевича можно увидеть одну из возможных причин произошедшего. И речь в данном случае об ориентированности системы образования именно на вопрос успеваемости.

Учитывая задачу ведомства это выглядит логично, но уместен ли этот критерий, когда речь идет о психическом здоровье человека? Ведь совершивший это преступление парень не был откровенно отстающим. Да, успехов в учебе он не делал, но в школе отмечают, что в целом его можно отнести скорее к троечникам, а таких ребят у нас очень много. Но с ножом на других людей они не нападают.

Вообще подростка описывают как ничем особенно не выделявшимся. Тихим молодым человеком, никогда не принадлежавшим к числу главных школьных бузотеров и не выказывавшим опасных мыслей или намерений.

- Я, после того как узнал о случившемся, зашел в класс, в котором он учился, и поговорил с ребятами. Все сказали, что он вел себя обычно, ничего никому о своих мыслях не рассказывал. Также пообщался с его другом, с которым они тесно общались, и тот тоже был в шоке. Ситуация очень страшная, но у нас в школе учится без малого 1400 человек, и как бы мы не старались, заглянуть в душу каждому ребенку педагоги не могут. Мы знаем своих отличников, точно также знаем ребят, которые, напротив, являются возмутителями спокойствия, но уследить за эмоциональным состоянием всех и каждого невозможно, — отметил директор первой боровской школы Сергей КУПРАНОВ.

 

СМЕНА ПАРАДИГМЫ

Со мнением Сергея Купранова сложно не согласиться. Современный учитель и так тащит на себе слишком многое, помимо своей прямой задачи – прививает нравственность, воспитывает патриотизм, порой ведет какие-то кружки и объединения. А в данном случае педагоги должны были стать еще и медицинскими специалистами, способными углядеть проблему с психикой в тихом и никак себя не выделяющем ученике.

Чтобы заниматься подобным, практически в каждой школе района есть штатные психологи, а там, где нет, специалист работает на контрактной основе.

- Психолог работает с ребятами, можно сказать, по сигналам от преподавателей, заметивших неладное, или от родителей. Есть и отдельные критерии, как та же академическая неуспеваемость и другие показатели. Также раз в полгода проводятся различные тестирования в классах, — сообщают в отделе образования района.

Нельзя забывать и про ребят, которые имеют поставленный врачами диагноз или отклонение, с ними тоже нужна постоянная работа. А норматив школьного психолога точно такой же, как у педагога – 45 минут на одного ребенка. Точно также по 6-7 занятий в день. И если даже убрать из этого уравнения всех тех, кому консультации требуется регулярно, то сколько времени бы ушло у одного специалиста, чтобы поговорить с каждым учеником школы, где детей больше тысячи?

Конечно, есть очевидный вариант – нанять больше психологов, но тут свою роль играет ограниченность бюджета и общая проблема с медицинскими кадрами.

Да и вопрос здесь даже скорее к самой существующей системе. Складывается впечатление, что школьный психолог просто еще один «винтик» в машине образования. Его, судя по всему, в первую очередь должен волновать вопрос об успеваемости ученика, а не его состояние. При этом у большинства двоечников проблем с психикой особо то и нет – они есть с усидчивостью, с соблюдением норм и правил, с воспитанием в конце концов. А вот в плане психики тот же прогульщик, прекрасно понимающий, что его потом ждет наказание, вызов родителей и прочие сложности, морально может быть гораздо крепче и устойчивее, чем другие сверстники.

В данном случае нужен скорее не профильный спец, который вернет неуспевающих на путь к знаниям, а человек с медицинской подготовкой. Способный разглядеть в ученике назревающий «слом» и предотвратить его. Но даже ему охватить такую большую аудиторию будет невозможно.

Здесь речь, скорее всего, должна идти об изменении подхода в целом. Для жителей нашей страны психология до сих пор во многом остается западной причудой, неотделимой в общественном сознании от психиатрии. Поэтому человек, испытывающий какие-то проблемы, скорее предпочтет копить и держать их в себе, чем обратится за помощью, прослыв «психом» и кандидатом в «дурку».

Но если посмотреть на ситуацию более глобально – что в Казани, что в Ижевске, злоумышленники приходили «мстить» за себя не в случайные школы, а именно в свои альма-матер.

Это очень непростой вопрос, требующий много внимания и времени. Но быть может, если бы в школах психолог больше работал именно над созданием правильной атмосферы, когда ученику не будет стыдно сказать о своих мыслях, или когда одноклассники могут сообщить о странном поведении товарища, не прослыв при этом «стукачами», то подобных срывов с нападением, как это было в Боровске, а может и более страшных трагедий удалось бы избежать.

Поделиться