журнал
Громких скандалов в Боровском районе не было уже давненько, да и поводы для их появления постепенно сходят на нет. Остается разве что площадь Ленина в Боровске, но тема это приевшаяся, и уже не привлекает к себе столько внимания, как это было раньше.
Благо помимо нее различных памятников и мемориалов в поселениях хватает, поэтому при желании «зацепиться» за что-нибудь всегда можно. Так случилось на прошлой неделе с Тимашово, где неожиданно пропала стела, установленная в память о герое Великой Отечественной войны Анатолии ПАЙКОВЕ.
Негодование от этого факта дошло аж до главы Следственного комитета Александра БАСТРЫКИНА, вот только таинственное исчезновение памятника случилось еще несколько лет назад, а судьбой его заинтересовались лишь сейчас.
«ТАИНСТВЕННАЯ» ПРОПАЖА
Начало нового года всегда характерно некоторым затишьем в информационном поле. Ничего нового произойти еще не успело, все планы и проекты еще только готовятся к реализации, а потому и каких-то ярких или значимых событий «кот наплакал». Но на прошлой неделе область буквально взорвал сюжет ВГТРК «Калуга», посвященный пропаже памятника в Тимашово.
Стела, установленная в честь героя Великой Отечественной Анатолия ПАЙКОВА, 14-летнего парня, ушедшего на фронт и погибшего, сражаясь за свою Родину, таинственно исчезла.
Этому факту поражаются сотрудники Музея комсомола из Обнинска, а также руководитель областного ВООПиК Владимир КОБЗАРЬ.
Ситуация, конечно, странная и даже нелепая. Потерять можно что угодно, но вот чтобы целый памятник – это уже перебор. При этом теории высказывались самые что ни на есть детективные – здесь и кража на металлолом, и демонтаж при прокладке труб. Но при этом, если задать вопрос местной администрации, то можно узнать, что никакой таинственной пропажи стелы не было. А «исчезновение» ее случилось еще три года назад.
И вроде бы все на этом в истории можно ставить точку. Но возмущение активистов дошло аж до главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, который поручил областным коллегам докопаться до сути случившегося. Давайте попробуем и мы.
ДВЕ СТОРОНЫ
Стела, посвященная Анатолию Пайкову, была установлена в Тимашово еще в конце 70-х годов и являлась одним из 7 подобных памятников Калужской области. Объект стоял в довольно неприметном месте, рядом с участком, на котором в свое время располагалась местная школа, и в общем-то никому не мешал. Зарегистрирован памятник нигде не был, на балансе ни у администрации, ни у какой-либо организации тоже не стоял. Чиновники периодически уделяли ему внимание, но о полноценном содержании речи не шло. Поэтому со временем стела стала приходить в негодность.
И вот тут начинается самое интересное. В администрации СП «Совхоз Боровский» было принято решение убрать покосившийся монумент и поставить новый мемориал, но уже в другом месте, ближе к нынешнему центру деревни.
- Еще в 2020-м году стела покосилась и стала приходить в негодность. В деревне был реализован проект и установлен новый мемориал, туда же перенесли памятную табличку Анатолию Пайкову. А части старой конструкции у нас до сих пор лежат на сохранении, — пояснил глава администрации поселения Антон МАСНЯК.
Также Антон Александрович добавил, что такое решение приняли из-за нескольких факторов. С одной стороны, нынешние владельцы участка рядом со старым памятником не очень хотели видеть у себя под окнами стелу, а с другой новый монумент всегда будет «на глазах», и даже проезжающие мимо водители смогут его увидеть. Вроде все логично. И тут внезапно такой всплеск недовольства уже три года спустя! Активисты требуют вернуть старый памятник, чиновники напротив не видят в этом нужды.
Позиция администрации понятна – в деревне уже есть новый мемориал, зарегистрированный и взятый на баланс. А содержать два объекта, посвященных по сути одному и тому же, смысла нет, как и лишних средств в бюджете.
С другой стороны, новая стела при всей красоте, особенно в ночное время, получилась безликой. И может именно отсюда растут ноги большинства вопросов от сторонников возвращения старого монумента.
Да, при установке и открытии было не раз сказано, что это не новый мемориал, а перенос старого, и посвящен он павшим за освобождение Боровский земли воинам. Но этой информации нигде нет. Нет ни плит с именами павших в годы ВОВ, ни слов о том, что памятник в принципе связан с военной тематикой. Да, ассоциативное мышление работает – звезда и исходящие из нее языки пламени сразу рисуют в голове Вечный Огонь и наводят на мысли о Великой Отечественной. Но ведь трактовать стелу можно и по-другому, особенно просто проезжая мимо. Можно усмотреть не пламя, а, например, хвост кометы или отсылку на какой-нибудь костер, или мифы о Прометее – мало ли у кого какая фантазия. И эта недосказанность оставляет много вопросов. Отсюда и растут утверждения, что памятник не героям, а 75-летию Победы, к которому состоялось его открытие. Или что он посвящен как раз только Анатолию Пайкову, раз рядом стоит табличка лишь с его именем.
С другой стороны, свои умыслы можно усмотреть и среди активистов. Самым заметным человеком из ратующих за возвращение старой стелы стал возглавляющий областное отделение ВООПиК Владимир Кобзарь. В отдельном представлении Владимир Алексеевич не нуждается – его имя хорошо известно даже за пределами Боровского района. Правда, в последнее время больше по скандальным поводам вроде реконструкции площади Ленина в Боровске или сноса домов все в том же районном центре. И многие в активности Кобзаря углядели боровский сценарий, где о сносе домов защитники знали заранее, но возмущаться начали в самый подходящий для этого момент. Так и тут, три года судьбой памятника никто не интересовался, и вдруг такая обеспокоенность. Сам Владимир Алексеевич объясняет это так.
- Мы работаем с обращениями от граждан. И поступило оно к нам от члена поискового отряда в этом году. Невозможно быть везде и знать о судьбе каждого памятника, стелы и мемориала, но как только информация пришла — начали работать. Сейчас у нас есть письмо от жителей, которое подписали 18 человек, а том числе и родственница Анатолия Пайкова, о том, что они хотят видеть этот памятник на старом месте. К тому же есть свидетельства, что демонтировали его только в 2021-м году, —отмечает Кобзарь.
То, что информация о сносе у обоих сторон разная — сразу бросается в глаза. Понять, какая из дат верная сейчас и правда очень сложно. Да и для этого есть специальные ведомства, одно из которых напрямую завязано с текущим разборками. Речь, конечно же, о Следственном комитете. Именно возглавляющий районный отдел СК Дмитрий АННЕНКОВ выступил в качестве посредника между активистами и чиновниками, собрав их за столом переговоров. И эта встреча можно сказать ставит точку в «первом акте».
ТУМАННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Проведя переговоры под надзором Следкома, стороны вроде как пришли к обоюдному согласию. Администрация выдает ВООПиК старую стелу, те занимаются ее реставрацией и открывают к 9 мая. Уже второй раз может показаться, что вопрос исчерпан, но нет.
Дело в том, что дальнейшее будущее многострадальной стелы стороны видят по-разному. Владимир Кобзарь после восстановления хочет отдать ее на содержание администрации, а там по-прежнему не видят нужды в двух памятниках в одной деревне. Из-за этого наиболее вероятным исходом для монумента видится снова попадание в «бесхоз» и постепенное забвение. Поскольку реставрация реставрацией, а тратить деньги на обслуживание, текущий ремонт и прочее желающих нет.
Нельзя забывать и о том, что просто так взять и поставить памятник нельзя. Необходимо разобраться с земельным вопросом, получить разрешение, что тоже не так просто.
- Варианта возможно два. В первом случае это разрешение на размещение объекта. Заинтересованное лицо должно обратиться в администрацию с заявлением о выдачи соответствующего документа. К заявлению прикладывается схема расположения земельного участка от кадастрового инженера с координатами. Земля должна быть в муниципальной собственности и быть неразграниченной. Далее мы рассматриваем и выдаем заключение. Длительность процедуры – до 30 дней. В таком случае содержать объект будет тот, кто обратился за его установкой. Это не право собственности и не право аренды, а разрешение использовать участок под конкретную цель на указанный срок. По истечению этого периода, если договор не продлен, объект будет передаваться или оформляться как бесхозный. Второй путь — это договор аренды. Здесь также нужно заявление и приложенная схема. Мы проводим проверку, после этого заключаем договор или отказываем, — поясняет руководитель земельного отдела районной администрации Лидия АРЕШКИНА.
Каким путем пойдут в данном случае – пока не ясно, поскольку заявления чиновникам еще никто не направлял.
Подводя же итог, получается, что перспектива у стелы, даже в случае ее возвращения на старое место, довольно туманные. И нынешняя договоренность хоть и разрешает конфликт на настоящий момент, но не ставит в истории окончательную точку.
Возможно, сделать это удастся у главы администрации района Николая КАЛИНИЧЕВА, который в ближайшее время намерен встретиться с членами ВООПиК, историками и общественными деятелями и обсудить сложившуюся ситуацию.
Степан Федоров