Неделя Боровского района
Не торопись умирать! Место для мертвых в Боровском районе найти сложнее, чем для живых
Как-то так
27.04.2023

Кладбищенская тема для Боровского района проблемная, куда не ткни. Это касается как вопроса содержания погостов, так и поиска новых участков, подходящих для захоронений. Человек смертен, причем, внезапно, как говорил булгаковский Воланд, а потому чиновникам надо работать на опережение. Но вот уже второй год выискать подходящее место никак не получается.

Причины тут две – отсутствие в муниципальной собственности земли для спецобъекта и высокие требования к нему со стороны закона. Так что, пока жителям Боровского района надо войти в положение и поберечь себя на этом свете.

 

НАСТОЯЩИЙ «АД»

Как бы странно это не звучало, но проблемы в Боровском районе есть не только у живых, но и у мертвых. Причем решить их в администрации пытаются уже второй год, но все никак не могут довести начинание до логичного конца.

Речь идет, конечно же, о поиске участка под новое кладбище. На сегодняшний день большинство мест упокоения в поселениях переполнены, и захоронение там если и ведется, то только в уже существующие могилы к близким родственникам. Поэтому вопрос о выделении нового участка назрел давно. Но как быть, если и выделять чиновникам по сути не из чего?

То, что у района есть серьезные проблемы с землей, стало понятно еще по вопросу с многодетными семьями, участки для которых пришлось искать у собственников, богатых на пустующие гектары бывшей сельхозки. А ситуация с кладбищем еще и усугубляется большим количеством требований, которым потенциальная земля должна соответствовать.

Поэтому понять затруднения чиновников можно, но несмотря на все сложности, рано или поздно поставить точку в вопросе будет необходимо. Об этом исполнительной власти время от времени напоминают депутаты Районного Собрания.

В конце прошлого года они потребовали от администрации конкретного срока, к концу которого можно будет озвучить результат работы. Этим днем должен был стать отчет главы администрации района Николая КАЛИНИЧЕВА. Тогда времени чиновникам показалось достаточно, и они с готовностью согласились. Но по итогу в феврале никаких ориентиров в пространстве и времени так и не появилось. И вот на прошлой неделе депутаты вновь вернулись к болезненной теме, но в итоге не услышали почти никаких новостей.

- В этом деле мы на месте не стоим, но прежде чем нам покупать поле, необходимо понимать, можно ли вообще его использовать в качестве места захоронения. Но скажем прямо, в отличие от всех территорий, которые у нас исторически являются кладбищами, сейчас, чтобы открыть новое, нужно пройти через настоящий «ад». Эта задача для нас сейчас одна из приоритетных, поскольку мы понимаем, что в ближайшее время она может вылиться в большую проблему, - откровенно заявил Калиничев.

 

ДВЕ БЕДЫ

Более подробное разъяснение всех нюансов как всегда выпало на долю руководителя земельного отдела Лидии АРЕШКИНОЙ.

- В настоящее время мы работаем с шестью потенциальными участками. Из них пригодность четырех под большим вопросом из-за санитарных требований. Как только мы определимся с землей, нужно будет согласовать её с Калугой, поскольку без решения региона нет никакого смысла выходить на этап выкупа, - отмечает Лидия Анатольевна.

На первый взгляд все эти рассказы чиновников выглядят нелепо. В конце концов, речь идет не о строительстве детского сада или жилого района – если посмотреть по деревням, то очевидно, что им под кладбище подойдет любое поле, до которого будет удобно добираться, чтобы похоронить родственников. И с уже существующими погостами это действительно так. Однако со времени их появления прошло очень много времени, за которое изменился и подход государства к организации таких территорий. И сегодня получается интересная картина, когда требований к землям для мертвых чуть ли не больше, чем для живых.

Главных критериев, над которыми сейчас бьются в районе, по сути два – в первую очередь нужно соблюдать те самые санитарные нормы и выдержать необходимое расстояние от населенных пунктов. На сегодняшний день разместить кладбище нельзя ближе чем в 300 метрах, если на его территории не планируют делать крематорий, и 500 метров — если будет вестись кремация усопших. Особенно интересно эти цифры смотрятся на контрасте. Например, с тем же Белкинским кладбищем, от которого буквально в паре десятков метров стоит ЖК «Графский», окна которого как раз и выходят на погост, и в объявлениях о продаже квартир здесь можно смело писать про тихих соседей.

Еще одним камнем преткновения для согласования участка являются грунтовые воды. От глубины их залегания тоже напрямую зависит пригодность того или иного участка. Чтобы определить, топкое ли место, на глубину зарывают специальные колбы, которые через некоторое время достают и проверяют - доходит ли вода до критичной отметки или нет. Делают это для того, чтобы ни в коем случае не допустить отравления подземных источников воды и избежать проседания земли.

 

СДЕЛАТЬ ПО УМУ

Сейчас на двух потенциальных участках как раз и ждут извлечения этих колб. Результаты проверки должны появиться уже в мае, и быть может Боровский район, наконец, обретет хотя бы надежду на потенциальное кладбище. Потенциальное, потому что после этого предстоит еще много работы – согласование, оценка, переговоры с собственником и выкуп земли. После этого нужно провести необходимые работы и только потом говорить о начале захоронения.

Но все это плавно подводит и к другому болезненному вопросу, а именно к содержанию кладбищ. Сегодня большинство из них находятся в удручающем состоянии. Денег, которые поселения получают на проведение работ, откровенно не хватает, и участки с каждым годом все больше приходят в упадок. На фоне соседей можно выделить разве что Балабаново. Здесь за содержание погоста отвечает МФЦОН, следящий за состоянием территории, ее чистотой и прочими нюансами.

Про то, что и в других муниципалитетах нужно создать подобные организации или хотя бы одну на весь район, начали говорить в прошлом году, но потом похоронили ее, вероятно, отыскав где-то местечко. По крайней мере, публично к ней точно не возвращались. Поэтому, если сейчас чиновникам и правда приходится пройти через «ад», чтобы найти новый участок, то потом придется ломать голову над его содержанием: как и для какой еще функции создать муниципальное учреждение, чтобы через год не собираться уже на его поминки.

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться