журнал
Этот год для Боровского района стал особенным в том, что касается вывоза отходов. Как правило, эта проблема носит сезонный характер и сильнее всего обостряется во время длинных праздников в январе и мае.
Но в этом году картина иная. Начавшись в мае, коллапс не проходит по сей день. Случаются периоды улучшения, но за ними следует очередной кризис и волна жалоб от недовольных вывозом мусора жителей.
На дворе уже сентябрь, а к норме ситуация никак не придет. Поэтому в администрации района в очередной раз встретились с перевозчиком и узнали, что именно мешает ему навести порядок на контейнерных площадках.
ПРОДОЛЖАЕМ ДИАЛОГ
Совещание с перевозчиком в районе провели на прошлой неделе, и не просто так. Поводом для этого стала очередная волна жалоб от жителей на заваленные отходами контейнерные площадки. Причем приходили они не из какого-то одного населенного пункта– такие участки были в каждом из трех городов района, и даже в сельских поселениях.
Подобная картина в районе наблюдается с мая. Тогда на разговор приезжал даже руководитель «КРЭО», но каких-то кардинальных изменений это не принесло. Предполагалось, что в июне ситуация должна стабилизироваться, но увы – уже наступила осень, а работу перевозчика продолжает «лихорадить».
Поэтому курирующий сферу ЖКХ района Алексей СТЕПАНОВ встретился с возглавляющим компанию «Прогресс» Александром ТЕЛЬНОВЫМ и узнал, с какими сложностями сталкивается перевозчик. И, в целом, список проблем достаточно банальный.
ЗНАКОМЫЕ БЕДЫ
Всего можно выделить четыре больших вопроса, которые являются камнем преткновения для перевозчика.
Первый пункт хорошо знаком нам всем и касается он того, что сами жители не всегда относятся к утилизации отходов ответственно.
Речь идет в первую очередь о росте объемов отходов, которые не попадают под категорию ТКО, но все равно притаскиваются на контейнерные площадки. В первую очередь, это трава и порубочные остатки, которые некоторые безответственные дачники выкидывают прямо в бак. Отмечают и новый факт, что среди отходов стало появляться много упаковочной пленки, которую используют, например, при доставке товаров с маркет-плейсов. Весит она мало, но при этом занимает большой объем внутри баков и внутри машины, из-за чего она заполняется быстрее.
Плюс растет объем и по строительному мусору – кирпичи, строительные смеси, бревна, шифер и тому подобное также тащат прямо к контейнерным площадкам, хотя их утилизация должна проходить отдельно, а перевозчик отвечает в первую очередь именно за вывоз ТКО.
Но объяснить это некоторым жителям кажется невозможной задачей, поскольку твердят об этом уже пятый год, а результат никак не меняется.
Собственно, со строительным мусором связан и второй пункт, но уже в более масштабных объемах. Дело в том, что некоторые контейнерные площадки превращаются буквально в стихийные свалки из-за того, что на них целенаправленно свозят отходы не просто с участков, а с больших строек.
Так, например, случилось с площадкой на улице Текстильной в Ермолине, но по району она такая не одна. И подобные сбросы сразу перечеркивают работу КРЭО даже в том случае, если вывоз до этого момента проходил в четком соответствии с графиком.
- Мы обсудили эти моменты с перевозчиком, и он отметил, что подобная картина у них была в Жуковском районе. Там с этим явлением удалось справиться только благодаря установке камер и методичной работы по привлечению к ответственности нарушителей, - отмечает Степанов.
Вариант действительно неплохой, тем более, что установка камер на площадках в последнее время становится не то чтобы ноу-хау, а скорее необходимостью. И такая работа в районе проводится.
Но смущает другой момент – оба вышеперечисленных пункта действительно не теряют своей актуальности, но разбираться с ними нужно не КРЭО и не перевозчику. В первом случае быть ответственными просят самих жителей, во втором поработать должны чиновники. То есть, получается, что сами ответственные за вывоз мусора организации в общем-то не причем, и это все мы не даем им развернуться в полную мощность и навести кругом порядок.
Впрочем, не будем забегать вперед, поскольку другие проблемы уже более узко направлены и касаются работы самого предприятия в нынешних условиях.
Разговоры о том, что тариф не окупает затрат на работу перевозчика, идут уже достаточно давно. И несмотря на то, что большинство людей воспринимает любое упоминание повышения платы «в штыки», это факт, который нельзя отрицать.
В нынешней политической и экономической ситуации затраты на обслуживание техники выросли в разы. Мусоровозы рано или поздно выходят из строя, а импортные запчасти влетают в баснословные деньги. Плюс их доставку еще надо дождаться.
Лучше всего эти проблемы ощущают на себе жители Балабанова, где вместо обычных контейнеров стоят «колокола», забирать которые может только специально разработанная под них техника, и поломка каждой такой машины означает для города резкое обострение мусорной проблемы.
Также нельзя забывать и том, что вывоз мусора — это не только техника, но и еще и люди. И по очевидным причинам очередь из желающих заниматься вывозом отходов у перевозчика не стоит. К тому же эта отрасль попадает под ограничения, которые Калужская область ввела в миграционной сфере, что тоже сужает круг потенциальных работников.
Из всего этого можно сделать вывод, что сегодня перевозчик отходов скорее больше сосредоточен на том, чтобы сохранить хотя бы существующий уровень работоспособности, а не на каком-то развитии или расширением. Поэтому, как бы печально это не звучало, скорее всего без пересмотра тарифа вряд ли получится добиться каких-то заметных улучшений в этом вопросе.
«ПОДАРОК» ОТ СОСЕДЕЙ
Впрочем, далеко не всегда проблема заваленных контейнерных площадок связана с действиями боровчан, просчетами КРЭО или перевозчика. Есть и куда более интересные случаи.
И самым наглядным примером тому может стать площадка в Тишнево. Этот участок известен на весь район как один из самых проблемных – мусора здесь скапливается много, причем в очень быстрые сроки. И каждый раз, когда речь заходит о проблемных зонах, именно Тишнево называют одним из первых.
Местные власти приложили много усилий, чтобы навести здесь порядок. Регулярно обращались в КРЭО, просили вмешаться в ситуацию районных коллег, но добиться каких-то кардинальных изменений это не помогло.
Зато, как рассказала глава администрации СП «Асеньевское» Ирина ЖИЛЬЦОВА, получилось обнаружить достаточно интересный фактор, который сильно влияет на заполняемость площадки.
И имя ему – дачники. Это в общем-то неудивительно, винить «гостей» района во всех грехах у нас уже стало своеобразной традицией, но тут ситуация несколько иная. Ведь дело в том, что свой мусор в Тишнево привозят не местные дачники, а жители двух СНТ Московской области.
- У СНТ есть договоры с московским РЭО, но видимо ездить в такую даль их перевозчик не слишком любит. А единственная дорога к ним, так уж сложилось исторически, проходит через наше поселение. В общей сложности там порядка 700 участков, на которые приходится всего 3 8-кубовых контейнера. Само собой, наполняются они очень быстро, и все отходы жители везут к нам, в Тишнево. Поражает и то, что за своей территорией там хорошо следят – местные охранники сами отправляют людей к нам сюда, чтоб у них не было навалов. Получается, что там мусорные площадки аккуратные, а у нас завалены с горкой, - отмечает Ирина Николаевна.
Ситуация действительно удивительная. С одной стороны, на душе становится легче, раз уж даже в Московской области есть проблемы с вывозом отходов. Но если без шуток, то это уже перебор. Поскольку этот объем зачастую и может являться тем самым фактором, из-за которого тишневские контейнеры заполняются буквально за пару дней.
И вот здесь найти какой-то выход из ситуации будет гораздо сложнее, ведь СНТ даже не находятся на территории района или области.
Иными словами, проблем и различных необычных ситуаций в этой сфере хватает с головой. И далеко не всегда винить в этом стоит лишь перевозчика или КРЭО. Со своей стороны, они, конечно, тоже должны мобилизоваться и наладить работу, но если смотреть на вещи глобально, то складывается впечатление, что корень всех бед кроется в том, что изменения нужно вносить во всю систему обращения с отходами целиком.
Степан ФЕДОРОВ