журнал





1 марта в Калужской области заработал закон, ограничивающий деятельность общепитов, торгующих алкоголем на розлив. Он был принял ещё в ноябре прошлого года и за время ожидания его вступления в законную силу местные органы власти должны были сами установить на своих территориях границы размещения таких объектов от жилых домов. Пока в Боровском районе с этим вопросом не торопились, в Балабанове ждали его решения, почти затаив дыхание.
Только в конце прошлого года в этом городе закончилась настоящая война интересов, в которой с одной стороны держала оборону круглосуточная пивнушка, на протяжении девяти месяцев не дававшая уснуть жителям центра города, а с другой - наступали власти муниципалитета, отстаивавшие интересы своих жителей. Закон этот, к слову, был принят не без настойчивости балабановских депутатов. Поэтому именно они очень удивились, когда узнали о решении администрации района по поводу ожидаемых ограничений.
ТЕРНИСТЫМ ПУТЁМ
В желании человека пропустить после работы стаканчик, другой нет ничего плохого. Как минимум, это выбор каждого: пить или не пить. Главное, чтобы те, кто «за» не мешали тем, кто «воздержался». И тут, понятное дело, всё зависит не столько от места распития, сколько от самих посетителей - от их культуры пития. А она, порой, хромает. Если замечали, то жалоб жителей на шумное и непотребное поведение гостей ресторанов очень мало. Причина понятна: ресторан — место с более высоким сервисом и следовательно ценником, и посетить его может позволить человек с более-менее приличным достатком. Хорошо платят профессионалам в своём виде деятельности, то есть, людям образованным, со сформировавшимся приличным поведением в обществе даже под действием градуса. Бывают, конечно, исключения, но редко. А вот посетители «наливаек» — это отдельная каста. Их душа просит не милой неспешной беседы под бокал полусухого или даже водочки, а требует песен под звездным небом и порой избавления от выпитого там же.
Именно с такой ситуацией столкнулись в прошлом году в Балабанове, где на месте бывшего мини-магазина «Теремок» неожиданно открылся круглосуточный пивной бар. Жители забили тревогу ещё до того, как двери заведения распахнулись для посетителей, и как в воду смотрели: на протяжении девяти месяцев выпивохи орали песни на всю улицу Лесную, врубали на полную музыку в своих машинах и опорожнялись под окна жилого многоквартирного дома, стоящего всего в десятке метров от «Теремка».
Перед тем, как перейти к открытому противостоянию, местные органы власти несколько раз пытались вразумить собственника торговой площади, размещенной на арендуемой у муниципалитета земле, призывая расторгнуть договор с арендатором. Но после нескольких безрезультатных попыток депутаты городской Думы потребовали запустить процедуру изъятия земельного участка, используемого не по назначению. Собственно, это намерение и заставило предпринимателя пойти на условия властей.
При этом владельцы алкоточки не отличились так называемой ответственностью бизнеса: менять график работы заведения отказались и открыто заявляли жителям, что никто бар не закроет. Если не брать во внимание нецелёвку с землёй, то они были совершенно правы. Законных методов ограничить деятельность «наливайки» не было. Именно по этому окружные депутатыи Артём Алексенко собрали более полутысячи подписей под своим обращением в Законодательное собрание Калужской области с просьбой ограничить деятельность алкоточек, расположенных в МКД и на прилегающих к ним территориях, и отвезли его председателю регионального парламента Геннадию Новосельцеву. Областные депутаты к тому времени уже начали работать над законом, у которого были противники. Так что просьба жителей Балабанова стала хорошим аргументом для позиции ограничения, которая в ноябре прошлого года одержала победу.
С ГЛАЗ ДОЛОЙ
Теперь закон Калужской области в отношении общепитов с алкоголем получил вставную челюсть и может кусаться ради защиты интересов жителей МКД. Согласно правилам с 1 марта такие заведения могут работать только, если их площадь обслуживания не менее 65 кв. м и делать это с 10:00 до 22:00. Представители бизнеса восприняли такие требования, как давление на их деятельность, но закон оставил им право получить статус ресторана, который минуют новые ограничения, но попадает под соблюдение более строгих требований. Более того, тем, кто рулил «наливайками», с ноября (принятия закона) до марта (вступления его в силу) дали время на ликвидацию и поиск новых мест размещения. Так что ни о каком вероломном изгнании предпринимателей речи идти не может, им просто предложили уважать не только свой бизнес, но и жителей населенных пунктов Калужской области.
Дальнейший вопрос уважения лег на местные органы власти, которым до 1 марта необходимо было принять границы размещения питейных заведений от многоквартирных жилых домов. В период работы над этим документом администрация г. Балабаново направила в район своё предложение — 50 метров. Оно появилось не с потолка и не потому, что ранее такие нормы приняли в Калуге и Обнинске. Начальник отдела градостроительной деятельности и землепользования Анна Белоус, которая и вела работу с владельцем «Теремка», а следовательно в полной мере могла оценить всю сложность ситуации, лично обошла Балабаново с рулеткой, измеряя территории, где уже имеются объекты, в которых гипотетически могут появиться «теремки». В принципе, так должны были действовать все органы власти перед утверждением своих «запретных метров». К слову, в Обнинске, похоже, по этому пути не пошли, поскольку буквально две недели назад жители наукограда жаловались на свой шумный общепит, который не попал под запрет из-за того, что расположен от МКД на расстоянии 52 кв. м.
Однако к рекомендации наученных опытом коллег Боровский район не прислушался и установил это расстояние в 30 метров. Но более удивило балабановцев, что этот норматив действует не от границ МКД, а от входных дверей в подъезды.
- Во-первых, если бы у того же «Теремка», с которым мы столько намучились, была площадь зала 65 метров, то при отсутствии проблем с целевым использованием земли, он спокойно мог бы возобновить свою работу. Во-вторых, в районе есть МКД, в которых всего одна входная дверь на весь дом, как, например, у нас Лесная, 19. В этом случае очередная «наливайка» вообще может появиться впритык к окнам наших жителей, — отметила депутат.
Исходя из этого, депутаты сочли слишком скромным решение администрации Боровского района и написали в адрес её руководителя Николая Калиничева обращение с просьбой установить расстояние для размещения общепитов не от дверей, а стен жилых домов, увеличив его с 30 до 50 метров.
Сейчас остаётся только гадать: с чего вдруг администрация района, в котором скандал с «наливайкой» случился настолько громким, что о нем в марте упомянул губернатор Владислав Шапша, говоря о вступлении в силу выше упомянутого закона. Можно предположить, что в нашем случае имеет место лоббирование интересов, так как в Боровске от фасада многоквартирного дома на улице Коммунистической до кафе «Дружба» нет и 30 метров, а от подъезда, вероятно, имеется. Данное кафе, конечно, не балабановский «Теремок», напротив — заведение приличное, с хорошей кухней, доступным чеком и обслуживанием, притягивающее к себе как местных жителей, так и приезжих. В добавок, это единственный достойный общепит в городе, которому, как в сторону развития туризма, двигаться больше некуда. И увеличение метров ограничения от МКД несёт угрозу «Дружбе». Администрации района в этой ситуации странно было бы закрыть на этот факт глаза, поскольку Боровск — одно из любимых мест посещения путешественников, а они где-то должны кушать. Поэтому у инициативы балабановских органов власти в районе шансов практически нет, и это не может не настораживать. Балабановский сценарий может повториться где и когда угодно. И тогда жители других населенных пунктов станут заложниками интересов Боровска, если решение было принято на основании, предложенным нами.
Как быть в такой ситуации, однозначно не ответишь. Ведь, как говорили ранее, дело не в заведении, а в его посетителях. Ну и, конечно, как на хулиганские выходки и нарушения закона о тишине реагирует полиция. А с этим в Боровском районе, как в принципе и везде, большие проблемы.
Иван Кречет



