Неделя Боровского района
День открытых дверей
Репортаж
08.07.2011

Электрометаллургический завод показал себя изнутри.

За последние пять лет Боровский район всё чаще упоминается как промышленный. Поводом тому стали не только новые производства, рассеянные по его обширной территории, но и конгломерат ворсинского индустриального парка. Калейдоскоп компаний, которые сегодня запустили свои производственные мощности и тех, кто только собирается это сделать, зачастую вызывает у жителей Боровского района обоснованные опасения за экологию окружающей среды и, как следствие, за своё здоровье. 

Так сложилось, что больше всего опасений населения связывалось со строящимся электрометаллургическим заводом. Свою роль играет и тот традиционный образ металлургического производства, который сложился еще в далеком прошлом, и то, что завод, действительно, выглядит монументально.

На минувшей неделе руководство Калужского научно-производственного электрометаллургического завода устроило «день открытых дверей» для журналистов, чтобы ответить на накопившиеся вопросы.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - ГИД

26_zavod_1_35030 июля журналистов боровских и обнинских СМИ пригласили на экскурсию по строящемуся заводу. В качестве гида перед журналистами предстал генеральный директор ЗАО «КНПЭМЗ» Сергей ШАЛЯЕВ. Из присланной ранее пресс-службой завода информации каждый участник экскурсионного тура знал, что к своим сорока годам гендиректор ворсинской «новостройки» имеет за плечами богатый производственный опыт. Получив диплом Уральского  политехнического  университета по специальности «инженер-металлург», он успел сделать карьеру, переходя по нарастающей с одной руководящей должности на другую, вплоть до 2006 года, когда ему доверили возглавить завод в Боровском районе.

Этот новый проект, вошедший в документ под названием «Стратегия развития металлургической промышленности РФ на период до 2020 г.», является одним из основных инвестиционных проектов отрасли. По идее его инновации должны проявить себя в снижение энергопотребления, уменьшении загрязнения атмосферы и повышении качественных характеристик производимого сортового проката.

Раздав прибывшим журналистам каски, гендиректор КНПЭМЗ пригласил осмотреть строящиеся цеха и их окрестности, чтобы наглядно продемонстрировать суть будущей производственной деятельности завода. Своё повествование Сергей Шаляев начал от общего к частному.

 26_zavod_2_300

Реализация проекта Калужского научно-производственного электрометаллургического завода была начата в 2006 году в рамках программы создания индустриального парка «Ворсино» на севере Калужской области. ЗАО «КНПЭМЗ» входит в число предприятий Сортового дивизиона Группы НЛМК, объединенных под управлением компании НЛМК-Сорт. Инвестором является ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», генеральным подрядчиком - турецкая компания «Гама».

В составе строящегося на ворсинской площадке завода будут находиться два цеха -  электросталеплавильный и прокатный, оборудование для которых поставят австрийская компания "VAI SIMENS" и германская "SMS Meer". Общий объём инвестиций превысит 36 миллионов рублей.  

Завод, раскинувшийся на территории 202 гектара между автотрассой М3 и железной дорогой, будет заниматься переплавкой черного лома, который с территорий соседствующих регионов будут собирать ломозаготовительные предприятия Производственного объединения «Вторчермет НЛМК», и доставлять до места назначения автомобильным (20%) и железнодорожным (80%) транспортом. Кстати, для основного способа доставки - по железной дороге - на средства завода с участием РЖД в районе Ворсино строится новая станция - Промышленная. 

Продуктами завода станут арматурный и фасонный прокат, которые в первый год работы цехов должны выйти на уровень 1 млн. тонн в год. В дальнейшем ассортимент выпускаемой продукции должен расшириться, а её объём увеличиться до полутора миллионов тонн в год. Реализовывать свою продукцию КНПЭМЗ намеревается на территориях Калужской, Московской, Рязанской и Брянской областей. 

В двух цехах завода найдут свои рабочие места 1400 специалистов разного уровня, причём, руководящее звено будет представлено в минимальном количестве и приглашено для работы по контракту. А вот все рабочие специальности окажутся в распоряжении местных жителей, а так же специалистов из соседних районов и Московской области. Для «ядра» завода уже сейчас на территории Ворсина ведётся строительство двух многоэтажных домов, вместимостью в 90 квартир, а так же на этапе отделочных работ находятся 105 квартир в обнинских новостройках. Учитывая внушительное число персонала, предполагаемо задействованного на КНПЭМЗ, руководство завода подтвердило намерение  реализовывать на предприятии многостороннюю социальную политику, включая здравоохранение и образование.

 

К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИИ

26_zavod_3_350О том, что новое предприятие станет местом работы для почти полутора тысяч людей и о том, что заботиться о них будут, как полагается, журналисты выслушали с интересом. Тем не менее, в большей степени их интересовал именно экологический блок вопросов, а именно, что и в каком количестве после запуска завода, запланированного на начало 2012 года, будет летать в воздухе, плыть в воде и впитываться в почве?

А также получить из первых уст ответ на вопрос: имеет ли отношение электрометаллургический завод к загрязнению пруда в деревне Пекино? Сергей Шаляев сообщил, что его предприятие в «пекинском» инциденте стало, по сути, без вины виноватым. На предприятии сразу были проведены внутренние проверки. Все выявленные факты были предоставлены в распоряжение надзорных органов. Какое будет решение, по-видимому, станет известно позднее, но на предприятии уверены, что ничего из того, что удалось выявить на предприятии, не могло послужить причиной того загрязнения, на которое жаловались пекинцы. Но как бы то ни было, еще до проведения каких-либо проверок, завод пошел навстречу руководству села Ворсино, и выдвинул на борьбу с экологическим бедствием группу своих сотрудников.

 26_zavod_4_287

Что касается общих вопросов экологии, то завод, благодаря своим технологическим решениям, является экологически безопасным объектом. Расчеты показывают, что он не нанесёт вреда не только соседним населённым пунктам, но и прилегающим к самому КНПЭМЗ территориям. 

Для очистки выбросов, образующихся при выплавке стали, в комплекте с дуговой печью устанавливается современная пылегазоочистная система, обеспечивающая степень очистки не ниже 99%. Для всех технологических процессов, использующих воду (на охлаждение оборудования, заготовок, продукции), предусмотрено строительство замкнутых циклов оборотного водоснабжения с очистными сооружениями, которые полностью исключают сброс промышленных стоков в водные объекты.  

С точки зрения технологий производства и экологической безопасности ЗАО «КНПЭМЗ» является металлургическим предприятием нового поколения, позволяющие сделать «мини-завод» экологически безопасным металлургическим объектом.

Однако к дополнению ко всему этому журналисты попросили руководство предоставить данные о расчетных объемах и составе выбросов, чтобы получить возможность провести сравнение и сделать свои выводы. На это замечание Сергей Шаляев пообещал дать указание своим специалистам подготовить такой сравнительный анализ и разослать его представителям СМИ.

Своё обещание гендиректор Калужского научно-производственного электрометаллургического завода сдержал, цифры с пояснениями были присланы. Учитывая желание жителей Боровского района получить именно от руководства завода развёрнутую информацию, редакция «Недели» решила предоставить каждому читателю возможность лично ознакомиться с этими пояснениями и сделать свои выводы.

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

 

 

КОММЕНТАРИИ ЗАО «КНПЭМЗ» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОЕКТА

 26_zavod_5_320

Проект ЗАО «КНПЭМЗ», оборудование, которое будет использоваться, обеспечат значения удельных выбросов в атмосферный воздух менее 2 кг/т произведенной стали. Это является показателем наилучших существующих технологий в мире (для сравнения, на предприятиях полного металлургического цикла в странах Европейского Сообщества этот показатель составляет 15-18 кг/т, на российских предприятиях полного цикла этот показатель еще выше).

Что касается состава выбросов, то 93% представлено газообразной фазой, которая по своему компонентному составу  (СО, NO2) сопоставима с выбросами от любых топливосжигающих устройств, в частности от транспорта (автомобильный, железнодорожный) или городской котельной. При этом основная часть веществ (и в первую очередь оксид углерода, количество которого составляет более 60% от всех газообразных веществ) трансформируется в более верхних слоях атмосферы в безопасные соединения (СО2).

Лишь менее 7% выбросов приходится на долю твердых веществ (то есть пыли, основную часть которой составляет оксид железа). При этом концентрация пыли на основном источнике завода (труба электросталеплавильного цеха) составляет менее 10 мг/м3,  (что исключает визуальное присутствие какого-либо дыма). По объему и концентрации подобный выброс можно сопоставить с той пылью, которая поднимается над дорогой или полем в умеренно ветреную погоду.

Для удаления выбросов применяется труба высотой 50 м, что обеспечивает эффективное рассеивание выбросов. Расчеты рассеивания, произведенные в проекте строительства завода и согласованные с органами санитарно-эпидемиологического и природоохранного надзора, выполненные с учетом наихудших метеоусловий, доказали, что фактически уже в пределах установленной 500-метровой санитарно-защитной зоны завода величины приземных концентраций выбрасываемых веществ будут ниже гигиенического норматива ПДК (предельно допустимой концентрации).

С учетом планируемых объемов производства общий объем выбросов завода можно оценить в объеме около 2 тыс. тонн в год. Для сравнения: выбросы от Киевского шоссе только на участке, прилегающему к Индустриальному парку «Ворсино»,  оценочно составляют около 1650 т/год. Сопоставимые показатели за исключением того, что деятельность завода носит локальный характер, а подобные объемы выбросов от шоссе имеют место фактически на всем его протяжении. Кроме того, как уже указывалось, выбросы завода рассеиваются, в случае же с автотрассой, такого рассеивания не обеспечивается, и всё загрязнение от транспорта сосредотачивается на прилегающей к дороге территории, существенно повышая приземные концентрации загрязняющих веществ в ближайшей жилой зоне.

Человечество не придумало еще способа производить что бы то ни было материальное, транспортировать что бы то ни было материальное без оказания влияния на окружающую среду. Задача любого промышленного производства - снизить это влияние, чтобы добиться экологической безопасности.

Экологическая безопасность технологий, используемых в проекте ЗАО «КНПЭМЗ», подтверждена многолетним опытом работы аналогичных европейских заводов, расположенных менее чем в 1 километре от жилой застройки в Германии (г.Кельн), Италии (г.Удине), Испании (г.Херос-де-лос-Кабальерос), Швейцарии (г. Герлафинген) и других странах.

Поделиться