Неделя Боровского района
Табор уходит в школу
Школа
07.10.2011

В третьей школе Балабанова функционирует отдельный «цыганский» класс!

Традиционно в День учителя, 5 октября, принято говорить о достижениях лучших педагогов, чествовать самых заслуженных из них, подготовивших победителей олимпиад и выпускников медалистов.

В то время как есть учителя, чей труд не менее тяжек и куда более самоотвержен. Те, кто в наш казалось бы научный, инновационный век занимается ликвидацией неграмотности.

Яркий пример тому - Светлана Петровна ГЕРАСИМОВА, классный руководитель «цыганского» класса школы № 3 г. Балабанова.

 

ВИКТОР ЛОКТЮХИН ЧУЖД ПРЕДРАССУДКОВ

Обучающиеся в этом, сейчас уже четвертом классе, дети проживают на территории «цыганского поселка» в д. Мишково, которая, в свою очередь, территориально относится к Боровскому району. «В 2008 году было распоряжение главы Администрации района о том, чтобы эту деревню закрепить за нами, - рассказывает директор школы №3 Виктор ЛОКТЮХИН. - Ко мне приходили немало активных родителей-цыган, заинтересованных в том, чтобы их дети получили хотя бы начальное образование, научились писать, читать и считать.

При том, что сами взрослые обитатели поселка в Мишково зачастую писать не умеют, а вместо подписи ставят крестик. Приезжал и их барон, просил за детей своего табора. Я бы конечно, мог «протянуть резину» и под каким-нибудь предлогом отказаться от этих ребят, как директора других школ, мол, нет автобусов, нет свободных кабинетов и т.п. Но совесть не позволила. Маршрут пустили с ноября 2008 года, а под класс выделили отдельно стоящее здание рядом со школой». Так разновозрастные детишки первый раз пошли в первый класс. Сейчас в четвертом «национальном классе значится 18 человек в возрасте от 10 до 16 лет. Параллельно с ними в этом году начали учиться и 10 первоклашек. Получается целая малокомплектная «школа в школе».

 

УВАЖЕНИЕ НАЧАЛОСЬ... С КАРТ

39_cygane_1_278Светлана Герасимова, пришла в школу в этом году, до этого маленьких ромалов три года обучала другая учительница. Но, несмотря на это класс, поведением напоминающий воспитанников республики «Шкид», новую учительницу принял достаточно быстро, для «притирки» понадобилось не больше трех дней. Своим педагогическим секретом делится сама Светлана Петровна:

- Все дело в том, что я в детстве проводила много времени у бабушки в д. Пантелеевка, где также располагался табор. Поэтому особенности поведения и менталитета цыган я знаю очень хорошо. Преподавать здесь конечно намного сложнее, чем в обычном классе. Национальность откладывает свой отпечаток. Дети очень гордые, у них это в крови, особенно у мальчиков. В 12 лет они уже себя чувствуют мужчинами, которым женщины должны подчиняться. И, в их понимании, слушаться их должны не только окружающие девочки, но и учительница. Чтобы перебороть это, надо иметь особый подход.

Например, уважение ко мне как к учительнице особо непослушных девочек началось... с карт. Они взяли за привычку болтать на уроке на своем языке, думая, что я их не понимаю. Но, после того как я несколько раз прокомментировала их разговоры, дав понять, что знаю румынский, девочки судорожно начали вспоминать, что же они такое наговорили. А болтали они о гадании. И тогда я предложила им погадать, что и сделала. Единственными вопросами девушек были «когда я выйду замуж?» и «сколько у меня будет детей?»

 

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ

Так уж повелось у цыган - семьи они заводят рано. И семьи большие. Даже среди учеников цыганского класса двое ребят уже женаты. Поэтому самый частый ответ от ребят на вопрос, почему такой-то мальчик или девочка не пришел в школу - «с ребенком сидит».

С маленьким братом, сестрой, а может и со своим собственным малышом. А ребята постарше уже работают с отцами, поэтому если есть какой «калым», они вместо школы отправляются на подработку. Женатые ребята школу посещают редко, как говорят их младшие друзья, «им стыдно, что они взрослые, а все учатся».

Жены их и вовсе не учатся. В цыганской семье жена не должна иметь образование. Это даже котируется. Те же девчонки, что учатся сейчас в четвертом классе, скорей всего на этом и остановятся. Они все уже мечтают о том, чтобы выйти замуж.

 

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК В ЧЕМ-ТО ТАЛАНТЛИВ

Посещаемость в «цыганских классах» сейчас меньше 30%. Если действовать по закону, большинство учеников пора давно отчислить. Но, Светлана Петровна понимает, что здесь свои законы, таборные.

Во всем приходится идти на компромисс, иначе никак. Если поставишь им ультиматум - вообще в школу ходить не будут. Тут нужен и кнут и пряник. Причем сначала пряник. Сначала нужно заманить, заинтересовать. И только потом уже кнут, к чему-то приучать. Причем, в отличие от обычных классов, где обучение поставлено «на поток», здесь к каждому нужен индивидуальный подход.

К примеру, первый цыганский класс, помимо четвертого образовался из-за того, что в него перевели «не обучаемых» по мнению учителей детей из общих классов. Цыганские дети очень непосредственны, если они сделали задание, им надо сразу подбежать и показать учителю. Усидчивость тоже не их конек - больше трех уроков выдержать они не могут. Этим они, конечно, отвлекали остальных детей. А здесь они все одинаковые, и своей эмоциональностью из толпы не выделяются.

Поэтому начинают показывать пусть скромный, но результат. Так, первоклашка Машенька и ее сосед по парте очень любят математику. Причем внимательно слушают не только свою программу, но и программу четвертого класса. И что-то даже понимают. Кто-то любит рисовать, делает в этом успехи. А братья Петр и Егор практически отличники, они успевают сразу и в математике, и в русском языке, и в рисовании.

 39_cygane_2_450

 ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД

«От того что мы хорошо рисуем, мы будем участвовать в конкурсе «рисунок на православную тему», - не без гордости за успехи своих учеников сообщила Светлана ГЕРАСИМОВА. Да, православная тема, как ни странно, очень близка цыганским ребятишкам. Поэтому и любимый их предмет - история. Они занимаются по старым учебникам, где более подробно и проще написано о православии. Ребята серьезно относятся к религии, видимо, дома им много об этом рассказывают. Так, один из учеников, когда получал двойку, мог посередине урока запеть молитву, попросить у Бога, чтобы такого больше с ним не случалось.

Правда, не все ученики реагируют на плохие оценки таким образом. Девочки могут и огрызнуться, из разряда «ну и что, что двойка, мне все равно, что Ты мне там ставишь». Именно «ты», к обращению на «вы» они не привыкли. В целом более дисциплинированы мальчики. А девчонок постоянно надо ставить на место, они могут вытворять чего угодно, особенно - во время поездок в автобусе.

Могут и посреди урока закатить истерику из разряда «не хочу и все», встать и пойти гулять. С тетрадками тоже обращаются очень вольно. Если получили плохую оценку, просто вырывают листик. В результате к концу недели в тетради остается по два - три листа.

 

СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА - ЗА МИРНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Как прививать им дисциплину? По словам ученика Андрея, «Наталья Михал-на нормально лупила нас». Но это прошлая учительница. Наверняка могут пройтись по попе учеников за плохие оценки и родители в таборе, вот только мало кто из них интересуется успеваемостью своих детей. Светлана Петровна ни разу руку на своих воспитанников не поднимала. Ее педагогический девиз таков: Как бы тебя не выводили, надо помнить, что ты учитель, и не заниматься рукоприкладством. «Если ты решился на эту работу, то, как бы сложно не было, ты должен эту работу ее выполнять и выполнять достойно. Любой конфликт, не только в школе, но и в жизни, можно решить мирным путем».

Надеемся, что учитель такого сложного и необычного класса, станет новым Макаренко и сумеет развить в своих учениках скрытые в них способности. Что абсолютно точно, так это то, что она уже успела полюбить своих воспитанников, и по окончании ими четвертого класса будет скучать даже по самому непослушному из них. Но у нее останутся первоклашки, количество которых в следующем году, скорей всего, возрастет.

Татьяна ЛОГИНОВА

  

ЗАРИСОВКИ ИЗ ЖИЗНИ «ЦЫГАНСКОГО» КЛАССА

Некоторые ученики из многодетных семей ходят в школу, только чтобы покушать бесплатно. И появляются только к обеду, в столовой.

- Прогульщики, чтобы получить оценки в четверти, делают дополнительные домашние задания. Так как все живут вместе, бывшие на занятиях ребята передают им задания «домашки» и объясняют, как их выполнять.

- Если класс сопровождает неизвестная ученикам, молодая учительница, первый вопрос, который ей задают ребята постарше - «а ты замужем?»

- Из 18 учеников четвертого класса на следующую ступень образования перейдут, скорей всего, только двое.

- В помещении, где проходят уроки, довольно холодно. Но цыганам холод нипочем. Они в поселке часто ходят либо вовсе без обуви, либо в галошах на босу ногу

- Практически все дети в классе приходятся друг другу родственниками и носят одну из трех «таборных» фамилий

- В отличие от своих ровесников из «общих» классов, цыганские ребята не стоят у школы с сигаретой во рту. Хотя некоторые втихаря и покуривают.

- Трое ребят учатся без документов. Они родились кто в Ульяновске, кто в Рязани, у них нет даже «корочки» из роддома. Но руководство школы пошло навстречу родителям и приняло их детей на условии, что те в ближайшее время получат свидетельства о рождении

- Несмотря на то, что цыганские дети обучаются отдельно от остальных школьников, конфликты между двумя «кланами» иногда возникают. Причем в большинстве случаев зачинщиками их становятся ученики «общих» классов.

Так, по словам Светланы Петровны, недавно толпа одиннадцатиклассников во главе с развитой не погодам, «расфуфыренной» ученицей ворвалась в помещение класса и, не обращая внимание на учительницу, заставила одну из четвероклашек извиняться перед всем одиннадцатым классом. Оказывается за то, что девочка назвала эту одиннадцатиклассницу «дурой».


Поделиться