Неделя Боровского района
Дареный конь
Проблема
15.11.2012

Управляющие компании предложили муниципалитету «подарок», от которого власти смогли отказаться.

Обращаясь мыслями к школьному дедушке Крылову, вспоминается, что воз несколькими субъектами по всем законам физики надо тянуть в одном направлении. В противном случае грядет хаос. Что и случилось в конце октября, когда за месяц балабановцы получили до девяти (!) квитанций за коммунальные услуги. На оплату у жителей было дней пять, а в распоряжении один банк «Газэнерго», что привело к очередям советско-колбасного масштаба. В очередной раз жертвой этой коммунальной «корриды», о которой уже писала «Неделя», стали простые смертные жители, вынужденные наблюдать за тем, как тянут в разные стороны воз коммунальных услуг муниципалитет и УК.

 

ПРОЛОГ

Всё началось пять лет назад, когда во исполнение ФЗ-185 «О Фонде реформирования ЖКХ» на базе ремонтно-эксплуатационных участков были созданы частные управляющие компании ООО «РЭУ», ООО «РЭУ-М», ООО «РЭУ-1», директорами которых стали прежние начальники. Это позволило Балабанову выполнить обязательное условие Фонда и попасть в федеральную программу по капитальному ремонту жилфонда, получив из его закромов 13,5 миллионов рублей. В 2009 году было отремонтировано 19 балабановских домов. Власти надеялись на повторение ситуации и в 2010-м, но в этот раз программу завернули: земля под домами принадлежала Минобороны, что нарушало условия получения федеральных средств. На этом собственно совместная работа УК и белого дома закончилась. Началось многолетнее противостояние.

В августе 2010 года МП «СЕЗ», ранее занимавшееся сбором и начислением платежей за ЖКУ, снимает с себя эти полномочия, что на первый взгляд вполне логично: управление домами перешло в частные руки, так пусть эти «руки» квартплатой и занимаются. Три «РЭУ» заключили договор на аналогичные услуги с ООО «ГУП «Балабаново», теперь частное предприятие занималось сбором и дальнейшим расщеплением платежей для расчетов с ресурсниками, в том числе и с вышеуказанными УК на два их счета (за содержание дома - на расчетный счет, а за капитальный ремонт - на накопительный). В течение года все шло хорошо, пока в августе 2011-го не разгорелся конфликт между ГУПом и УМП «КТС».

 

НЕНУЖНЫЙ БАЛЛАСТ

Разногласия пришлись на время прихода «Мосэнерго», сменившего на ниве теплоснабжения муниципальное «КТС». По словам учредителя ООО «ГУП «Балабаново» Владимира ЖАДЬКОВА, теплосети выставили ГУПу счет на 13 миллионов рублей за горячую воду, рассчитанную по нормативу. Только вот УК выставляли счета жителям, имеющим в своих квартирах счетчики, с учетом указания именно этих индивидуальных приборов, от чего и возникла эта многомиллионная разница.

Решить этот вроде бы вполне логичный вопрос почему-то полюбовно предприятия не смогли. Вроде все предельно ясно: почему собственник, установивший счетчик в квартире, должен переплачивать и платить по нормативу? Неужели нельзя было обговорить этот само собой вытекающий момент на внутреннем уровне в виде какого-либо дополнительного соглашения? Тем более, что по утверждению Владимира Глебовича в Калужской области все тепловые компании и ГУП «Водоканал» выставляют  счета с учетом показаний квартирных счетчиков.

Итог судебных баталий: спустя год Арбитражный суд претензию КТС удовлетворил. Теперь УК предстояло выплатить эти «виртуальные» деньги, причем, как заявляет Владимир Жадьков, снять эту сумму должны были с жителей, имеющих квартирные счетчики на горячую воду. То есть, жертвой недомолвок и недоговоренностей коммунальщиков в очередной раз стали бы простые горожане.

Попытаться, конечно, УК и могли бы, да вот только аукнулось это все многочисленными судебными исками со стороны самих жильцов. Наверное, это понимал и «ГУП «Балабаново», потому и начал вынашивать идею о прибыли без отягощающих обстоятельств - «балласта» в виде самих же собственников.

 

КАМНИ КОММУНАЛКИ

Идея забрезжила для ГУПа ярким светом в конце тоннеля, имя которому - непосредственное управление. Руки УК развязала новая норма ч.9.1 ст.161 ЖК РФ, вступившая в силу с 1 марта 2012 года о заключении собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых выбирается непосредственный способ управления, договора с управляющей организацией. По сути, от этого способа при грамотном подходе в выигрыше остаются все: и УК, и собственники. Управляющие компании сбрасывают с себя «головную боль» в виде неплательщиков и волокиту со сбором платежей, перекидывая ее на ресурсоснабжающие организации, и оставляют за собой лишь прибыльные обязательства: содержание и ремонт дома. Собственники же теперь не платят за «соседа». Они в ответе лишь за свою квартиру. Идеальный вариант... но со своими «подводными» камнями.

Например, о нормах ч.15 ст.161 ЖК РФ об ограничении ответственности РСО за поставку коммунального ресурса надлежащего качества только до границ общего имущества в многоквартирном доме. Пункт 103 Правил № 354 прямо указывает на отсутствие обязанности для РСО уменьшить потребителям плату за коммунальные услуги, если нарушение качества коммунальных услуг произошло не по вине РСО, а по вине организации, обслуживающей внутридомовые инженерные системы (в данном случае - по вине УК). При этом в п.103 Правил № 354 указано, что потребители в таком случае вправе требовать возмещения им соответствующих убытков с управляющей организации. Учитывая, что потребители не вносят плату при непосредственном способе управления в УК, то и предъявить возмещение убытков ей будет проблемно для жителей, поскольку правила перерасчета платы за коммунальные услуги при нарушении качества коммунальных услуг предусматривают снижение платы тем лицом, которое её начисляет, т.е. которому известен расчет соответствующей платы.

 

ИЗ ЯМЫ В «КАК ЛУЧШЕ»

Но, видимо, в спешке «сделать как лучше» об этих камнях УК умолчали, упомянув лишь о том, что отсуженные у ГУПа 13 «виртуальных» миллионов (деньги собственников) приставы придут забирать у жителей. Так что им, собственником, чтобы обезопасить себя, есть одна дорога - к непосредственному управлению. Напуганные жители эту дорогу преодолели всего за несколько месяцев (90% балабановского жилфонда под управлением «РЭУ» перешло на непосредственное управление), столкнувшись с первыми проблемами в конце сентября, когда получили до девяти(!) квитанций от ресурсников, как следствие прямых платежей. Квитанции эти приходили в течение месяца, и оплачивать их балабановцы ринулись, получив последнюю на рубеже 25 числа. Результат этих коммунальных рокировок - километровые очереди в Газэнерго банк, своими масштабами относящие нас к советским временам.

Надо сказать, что белый дом противился идее непосредственного управления с самого начала. Оно и не мудрено: у них уже был опыт общения с квитанциями ЖКУ, когда МП «СЕЗ» не выбралась из долговой ямы ценой более чем в 20 миллионов, и город отказался от сбора и начисления платежей. В эту же «яму» провалился и «ГУП «Балабаново», когда КТС отсудили у него 13 миллионов, а чтобы из нее выкарабкаться сагитировал собственников за переход на непосредственное управление, пошел по проторенной дорожке муниципального «СЕЗ», арестовав счета ГУПа, и создал новое ООО «ОИРЦ».

 

ГЕРОЙ НАШЕГО ГОРОДА

Новое предприятие включает в свое название «голубую мечту» УК - расчетный центр, 100% учредительства в котором его  генеральный директор Владимир Жадьков предложил «подарить» муниципалитету. Несмотря на то, что дареному коню в зубы не смотрят, город от такого подарка решил отказаться, что неудивительно, если помнить о том, что на собрания собственников по смене способа управления, администрация, имея 28% жилья, приглашена не была. Утверждения же о том, что в этом было желание инициативной группы, по мнению многих, в том числе главы города Сергея СУДАКОВА, откровенная ложь, как он официально заявил на одном из совещаний. Глава города не стеснялся в выражениях и обвинениях, говоря о том, что ГУП, «как «Титаник» толкает собственников на подводный камень». А на утверждения Владимира Глебовича о том, что ситуацию с очередями создал город, Сергей Алексеевич парировал, что «город создал ситуацию, когда запустил Владимира Жадькова, и только в этом виноват». Помянул глава и экс-мэра, при котором и начала развиваться данная ситуация, отметив, что Владислава АЛЕКСЕЕВА уже в мэрии нет, а Владимир Глебович «вечен на балабановской земле».

«Есть герой нашего времени, а Вы - герой нашего города, вот только спасибо вам сказать не могу. Прежде, чем сделать что-то - надо подумать, а вы сделали на развалинах,» - заключил спикер ГД, не желая и слушать предложения и вопросы гендиректора ГУПа.

 

БЕЗ МОРАЛИ

Естественно, что подобные факты насторожили Администрацию, поставив под сомнение законность перехода на непосредственное управление. Дать правовую оценку всему этому теперь предстоит прокуратуре. Власти же, посокрушавшись, но опасаясь зимнего лагеря плательщиков, раскинутого с кострами возле Газэнергобанка, начали осведомляться, за чей же счет и как организован будет этот «банкет» в виде расчетного центра, чтобы в новый год войти с все же решенной проблемой.

Депутатская комиссия по городскому хозяйству, рассмотрев этот вопрос, приняла решение рекомендовать РСО заключить договоры с почтой и Сбербанком, чтобы «рассосать» очереди в Газэнергобанке. Администрация же начал прощупывать почву по созданию ЕРКЦ на базе МП «СЕЗ».

В этой басне мораль не нужна, за нас ее давно написали, и основа ее - совместная работа, которой пока у белого дома и УК не наблюдается. По опыту других городов Калужской области способ непосредственного управления домом и прямые платежи - далеко не худший вариант, и, возможно, способен изменить нашу коммунальную жизнь к лучшему. Главное, чтобы все структуры города работали вместе и тянули этот воз в одном направлении.

Пока же нас ожидает очередное муниципальное дежавю, которое по своей истории существования обычно кончается банкротством. Возможно, новая форма и новые условия сделают ЕРКЦ более живучим в джунглях Жилищного кодекса.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

 

 

Поделиться