журнал
Осквернение самовольно написанной Владимиром Овчинниковым фрески «ГУЛАГ» всколыхнуло Боровский район.
На минувшей неделе в Боровске решили провести пресс-конференцию, чтобы обсудить ситуацию с новой фреской Владимира ОВЧИННИКОВА, которую он посвятил репрессированным боровчанам и которую какие-то отморозки изуродовали через несколько дней после создания.
Формат мероприятия предполагал, что журналисты зададут вопросы организаторам - руководителям органов власти города и автору фрески. Однако на деле встреча превратилась в местный худсовет с плохо скрываемой неприязнью.
БЕЗ ЛИЦА
17 августа в Боровске неизвестные закрасили 20 портретов, которые боровский мастер уличной фрески написал на стене дома № 2 на ул. Ленина. Это происшествие всколыхнуло социальные сети, в которых общественность района негодовала и даже просила прощения у художника за омерзительный поступок совершенно незнакомых людей. «Как можно быть столь бесчеловечными к памяти?» - это, пожалуй, один обобщающий вопрос, который задавали чисто риторически, понимая, что за поступком хулиганов нет ни политической окраски, ни ума.
Напомним, что эта фреска из серии «Гулаг» стала второй работой Владимира Овчинникова, нарисованной за последний год. Новая с небольшими изменениями повторяла ту, которую осенью 2015 года Владимир Александрович рисовал на заборе частного дома по дороге в ЦРБ через Протву. Владелец забора портреты закрасил через полтора месяца, нынешние просуществовали намного меньше.
Писать портреты репрессированных боровчан боровский художник и краевед решился после того, как на протяжении десяти лет безрезультатно стучался в чиновничьи двери, призывая вспомнить поимённо тех, кого незаслуженно лишили честного имени и сослали в лагеря. Их имена Овчинников своими силами воскрешает из мало кому нужных списков «врагов народа». Однако ни ставить памятник, ни помогать рыться в архивах жалеющих так и не нашлось.
ДВЕ СТОРОНЫ
Ситуация с написанием последней фрески выглядит крайне неоднозначно. Разрешение на её создание у администрации города Овчинников не получал - это факт. Именно на это и указывает сити-менеджер Михаил КЛИМОВ, напоминая, что улица Ленина - центр города, и её исторический облик охраняется законом. Дескать, менять вид и даже цвет фасада - дело, требующее строгого согласования с Градсоветом Боровска. Кроме того, по словам Михаила Павловича, владелица данного здания, в котором сейчас находится магазин, не давала согласия на написание такой картины. И вообще магазин, за которым находится свалка, - не место для портретов репрессированным.
На все эти замечания у Владимира Александровича нашлись свои ответы. Самовольство он признаёт, ссылаясь на то, что практически всегда его идеи губят на корню члены того самого Градсовета. Что касается согласования с владелицей здания, то, по словам Овчинникова, он его получил. Более того, картину он писал не один день, но никаких замечаний и претензий ни от кого не слышал.
Тем не менее, услышать мнение самой владелицы здания возможности не представилось, поскольку по непонятным причинам её позвать на это мероприятие забыли.
ПОРИЦАНИЕ «ОБЩЕСТВЕННОСТИ»
Зато в зале, помимо журналистов, собралось человек пять из числа той общественности, которая находится на противоположном от Овчинникова берегу.
Например, женщина, позиционировавшая себя как боровская блогерша и сказавшая, что её предки тоже из числа репрессированных, заявила: она очень сильно возмутилась бы, если портрет её деда появился на этой стене. Владимир Овчинников переспросил фамилию, дескать, о ком речь, вроде бы он не писал портрет такого человека. Ему объяснили, что возмущение женщины гипотетическое: если бы, то она ого-го!
Художник не скрывал: у родственников боровчан, изображенных им на стене, он согласие на написание портретов дедов и прадедов не брал. Этот факт возмутил «общественность» в зале, но ни одного возмущённого родственника там не оказалось. Почему этих людей не позвали на встречу? Стоит ли искать ответ на это вопрос.
Овчинникова обвинили и в нарушении процедуры согласия. Дескать, многого лет назад, когда он только начинал писать свои фрески где попало, в городе решили обязать художника согласовывать свои творческие порывы с чиновниками. Сейчас эта процедура, так сказать, демократична - согласовывает Градсовет, в который входят несколько боровских художников. В том числе и присутствовавший в тот день на «пресс-конференции» Анатолий ЖЛАБОВИЧ. Но как можно пройти согласование у человека, который открыто не уважает своего коллегу, заявляя, что тот не умеет рисовать людей, поскольку в институте не учился, - непонятно.
ОБЩЕСТВО ДОМОХОЗЯЕК
Такой выпад стал наглядной иллюстрацией отношения боровских «решающих» к творчеству Овчинникова. После пресс-конференции Жлабович продолжил доказывать, что рисовать его коллега не умеет, он художественной грамоте не обучен. Однако на предложение самому - обученному, принять участие в создании особого облика Боровска, ответил с возмущением: «Вы что, толкаете меня рисовать на стенах?». А после того, как журналист заявил, что именно эти настенные картины привлекли в город туристов, заявил, что мнение «домохозяек» ему не очень интересно.
С этим не поспоришь. Домохозяйки вряд ли раскошелятся на 20-30 тысяч рублей за боровский пейзаж Анатолия Жлабовича, который выставлен на интернет-сайтах, а посмотреть даром картины на фасаде дома - это уникальная изюминка, которая у Боровска пока ещё есть.
Как долго творить вопреки будет готов Овчинников, сказать трудно. Вечно находиться в состоянии борьбы утомляет, а потому, если власти города не поработают со своим демократичным Градсоветом, то скоро на стенах домов исчезнут ещё живые фрески, а с ними и волна туристов, которая старинными малыми городами уже пресытилась, а вот к картинам мегамасштаба - не успела.
ВМЕСТЕ
Возвращаясь к главной теме - картине репрессированным, которая появилась вследствие нежелания властей устанавливать памятник, заметим: Михаил Климов заявил, что в городе над ним идёт активная работа. Никакого проекта журналистам представлено не было, но пока боровский сити-менеджер не давал повода не верить ему.
Со своей стороны Климов призвал Овчинникова к совместной работе над проектом, которая, стоит отметить, началась именно после того, как появились первые портреты репрессированных боровчан на заборе, получившие огромную поддержку россиян в интернет-пространстве.
Хочется верить, что и члены Градсовета, особенно его «художественная» часть, усмирят свою гордыню и будут работать не во вред своему коллеге, а во благо города. Хочется верить, что слова Михаила Климова «Мы не прячем свою историю! Мы ее бережно храним!» получат свое продолжение в памятнике жертвам политических репрессий, который он пообещал установить в следующем году.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Под конец «пресс-конференции» журналистам все же удалось пробиться сквозь гул «общественности» и задать конкретные вопросы. В частности, о том, как сам Климов относится к случившемуся инциденту с картиной, и что теперь с ней будет?
Михаил Павлович заявил: несмотря на факт своеволия, он считает случившееся вандализмом. Но, с другой стороны, привлечь тех, кто закрасил портреты по какой-то иной статье, нежели «хулиганство» - не получится. Картина не имела никакого статуса. А потому административная комиссия поработает, вынесет своё решение, и кто-то (ещё подумают) будет должен вернуть фасаду дома №2 на ул. Ленина прежний вид.
Заметим, что попасть в число виновных все шансы имеет и сам Владимир Овчинников. Его действия могут инкриминироваться, как хулиганство, поскольку работа с администрацией не согласована.
Однако не стоит забывать, что, за редким исключением, свои работы мастер уличной фрески не оговаривал с властями, но на них административная комиссия акты не составляла. Вероятно потому, что не были они политизированы, а ещё потому, что, по словам Михаила Климова, он предлагал боровским художникам написать свои картины на фасадах домов, но он до сих пор не откликнулись.