журнал
Обнинск является первым наукоградом России и, как никакой другой город, должен оправдывать свой высокий статус. Это касается не только науки, но и качественного образования, которое обязано быть на высоком уровне и в свою очередь, способным поддерживать научный потенциал нашего города.
На каком уровне на сегодняшний день находится образовательная система Обнинска и какая в этом отношении проводится работа, мы решили расспросить начальника управления общего образования Администрации Анатолия ГЕРАСКИНА.
ЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
- Анатолий Афанасьевич, близится конец учебного года, можно уже сейчас подвести какие-либо итоги в работе Гороно?
- В рамках работы нашего педагогического сообщества подвели итоги реализации в Обнинске нацпроекта «Образование» и комплексной программы модернизации образования (КПМО). Оба проекта реализовывались у нас в городе, в частности, по КПМО наш регион вошел в один из 14-ти регионов, которые участвуют в проекте.
В марте Обнинск был поставлен на заслушивание межведомственной комиссии в Калуге. Для нас это явилось своеобразным порогом - показать, что у нас есть. Это достаточно объемная работа, проделанная Управлением общего образования городской Администрации, которая вызвала живой интерес у членов межведомственной комиссии.
В рамках города уже четвертый год на весенних каникулах проходят педагогические чтения, на которых мы обозначаем наиболее актуальные проблемы учебно-воспитательной работы и перспективы развития педагогического сообщества Обнинска.
- Каким образом эти позиции реализуются в городе?
- Перед нашим управлением стоит задача, чтобы образовательная система нашего города работала полноценно, была цельной и далее развивалась.
В декабре на расширенном заседании, на котором присутствовали представители двух комитетов Госдумы, губернатор Анатолий АРТАМОНОВ, мэр Николай ШУБИН и Глава города Владимир ВИКУЛИН, рассматривался опыт Обнинска, в частности, по работе с одаренной молодежью.
Мы предложили схему, в рамках которой предполагается реализация проекта. Хотим, чтобы Обнинск превратился в федеральную экспериментальную площадку, которую при поддержке Министерства образования области будет сопровождать Российская Академия образования. Предварительная договоренность об этом уже достигнута. О степени заинтересованности и участия в проекте области говорит тот факт, что на днях мы будем выступать на коллегии Министерства образования региона с докладом о работе с одаренными детьми.
ОБНИНСК СТАНЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКОЙ
- Каким образом будет работать подобный эксперимент в сфере образования?
- Мы не претендуем на «изобретение велосипеда». В Обнинске есть все направления, которые реально работают. Наша задача - свести эти сегменты в единую систему под единой задачей с выходами на совместную работу научно - исследовательских предприятий.
Отдельные наши научные предприятия готовы оплачивать учебу в ВУЗах некоторым ребятам с тем, чтобы молодые специалисты после окончания обучения приходили к ним на работу. Таким образом, и предприятия, и город гарантированно получают приток высококвалифицированных кадров. В этом смысле можно сказать, что, привлекая инновационные предприятия в эту систему, мы работаем на завтрашний день.
В Обнинске формируется целый блок предприятий, готовых работать на город своими средствами - это серьезная практика, которая пока не получила в России распространение. Таких предприятий, которые готовы выделять гранты на обучение, у нас несколько - например, «Медбиофарм», «Технология», ФЭИ и «Обнинский колбасный завод». Несколько десятков бесплатных мест в престижных ВУЗах страны для обнинских детей (всего в этом году будет порядка 800 выпускников школ) - не так много, но давайте признаем ценность этих мест!
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ВЫЙТИ
ЗА РАМКИ КАБИНЕТА ПО ИНФОРМАТИКЕ»
- В рамках нацпроекта есть направление «информатизация образования». Скажите, пожалуйста, как с этим обстоят дела в наших образовательных учреждениях?
- С одной стороны, мы идем вместе со всеми, получаем большое количество техники, созданы кабинеты информатики, школы получили Интернет. С другой - мы начинаем несколько предупреждать события, например, уже сейчас создавая локальные сети внутри школ, получать выход в общероссийский Центр информационных технологий «Кирилл и Мефодий». В течение прошлого года мы сформировали локальную сеть в пяти школах. Информатизация должна выйти за рамки кабинета информатики, должна прийти в кабинет физики, химии, биологии. Мы уже начали это делать.
Две недели назад мы получили предложение от банка «Хоум кредит» о готовности участвовать в поставках школам компьютеров. В частности, первые поставки в школу № 3 и № 16 уже были осуществлены. В связи с этим я хочу выразить большую благодарность всей организации и личную признательность представителю «Хоум кредит» Вадиму ЯМКИНУ.
В наших ближайших задачах - организовать удаленный доступ детей к системе «Кирилл и Мефодий». Чтобы дети, находясь дома, могли получать любую информацию по предмету. Проболел неделю, пропустил - восполнил любой урок с опытами, контрольными. Но для этого либо нужно заключать договор с центром, либо школа должна иметь собственный сервер, на который в память закладываются диски с единой федеральной программой образования.
Опять же, появление компьютеров требует учебно-методической работы с преподавательскими кадрами. Этим занимается Центр развития образования, который проводит не только отдельные семинары на базе школ, но и целые выездные сессии, на которых отрабатывается технология применения компьютеров в учебном процессе.
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ И МНОГОЕ ДРУГОЕ
- Какие еще новинки в направлении информатизации ждут обнинские школы?
- В ряде школ (школы № 1,3,4,9,11, гимназии и техническом лицее) запускается пилотный проект «электронный журнал». Смысл проекта в том, чтобы каждый родитель имел возможность, зайдя в Интернет, узнать не только оценки своего ребенка, но и домашние задания по предметам. При этом информация является конфиденциальной - другие об оценках вашего ребенка не узнают. Пока что большинство родителей, получивших такой опыт, только «за» - благодаря возможности получить исчерпывающую информацию об учебе своего ребенка.
- Об информатизации мы уже поговорили. А какие еще интересные проекты есть в управлении общего образования?
- В четвертой четверти мы запустили проект, связанный с военно-патриотической работой молодежи. Достигнута договоренность с «Росто» (бывший ДОСААФ) о проведении в наших школах курсов стрелковой подготовки в рамках занятий по ОБЖ. Специалисты из «Росто» будут приезжать с учебным оружием в школы и проводить вслед за теоретическим практические занятия при помощи электронных тренажеров. А последнее занятие будет проводиться в стрелковом в тире. Надо сказать, что уже сейчас старшеклассники воспринимают такое нововведение с восторженным интересом.
Не далее как на днях в «Державе», школах №1 и №10 проходили военно-патриотические сборы, на которых с ребятами общались воины - афганцы. У некоторых ребят к концу встречи в глазах стояли слезы. Многим слова о службе Родине запали в душу, а это значит, что главный результат был достигнут.
5 мая школьники города будут участвовать в автопробеге, посвященном Дню победы. Эта акция проходит при инициативе Управления общего образования, клуба ветеранов, общества воинов- афганцев и «Росто». В течение автопробега ребята получат возможность посетить военно-исторические места Калужской области.
В ближайших планах - посещение старшеклассниками воинской части. С новым военкомом Игорем ИВАШУРОВЫМ и командиром части МОГИЛЬНИЦКИМ мы достигли понимания в этом вопросе, и на следующий год военно-патриотические сборы и «День призывника» будут проходить в одно и то же время.
Кроме того, мы хотим запустить профиль правового обучения в ряде школ. Уже сейчас «базовую прописку» этого профиля получат «Технический лицей» и школа №9, а в других школах он будет реализован в виде целевых классных часов.
Нововведение позволит не только развить возможность «правового профиля» обучения, но и просто повысить правовую культуру подрастающих граждан. А это, согласитесь, серьезная задача.
- Действительно, в системе образования города очень много задумок, планов и, главное, уже претворенных в жизнь интересных проектов. Анатолий Афанасьевич, как, на Ваш взгляд, не упустить пальму первенства и работать в таком же упреждающем темпе?
- За прошедший месяц мы провели работу по паспортизации школ, когда детсады и школы подготовили паспорта, в которых обозначены не только материально-техническая база учреждения, методики обучения, которые применяются, но и самое главное - перспективы развития. На основании этого мы можем определиться с общей картиной - а что мы имеем? И, самое главное, - как нам дальше развиваться, идти вперед?
Главное - создать цельную высокоэффективную функциональную систему образовательных учреждений, которая бы могла с равным успехом и поддерживать талантливых детей, и ставить крепко на ноги «середнячков», при этом не ослабевая контроль за «трудными» подростками. И сейчас, несмотря на кризис, надо только усиливать общие действия в этом направлении.
Беседовала
Марина БЫКОВА