журнал
Обнинск - первый наукоград страны. И, естественно, здесь все развивается стремительно, обгоняя время. Передовые технологии - здесь. Новейшие разработки, инновационные предприятия - все это можно найти на территории обнинских технопарков и в бизнес-инкубаторах.
Но не только стартапы поражают своими идеями.
Казалось бы, что инновационного может предложить ОАО «Хлебокомбинат»?
Стабильное и монументальное предприятие, где новшеств ожидают разве что в сортах хлебобулочных изделий. Как оказалось - много чего.
ХЛЕБНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Бытует мнение, что все гениальное не только просто, но и лежит на поверхности. И вот такая яркая в своем роде идея и пришла в голову руководству обнинского хлебокомбината. По большому счету это было следствием требования налоговой службы. Но обо всем по порядку.
В прошлом году одним из требований налоговой службы субъектам малого и среднего предпринимательства было внедрение онлайн-касс. Таковые сейчас появились в каждом ларьке Обнинска, где торгуют хлебом и хлебобулочными изделиями.
Но руководство завода подумало и решило пойти дальше. Как рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям Дмитрий БЕЛОУСОВ, онлайн-кассы решили модернизировать и сделать их удобными не только для логистов и маркетологов предприятия, но и для покупателей.
- Мы немного доработали идею. Основной посыл был следующий: от необходимости к удобству, - рассказывает Дмитрий Викторович. - Сегодня руководители продаж могут прямиком из офиса отслеживать и анализировать всю информацию, поступающую на сервер через онлайн-кассы.
То есть если в каком-то ларьке горожанин купил, например, батон, продавец провел покупку через сканер, то эти данные сразу же поступают на сервер, где обрабатываются и потом высвечиваются на мониторе.
- Сейчас мы можем собирать статистику и проводить аналитику почасовых продаж конкретных позиций, сколько было продано, какова выручка, сколько осталось хлеба на той или иной точке и так далее, - говорит Белоусов.
ПРАКТИЧНО И УДОБНО
Кроме того, система собирает не только данные в режиме здесь и сейчас, но также бережно хранит информацию послужных нескольких дней, где отображено, сколько тех или иных позиций было продано.
- Главный инновационный момент и смысл всей модернизации - мы теперь видим остатки продукции в каждом ларьке, причем не только по результатам одного дня, но также и почасовые, - продолжил заместитель генерального директора обнинского хлебокомбината.
Удобство состоит в том, что имея на руках все данные, сотрудники предприятия могут корректно распределить довозку. Согласитесь, что привозить еще десять батонов в ларек, где уже имеется столько же непроданных, как-то нелогично.
Теперь дополнительно хлеб привозят только с учетом запроса и необходимости.
- Это ведь здорово, когда в ларьке есть постоянно свежий и горячий хлеб. Поэтому данная система удобна не только для нас, но и в первую очередь для самих жителей Обнинска. Причем все делается с учетом того, чтобы продукция не оставалась на завтра, ведь никто не любит вчерашний хлеб, правда? - с улыбкой подытожил Дмитрий Белоусов.
В дальнейших планах руководства, пока, правда, на уровне обсуждений, - создать своего рода интерактивную карту, чтобы люди могли в онлайн-режиме видеть, сколько осталось хлеба в том или ином ларьке, и уже решать - стоит ли сейчас выходить и идти за покупками или подождать подвозки свежих изделий.
- Это будет удобно еще и потому, что нужно, например, человеку пять батонов, а он может прийти в ларек и не найти нужного количества, а так, глядя на интерактивную карту, у него будет информация о том, сколько продукции осталось на каждой из торговых точек, - сказал Дмитрий Белоусов.
ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕЗДЕ
Модернизация и инновации происходят на хлебокомбинате не только в вопросах онлайн-платежей. Пекари тоже активно пользуются современными технологиями, одна их которых - шоковая заморозка, которая позволяет надолго сохранить первозданную свежесть продукции.
Для справки: в любой пище, приготовленной и оставленной для медленного остывания, происходит размножение микрофлоры. А при быстром понижении температуры в продукте происходит фактически моментальное сокращение размножения микрофлоры. Благодаря этому повышаются сроки хранения быстрозамороженных продуктов. Молекулы воды превращаются при заморозке в кристаллы льда, и чем быстрее процесс, тем меньшего размера получаются кристаллы, то есть сам продукт не повреждается, а все его полезные свойства сохраняются.
На обнинском хлебокомбинате продукция сначала проходит непосредственно этап шоковой заморозки: изделия помещаются в камеру, температура в которой варьируется от -30 до -40 градусов Цельсия. После чего замороженный продукт отправляется в камеру хранения, где температура держится на уровне -20 градусов Цельсия. Храниться замороженный хлеб может в течение нескольких месяцев.
ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЛОГИСТИКИ
Главная цель вот такой шоковой заморозки, как говорят специалисты предприятия, кроется в удобстве для логистического отдела завода.
Благодаря более длительному сроку хранения появляется возможность лучше планировать производство, в том числе работать впрок. Например, поступает заявка на 200-300 булочек, а на заводе они уже готовы и всего лишь ждут своего часа.
Это значит, что не нужно будет отрываться от производства, вносить коррективы, а можно просто достать «полуфабрикат» и отправить его в горячий цех на выпечку.
Кроме того, поставлять продукцию можно сразу в замороженном виде. Например, в то или иное кафе или ресторан, где повара уже на своих кухнях смогут «доготовить» изделие. А покупатель на выходе получит свежую и горячую выпечку, которая ничем не отличается от «незамороженной».
В другие города, к слову, замороженная продукция поставляется в специальных транспортировочных камерах, температура внутри которых держится на уровне -20 градусов Цельсия.
Маргарита ЖЕЛЕЗНЫХ
Это интересно
ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ
Ежемесячно обнинский хлебокомбинат выпускает более 100 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции. На протяжении всей своей истории - в этом году заводу исполняется 60 лет - предприятие использует только натуральное высококачественное сырье, бережно сохраняя русские традиции хлебопечения.
Хлебозавод выпускает белый и черный хлеб различных сортов. Проектная мощность - 35 тонн в сутки белого хлеба и 45 - черного.
На обнинском хлебокомбинате установлены три комплексно-механизированные линии по выпуску таких сортов хлеба, как: «Дарницкий», «Столичный», «Заварной Кориандровый», «Бородинский» и «Рижский Н». Для их производства используются традиционные технологии с использованием жидких заквасок. Также имеются цехи по выпуску кондитерской продукции: тортов, пирожных, рулетов и так далее.
Кстати
С ЗАБОТОЙ О ЗДОРОВЬЕ
Важнейшим элементом стратегии развития ОАО «Хлебокомбинат» стала ориентация на здоровую и полезную продукцию, способную укрепить иммунитет человека. Например, сегодня в ассортименте можно найти не только вкуснейшую сдобу, но и диетический хлеб с отрубями, злаками и другими необходимыми и важными для организма элементами.
Употребление таких изделий в пищу способствует удалению из организма вредных веществ и работает как профилактика при сердечно-сосудистых заболеваниях и заболеваниях кишечника.
Данная стратегия также является инновационной, и именно поэтому руководство предприятия на протяжении многих лет сотрудничает с Институтом хлебопекарной промышленности в Москве, а также с Институтом управления и пищевых технологий в Санкт-Петербурге.
Кроме того, специалисты активно знакомятся с зарубежным производством продуктов для здорового питания.
Благодаря такому подходу, активной деятельности и успешной работе ОАО «Хлебокомбинат» входит в состав 5000 ведущих предприятий, имеющих статус «Лидер российской экономики», а также обладает званием «Организация высокой социальной ответственности», выданным в том числе и за акцию «Каждая крошка в ладошку».
Ее суть - оказать поддержку многодетным семьям, а также малообеспеченным слоям населения, детским домам и одиноким пожилым людям. Каждый год оказывается адресная помощь - обнинцы получают бытовую технику или другие необходимые для жизни вещи.