журнал
Апрель - время проведения в школах Всероссийских проверочных работ. В нынешнем году они проводятся во вторник и четверг третьим и четвертым уроком. А это значит, что вместо уроков по расписанию школьники будут заполнять сомнительные тесты, основная задача которых - развлечь чиновников и занять их хоть какой-нибудь работой.
УРОКИ ПО РАСПИСАНИЮ ОТМЕНЯЮТ
По учебному расписанию у Саши, ученика 11 класса, на третьем уроке должна быть математика. Выпускнику сдавать этот предмет на ЕГЭ, и от результатов экзамена зависит, сможет ли он поступить в престижный вуз на бюджетное отделение. Но почти весь апрель Саша лишен возможности заниматься математикой в обозначенное расписанием время. А в четверг у Саши русский, но вместо него тоже придется писать тесты по самым разным предметам.
Спрашивается: почему выпускник лишен права получать знания в соответствии с учебным планом и программой, которые с таким остервенением учителей заставляют сначала писать, а потом строго соблюдать?
Уроки у учителя выпадают, но план каким-то странным образом не страдает. Все чиновники от образования это знают, но тем не менее для очередных своих тестов они выбирают самое продуктивное время, которое в школах принято отдавать на сложные предметы.
Итак, весь апрель уроков по этим предметам у выпускника не будет. В это время он будет писать ВПР - всероссийскую проверочную работу. Поможет ли это повысить баллы по ЕГЭ - нет, конечно, но разве это волнует среднестатистического чиновника? Когда ему хочется развлечься, он готов закрыть глаза на игнорирование учебного расписания.
О смысле и содержании ВПР мы поговорили с обнинскими учителями, учениками и родителями, тем более что пишут эти тесты школьники от мала до велика.
- У нас проблем нет с написанием, - рассказывает еще один одиннадцатиклассник. - Телефоны у нас не отбирают, а учитель за 15 минут до окончания выходит и дает возможность все списать. Вчера писали физику, задание какое-то тупое, но легкое.
- А мы не писали физику, - говорит другая выпускница. - В нашей школе классов много, поэтому мы сдаем не все предметы.
В общем, старшие классы уже привыкли к странностям отечественного образования, а учителя выступают своеобразным буфером между детьми и чиновниками, помешавшимися на почве проверок. Печальнее всего чувствуют себя малыши.
ЗАШТРИХУЙ КУСОК СТРАНЫ
Пятиклассникам предлагают ответить на вопросы, которые ставят в тупик взрослых.
- Задание 5 ВПР по истории предлагает школьникам «заштриховать на контурной карте один (!!!) четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагалась страна», указанная в выбранной учеником теме, - удивляется учитель истории с 25-летним стажем, не желающая по понятным причинам представляться. - Параллели и меридианы по программе изучают на уроках географии в 6 классе, и пятиклассник может о них ничего не знать.
Ребенок должен выбрать тему: а) Шумерские государства, б) Древняя Индия, в) Древний Египет, г) Древняя Греция.
- Вы, дорогие взрослые, ничего не видите на карте? - А кого это волнует? Ищите реки и моря, может, что и получится. Где Тигр и Евфрат? - возмущается учитель истории и что это за карта вообще? А почему не обозначено Черное море?
Кроме того, большинство предложенных стран занимает не один, а несколько прямоугольников. Но авторов это не смущает, они поэтому и пишут: хоть вся страна, хоть часть страны. Некоторые дети, точно знающие, что государство Египет занимает три прямоугольника, так и обозначают. И это уже ошибка? Или нет? Ответа на этот вопрос мы не получили.
А еще учащийся должен соотнести фигурки с названием стран. И пропечатываются фигурки не самым лучшим образом. (Рисунок История 1)
- В задании есть так называемая местная компонента, - рассказывает учительница истории. - Расскажите о своем известном земляке. В Обнинске проблем с этим нет. Но я преподаю еще и в Бекасово, и кто там великий бекасовец - непонятно. Ответов на эти вопросы в сопроводительных документах тоже нет. И до какой степени великим должен быть земляк? А не хотите ли объяснить значение слов «клинопись, брахман, полис, иероглиф»? В трех словах.
НЕПРОПЕЧАТАННЫЕ И НЕДОПЕЧАТАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Но историкам еще грех жаловаться, попробуйте узнать на черно-белом рисунке лен.
- А знаете ли вы, из чего делают клей: из фасоли, арахиса, сорго или подсолнечника? - возмущаются родители.
- На картинке не клей, а подсолнечное масло, - возражают оппоненты. - Ничего сложного нет.
- Масло? - удивленно переспрашивает мама пятиклассницы. - Это проверка чего: угадает ли ребенок на картинке, что нарисовал плохой художник?
Но это еще цветочки, в прошлые года школы получили по биологии такое задание: на картинке изображен человек и собака. Вопрос: Какая профессия у этого человека?
Те дети, которые написали зоолог, дрессировщик, сотрудник зоопарка, оказались не правы. Верным ответом было предложено считать только один: кинолог.
- Может, ответы не допечатали? - задумывались учителя.
- Просто удивительно, как можно такие интересные предметы, как история и биология, превратить в такое недоразумение, - возмущаются педагоги.
- А знаете, о чем меня чаще всего спрашивают пятиклассники? - говорит учитель истории. - Они задают вопросы про историю России, которую мы в 5 классе вообще не изучаем. Особенно этот интерес проявился после 2014 года и событий на Украине.
Невольно возникает вопрос: кого собирается выпускать из своих стен средняя школа: человека, умеющего думать, или склад ненужной информации?
Судя по тому, что в школах все чаще на педсоветах обсуждают цифры ВПР и ЕГЭ, а не педагогические проблемы, все-таки склад!
Зато могут торжествовать издатели и авторы Всероссийских проверочных работ. Теперь учителя и родители тратятся не только на учебные тетради и пособия для сдачи ЕГЭ, но еще и на ВПР.