журнал

Что нужно для того, чтобы превратить Обнинск в город-сказку? Как сделать сегодняшних студентов и школьников счастливыми и состоявшимися людьми? Как передать знания следующим поколениям? Эти и многие другие вопросы обсуждались 27 ноября в Доме Ученых на очередном собрании Городского научно-технического совета. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В ОБНИНСКЕ Генеральный директор агентства Анатолий СОТНИКОВ объяснил собравшимся, как будет выглядеть экосистема, рассказал о ее роли в формировании Обнинска как Территории инновационного развития, сада инноваций и предпринимательства. Территория инновационного развития - это регион, обладающий возможностью создавать новые знания и готовить кадры, обеспечивающий экономическое благополучие граждан и финансовую поддержку предприятий на всех стадиях инноваций. Для этого необходимо создать эффективную систему выживания и развития инновационных проектов и предприятий. В регионе, где реализуется экономика кластерного типа, действует «тройная спираль» эффективного взаимодействия власти и бизнеса, образования и науки. Экосистема - система связей, где любой элемент может влиять на устойчивость системы. - В теории экосистемы есть такое понятие, как миф, - сказал Анатолий Александрович. - Но я бы предпочел другие слова: миссия и видение. Обнинск - сад инноваций и людей. Проект северных агломераций предполагает создание пространства для синтеза культур, науки и образования. Объединение потенциала наукограда, Парка птиц, Боровска должно создать условия для вдохновляющего обучения молодежи. - Сегодняшние школьники на уроках должны делать роботов вместо табуреток, - считает Анатолий Сотников. ДЕТСКОМУ ТЕХНОПАРКУ НУЖНЫ МЕНТОРЫ, ШЕФЫ И НАСТАВНИКИ Министерство высшего образования и науки РФ выделило грант 50 миллионов рублей на проект Распределенного детского технопарка (РДТП). 10 миллионов выделило правительство Калужской области, и 5 миллионов рублей предоставили частные инвесторы. Организациям научно-производственного комплекса города предложено принять участие в реализации проекта РДТП в качестве партнеров проекта, в качестве шефов при реализации проекта в школах города. До 10 декабря участники ГНТС должны определиться с возможностью и степенью участия в реализации проекта детского технопарка. Разработаны методики определения в коллективе потенциального наставника. Они и составят институт менторства. Эти люди по зову сердца должны прийти работать со школьниками и студентами, стать их проводниками в мир будущей профессии. Организациям научно-производственного комплекса города предложили оказать содействие Обнинскому кластеру науки и образования в поиске наставников для работы в системе научно-технического творчества школьников и молодежи через анкетирование и мотивирование сотрудников к развитию и обучению в качестве наставников. Шефство поможет не только сегодняшним школьникам и студентам найти свою профессию, но и предоставит предприятиям возможность решить вопрос кадров на годы вперед. Успешность города - это успешность каждого его жителя, участие его в созидательном процессе создания комфортной городской среды. НЕ ДАТЬ МОЗГАМ УТЕЧЬ ИЗ ОБНИНСКА Преподаватели институтов признают, что сегодняшние абитуриенты поступают в вуз, не зная, чем они будут заниматься, а многие и работать по специальности не собираются. Получается, что вузы регулярно выпускают специалистов, а предприятия в это время испытывают кадровый голод. Что делать, чтобы молодые люди не уезжали из города и приходили на предприятия? Необходимо создание условий, чтобы «мозги не утекали из Обнинска», чтобы вчерашние студенты имели возможность состоятся как профессионалы, ученые или изобретатели в родном городе. Помочь состояться успешной карьере молодых людей на предприятиях города смогут шефы и наставники. - Образование не настроено на подготовку кадров для наукоемких областей, - считает Вадим Макаров. - Наши попытки сотрудничества с системой образования потерпели фиаско, так что в дальнейшем нет надежды на успешное сотрудничество. Возможно, система и не отозвалась на какие-то призывы, однако именно школы города плотно вовлечены в процесс создания детского технопарка. А именно в этих образовательных учреждениях начинается путь ребенка в профессию. Вадим Макаров сообщил, что в рамках реализации проекта Распределенного детского технопарка в самое ближайшее время каждая школа получит возможность приобрести технику на 2 миллиона рублей. Еще больше средств на развитие дополнительного образования получат пять школ. В школе № 1 будет развиваться биотехнологическая тематика (спецмодуль «Биотек»), там будет оборудована учебная лаборатория для грязных и чистых работ, отремонтирована теплица, в которой можно работать круглогодично. В школе № 4 профинансируют спецмодуль «Композиты», направленный на изучение и обработку композитных материалов. Школа № 9 - спецмодуль «Автолаб». Модуль для получения практических и теоретических знаний для управления моделью автомобиля. В школе № 12 будут создавать спецмодуль «Виртуальную реальность», «Видеоинженер». В школе № 17 модуль «Аэро». Более 500 школьников уже сегодня занимаются дополнительным образованием во внеурочное время. Беспилотные автомобили и летающие аппараты, роботы, виртуальная реальность и искусственный интеллект - ко всем этим интересным разработкам смогут приобщиться школьники Обнинска. МЕСТО, ГДЕ ИЗ СТАРЫХ ЗНАНИЙ ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ В Обнинске уже давно проводятся игры-соревнования, названные Хакатонами. Молодые люди получают задачу. Например, разработка какого-нибудь мобильного приложения. Получив задание, команды 36 часов ищут ответы на вопросы, которые задают себе сами, а потом оформляют решение в виде презентации. За всем, что происходит на Хакатоне, внимательно наблюдают работодатели. И по результатам работы каждого члена команды предлагают продолжить сотрудничество. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Исполнительный директор кластера науки и образования Вера ИВОЛГИНА представила проект «Школа наставничества» и проект «Фестиваль науки и образования». 30 ноября в «Точке кипения» пройдет «Школа наставничества», ее цель - вовлечение сотрудников в работу со школьниками и студентами. Это поможет им определиться с выбором профессии. Выбор наставников - дело серьезное, поэтому претендентам придется пройти конкурс, заполнение анкет. Для того чтобы продуктивно общаться с молодежью, нужны высокие коммуникативные качества, умение быстро переводить негатив в позитив и лояльное отношение к компании, которую наставник представляет. Организации научно-производственного комплекса города попросили направить сотрудников для участия в городской школе наставничества в «Точке кипения» ИАТЭ НИЯУ МИФИ. КАК ДОГОВОРИТЬСЯ РАЗНЫМ ПОКОЛЕНИЯМ? - Мы ругаем систему образования, говорим, что она деградирует. Ругать просто, а нужно развернуть ее на другой путь. Пока мы не знаем, что получится, но разворот осуществлять надо, - подытожил выступления собравшихся Анатолий Сотников. - Дети наши, и важно, чтобы у них в жизни было все хорошо, чтобы они были успешны и счастливы. Однако поворачивать куда бы то ни было систему образования - дело сложное и неоднозначное, а вот дать школьникам возможность получить необходимые знания, навыки и умения во внеурочное время - задача, которая вполне по силам обнинским энтузиастам и профессионалам. - Зачастую разные поколения живут на разных скоростях, - сообщила Наталья АРАПЕТОВА, заместитель генерального директора АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» по науке и инновационной деятельности. - Профессор едет на велосипеде, а студент - на «Мерседесе», и профессор пытается что-то объяснить студенту. Конечно, студент не услышит этих объяснений. Наталья Германовна считает, что молодое поколение получает много информации и это мешает договориться разным поколениям. Однако даже самого удачного потребления и усвоения информации недостаточно для того, чтобы человек состоялся как ученый или изобретатель. - В 90-ые годы в Калифорнии я проходил обучение в школе бизнеса, - вспоминает Анатолий ЗРОДНИКОВ. - И там один миллиардер задал мне вопрос, какие проблемы у нашего института. Я ответил: «Идей много, а денег на их воплощение не хватает». - Молодой человек, в мире гораздо больше денег, чем идей! - ответил обнинскому ученому американский миллиардер. Глобальных идей, способных изменить наше представление о мире, действительно, немного, однако идей, способных сделать нашу жизнь более комфортной, пока достаточно. Научить сегодняшних студентов и школьников не только усваивать знания, но и создавать новые - это одна из важнейших задач наукограда. Научным организациям наукограда предложили принять участие в пилотном проекте Агентства стратегических инициатив по формированию региональных и городских инновационно-образовательных экосистем.
О проекте создания детского технопарка рассказал Вадим МАКАРОВ, генеральный директор ООО «Технолаб».
Если Обнинск рассчитывает остаться наукоградом, то 20 % его жителей должны работать в сфере науки и образования. Интеллектуализация подрастающего поколения, живущего в мире с идеологией потребителя, - дело сложное и требующее новых подходов.
Изначально задача образования передать знания. И это очень важная функция, без которой существование общества невозможно. Однако для развития необходимо, чтобы человек был способен совершать открытия и изобретать, заполнить головы учеников и студентов информацией недостаточно. Во все времена основная перед наукой и образованием стояла задача: как из старых знаний получить новые? И роль игры в формировании инновационного сознания велика настолько, что на ее фоне бледнеют все остальные способы внедрения различных творческих практик.