Неделя Обнинска
Наставник ЦМИТ на фронте борьбы с COVID-19
Инновации
10.06.2020

Мы уже знакомили вас с яркими проектами воспитанников ЦМИТ, стоит заметить, что не менее интересна и история наставников. Их жизнь достаточно разнообразна и предполагает развитие не только в образовательном плане в ИАТЭ, усовершенствование своих проектных навыков, участие в городских мероприятиях, но и разностороннее развитие на профессиональном поприще.

И сегодня мы расскажем вам о преподавателе ЦМИТ Екатерине НОВИКОВОЙ, которая в это тяжелое время умудряется не только заниматься с учениками онлайн, но и вести активную борьбу с коронавирусом.

 

- Что такое COVID-19?

- Это аббревиатура от COronaVIrus Disease 2019. Так называется болезнь, которая вызвана вирусом SARS-cov-2 из семейства коронавирусов. Такое название коронавирусы получили за счёт своей оболочки с большим количеством шиповидных выростов, напоминающих корону. А по причине того, что внешняя оболочка этих вирусов липидосодержащая, то есть состоит из жиров, появились рекомендации частого  мытья рук с мылом.

Особенность болезни в том, что у неё длительный инкубационный период, до двух недель, то есть человек это время живёт без симптомов, но уже может быть заразен. И в большинстве случаев симптомы не отличаются от ОРВИ, однако в отдельных серьёзных ситуациях развивается пневмония с дыхательной недостаточностью и летальным исходом.

- Как медики сражаются с COVID-19 и где в этом процессе находишься ты?

- Борьба с вирусом происходит совершенно разным образом - это и медики, работающие на каретах скорой помощи, и медики в инфекционных отделениях, и, конечно же, лаборанты в лабораториях. Последние выполняют тесты на наличие вируса у пациента. Я нахожусь в их числе - провожу реакцию ПЦР (Полимеразная цепная реакция - прим. ред) на наличие генетических последовательностей вируса в пробах, которые к нам приходят в лабораторию «АСТРО».

- Как связана твоя профессия с тем, что ты делаешь сейчас?

- У меня с детства было желание тесно заниматься биологией. О конкретной специальности я тогда, конечно же, не думала, просто интересовалась всем, что связано с природой, потом разными методами, что есть в биологии. В итоге приняла решение поступать на биологическую специальность. Благодаря учебной и производственной практике получила навыки работы в лаборатории, познакомилась с клеточными технологиями. Огромное спасибо моей научной руководительнице. Это, оказалось, безумно интересно: культивировала опухолевые клетки в специальных флаконах, исследовала их состояние.

А теперь мои навыки оказались полезны в клинико-диагностической лаборатории, где я занимаюсь актуальной проблемой.

- Как происходит тестирование?

- Это проведение реакции ПЦР. Суть реакции заключается в многократном копировании и накоплении конкретного, интересующего нас гена. За счёт того, что в реакционной смеси есть специальные флуоресцентные вещества, мы можем судить об успешном протекании реакции. Чем больше нарабатывается копий искомого гена, тем больше «светится» под действием лазера пробирка с пробой. Таким образом, если мы фиксируем накопление таких специфических продуктов (активную флуоресценцию), то делаем вывод о том, что результат положительный. Этап на котором я нахожусь - проведение реакции ПЦР, является заключительным в цепочке всего процесса тестирования. Перед этим еще необходимо провести отбор проб и выделение генетического материала. К каждому такому этапу прикреплен свой сотрудник.

Анализ проводим на оборудовании и реактивах российского производства. Чувствительность способа довольно высокая, минимальное количество копий, которое можно обнаружить - всего лишь 500 копий вирусной нуклеиновой кислоты. 

- Расскажи кратко о том, как ты получила профессию?

- В 2018 году успешно закончила бакалавриат ИАТЭ НИЯУ МИФИ по специальности радиобиология. Сейчас заканчиваю магистратуру по тому же профилю.

- Ты работаешь в ЦМИТ, что это за организация?

- ЦМИТ - это центр молодёжного инновационного творчества. Здесь студенты и школьники могут реализовывать свои научно-технические проекты, если уже есть идеи, или же в совместной работе с наставниками генерировать новые инженерные задумки.

- Расскажи об основном проекте в ЦМИТ.

- Одно из направлений работы ЦМИТа - работа со школьниками. В рамках этого направления в начале марта было подписано соглашение о сотрудничестве с Лицеем ФТШ. Сейчас запущен пилотный курс для учащихся 7-8 классов, где я знакомлю ребят с основами проектной деятельности - это и есть мой проект. В нынешней ситуации мы можем работать только дистанционно, поэтому погрузились в теорию. Когда наконец-то  вернёмся в оффлайн, то у ребят появится возможность реальной и интересной работы с наставниками на базе ИАТЭ НИЯУ МИФИ и возможность использовать оборудование и расходники для создания собственных прототипов.

- Что такое проектная деятельность и зачем нужно ей специально обучать?

- Проект предполагает работу над конкретной проблемой и получение реального результата. Проблемы могут быть совершенно разного характера. В процессе работы над своим проектом ученик всё, что познаёт теоретически, применяет и для решения практических задач. В результате он учится применять свои знания на практике в реальном мире. Можно сказать, что проектная деятельность выступает и как инструмент профориентации, попробовав себя в разных областях, школьник осознает свои собственные интересы. Помимо образовательного и практического результата также тренируются и коммуникативные навыки. 

Идея проектов и исследовательского обучения не новая, основы заложены ещё в начале XX века. Просто сейчас с развитием технологий этот подход начал набирать новую силу.

- Приведи пару примеров проектов, которые делают школьники?

- Могу привести в пример разработку системы для автономного выращивания растений. С развитием сити-фермерства эта тема живёт и становится популярной. Эту тему только планируем развивать.

Из тех, что уже активны могу назвать проекты по разработке «автономной метеостанции и солнечного трекера» и «биомеханического протеза».

- Как сейчас происходит подготовка к проектной деятельности?

- На пилотном курсе мы раз в неделю занимались со школьниками дистанционно в Skype, какие-то вопросы и задания были в google classroom. Непривычный формат работы. Нет прямого контакта с учениками, иногда случались технические сложности. Однако в целом, как мне кажется, курс был вполне успешным. С нового учебного года планируем заниматься очно.

- Что на твой взгляд можно было бы сделать лучше в дополнительном образовании?

Больше проектной деятельности. Тем более, что в дополнительном образовании пока что для этого больше возможностей. Нужно активно развивать проектное мышление и навыки. Работая над конкретными проблемами ученики приближены к реальности, к технологиям и производству.

- Какие у тебя планы на будущее после войны с COVID-19

- Для себя уже однозначно решила, что продолжу работать в направлении проектов со школьниками. И хочу продолжать свою лабораторную деятельность. Будет «Ковид-20-ПРО», но мы будем готовы, а пока проекты.

 

Поделиться