журнал
Выборы-2020 выдались довольно интересными, а в некоторых округах даже горячими и провокационными. Что примечательно, «воевали» не только конкуренты из разных политических сил - в некоторых случаях разлады происходили даже внутри однопартийцев. Самый громкий скандал, пожалуй, произошел в рядах справедливороссов, когда на второй день голосования из партии решила выйти известный в Обнинске юрист Олеся АНТОНОВА.
«РАНЬШЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНЕЙ»
Сказать, что кто-то удивился расколу среди «эсеров», нельзя. Вся их предвыборная кампания сопровождалась склоками среди самих же партийцев. Например, за две недели до выборов в нашу редакцию поступило открытое письмо от бывших партийцев, которые заявили, что выходят из состава «Справедливой России» в знак «полного несогласия с беспределом, творящимся как в обнинском городском отделении партии, так и в областном реготделении». По их мнению, «партия из мощной политической силы превратилась в профанацию и безвольного спойлера», а ее областные лидеры «выдавили» всех, кто не согласен с волюнтаристскими методами правления руководителя областной ячейки Александром БЫЧКОВЫМ.
Найти общий язык с руководством партии не могут даже самые дипломатичные члены «СР». Олеся Антонова - кандидат, на которого справедливороссы делали большие ставки как на кандидата в Заксобрание, так и в обнинскую думу - в самый разгар выборов публично заявила о выходе из партии. Олеся Викторовна тогда не стала указывать конкретные причины расставания с эсерами, чтобы в период голосования не компрометировать бывших коллег, а лишь кратко заявила, что ее нахождение в этой партии «никак не сопрягается с ее принципами и жизненными правилами».
Однако сейчас, когда справедливороссы триумфально «продули» выборы даже там, где баллотировались их самые видные деятели, Антонова решила подробно рассказать о причинах расставания с коллегами.
По ее словам, первая мысль о возможном прекращении членства у нее появилась еще в период, когда «был убран» Александр ТРУШКОВ - председатель регионального отделения «Справедливой России» с 2013 года.
- В период деятельности Трушкова началось мое членство в «СР», тогда обнинская ячейка активно развивалась, ряды пополняли молодые, активные люди, собиралась команда живых политических единомышленников. В 2015 году Трушков организовывал подготовку команды «СР» к выборам. Тогда предвыборная работа была интересной, слаженной. Чувствовалось - партия заинтересована в каждом, идущим под ее флагом на выборы. Сергей Миронов не раз встречался с кандидатами в Обнинске, шла серьезная командная работа, - вспоминает Олеся Викторовна.
ПЕРЕЗАГРУЗКА ЗАШЛА В ТУПИК
В 2019 году начались внутрипартийные «движения», результатом которых, по ее мнению, стало не улучшение организационной или политической работы, а «умирание» местной ячейки, да и, наверное, регионального отделения в целом.
- Сергей Миронов не раз заявлял о необходимости обновления партии. По этой причине я осталась в рядах «СР» и приняла решение баллотироваться от партии на выборах в муниципальное и Законодательное собрание. Надеялась, что подготовка новой команды к единому дню голосования и будет отправной точкой перезагрузки, - говорит Антонова. - Хочу отметить: не раз слышала мнение, что древнему руководству, «пустившему корни», не интересно отдавать бразды правления местным отделениям в городе. Что Трушков, исчезнувший из «СР» в результате «игр престолов», был просто ненужным инициативным конкурентом. Высказывались мнения, что идея перезагрузки с участием перспективных и молодых общественников создает сильные риски для старого руководства отделения. Что именно в этом, возможно, кроется секрет слабой партийной и организационной работы по взаимодействию с членами партии в городе.
По словам Олеси Викторовны, перед выборами местные лидеры «эсеров» громко из каждого СМИ вещали и избирателям и однопартийцам следующее: «Справедливая России» получает сигналы о возможных фальсификациях в дни голосования. Заявляем, что мы готовы защитить каждый голос! Мы выставляем сотни наблюдателей на участках для голосования. Наша задача: поставить надёжный заслон возможным нарушениям».
- В период предвыборного обучения политтехнологи и электоральные юристы давали материалы о различных нарушениях, о том, как важен институт наблюдения именно в период проведения досрочного голосования. Поясняли, что в силу применения новых технологий (сейф пакетов), необходима особенно тщательная подготовка наблюдателей. Кандидатам было разъяснено, что любые предвыборные мероприятия во избежание нарушений и снятия кандидатов или партии должны быть согласованы с партией и электоральными юристами. Разъяснялось, что были случаи исключения из членов партии тех, кто занимается «махинациями» в выборный период, - рассказывает Олеся Антонова. - На словах все было строго, правдиво и красиво. Нас, кандидатов, заверяли, что партия, для усиления защиты от возможных нарушений выставляет двух членов комиссии с правом совещательного голоса на каждый участок (от партии и от партийного кандидата в губернаторы).
У «БОССОВ» СВОИ ПЛАНЫ...
Задолго до выборов было сообщено - каждый день голосования на участке присутствует член комиссии с правом голоса решающего, то есть за соблюдением выборного законодательства следит не менее трех персон, включая кандидата.
- Было поручено подыскать людей - членов комиссий - на условиях, что они выходят на участки в пятницу, субботу и воскресенье, оплачивается каждый день работы. Странным было то, что обучение было назначено вечером 10 сентября в четверг, когда уже в пятницу в 8:00 стартовало голосование, - удивляется Антонова. - В 17:00 в установленное место пришло приличное количество людей, построивших планы, изменивших график на пятницу, субботу и воскресенье.
Однако, по ее словам, руководство не торопилось. Люди сидели почти до семи часов вечера, пока к ним не соизволили явиться партийные «боссы». Они начали распределять людей по спискам на три дня по участкам.
- На вопросы о том, какой будет оплата, Нина Илларионова отвечала фразой «вот сейчас приедут из Калуги и все расскажут», - подчеркивает Антонова. - Гости из Калуги -Бычков и Ефремова - привезли «сюрприз», сообщив об отказе «СР» от наблюдения в течение дней досрочного голосования. Пояснили, что членов комиссии с правом совещательного голоса выставлять на «досрочку» не будут. Якобы, наблюдение в эти дни не имеет смысла, фальсификаций не исключить и не предотвратить. Многие после этих слов сразу покинули зал. Расходившись, люди жаловались, что «поломали» семейные планы на выходные. Разумеется, они были неприятно удивлены и обижены.
После этого, со слов Олеси Викторовны, начался списочный бардак - оказалось, что теперь выставить по два человека на участок уже не получается. Илларионова пыталась сформировать новый список. Было решено, что люди придут за документами для допуска на участки в пятницу, после 14:00, и это при том, что голосование стартует в 8:00.
- На вопрос об оплате людям отвечали, что сообщить точный размер не могут, так как здесь «могут прослушивать и записывать», или озвучивали прочий подобный бред, - говорит юрист. - В этот момент лично мне стало предельно ясно, что в действительности происходит. К сожалению, для большинства кандидатов решить вопрос с поиском наблюдателей или членов комиссий срочно и в пятницу уже было невозможно, более того, таких людей обучают перед выводом на участки, так как их деятельность затрагивает права всех участвующих в выборном процессе.
Кандидаты в результате такой «замечательной» организационной работы партийного отделения либо вообще оставались без своих наблюдателей, либо в режиме ошпаренной кошки ставили на участки уже во время голосования неподготовленных (читай- бесполезных) людей.
- Выборы - самое значимое событие для любого партийного объединения. У нас они проходят нечасто - за пять лет можно идеально подготовиться к любым выборным процессам, - считает Антонова. - Невозможно представить, что команда «Единой России», например, готовилась бы к голосованию «на коленке» в последний день, что списки членов комиссий формировались по факту уже после начала голосования, что обычных, простых людей «обкруживали», не сообщая до последнего о реальных условиях сотрудничества, что кандидаты будут лишены возможности в дни голосования «закрыть» партийные «косяки» подготовки к наблюдению.
А НУЖНЫ ЛИ БЫЛИ ВООБЩЕ НАБЛЮДАТЕЛИ?
Олеся Викторовна отмечает, что от «ЕдРа» и «Новых Людей» с первого дня досрочного голосования с 8:00 на участках постоянно присутствовало не менее двух человек, были и их члены комиссий. Эти партии показали, что для них важны их кандидаты, важны их избиратели, что для них не на словах, а на деле важно сохранить каждый голос.
- «Оппозиция», ругающая власть за махинации, критикующая досрочное голосование и выборные процессы, показала «нулевой» уровень предвыборной организации, показала наплевательское отношение и к кандидатам, и к людям, приглашенным в качестве выборных помощников, - возмущается юрист. - Институт наблюдения за ходом выборов - демократический инструмент защиты прав и избирателей, и партийных объединений, который был проигнорирован, вопреки сладким песням о важности голосов...
На фоне «достойного» отношения партии к организации выборов на местном уровне 13 сентября прошла громкая новость о том, что был задержан один из руководителей отделений «СР», который, по информации следственных органов, получил деньги от представителя администрации, действующего, якобы, под контролем оперативных служб. За это задержанный должен был обеспечить отсутствие наблюдателей на избирательных участках на выборах в органы местного самоуправления... Хочется задаться известным вопросом: «Совпадение?»
- С учетом всех событий считаю, что приняла верное решение о выходе из партии «Справедливая Россия». То, что произошло в период подготовки к голосованию, я не могу назвать иначе, как предательство. Мое сегодняшнее личное мнение - в обнинском отделении партии не место реальным общественникам, не место живым, молодым людям с настоящей активной гражданской позицией, не место тем, кто верит в правду, и тем, кто желает принимать участие в настоящей политической и общественной работе. Интриги, гниль, запах нафталина, личные интересы, общественные только для вида и только когда выгодно: молодым и активным не по пути с «ходячими мертвецами» на такое политическое кладбище, - считает Олеся Антонова.