Неделя Обнинска
Ни одно доброе дело не должно оставаться безнаказанным
История
08.10.2020

Обнинцы нашли что раскритиковать даже в памятнике учителю.

Первого сентября на территории школы №4 открылся памятный знак, посвященный педагогу. Он представляет собой постамент с двумя элементами - партой и фигурой учительницы. Однако, спустя месяц руководство школы решило  демонтировать объект и отправить его на доработку - причиной тому стали насмешки со стороны горожан, которым памятник показался нелепым.

Тем не менее, мало кто знает, какой труд и какие интересные люди стоят за идеей и созданием этого школьного монумента. А ведь это довольно любопытная история!

 

ИДЕЯ ПАМЯТНИКА ПОЯВИЛАСЬ «БЛАГОДАРЯ» КОРОНАВИРУСУ

Напомним, что некоторые жители Обнинска нашли художественное исполнение памятника не совсем удачным, а некоторые даже сравнили неловкую ситуацию с той, что произошла, когда на острове Мадейра был установлен бюст известного футболиста Криштиану Рональдо - многим он показался смешным и странным. Аналогичная ситуация произошла и в наукограде.

В итоге, директор школы №4 Владимир СВЕТЛАКОВ принял решение демонтировать фигуру и предложить автору ее доработать.

Злые языки могут, конечно, и дальше язвить по этому поводу, но с другой стороны, ничего криминального не произошло, исполнение, как считают некоторые, может, отчасти и «подкачало», но задумка-то была благородная! О том, как родилась идея создания памятника учителю, рассказал директор школы.

- В марте-апреле, когда появился коронавирус, и дети ушли на дистанционное обучение, в обществе начали много говорить о труде учителя - что он важен и нужен. И нам пришла идея создать в честь него памятник, - рассказывает Владимир Борисович.

 

«ЕГО КАРТИНАМ - НЕ МЕСТО В ПОДВАЛЕ»

Реализовывать идею взялся художник Николай Дмитриевич МЕРЕНКОВ, который трудится также в школе №4 на должности плотника.

Его картины Владимир Борисович впервые увидел лет десять назад и был впечатлён. А дело было так. До этого порядка 30 лет Меренков работал в художественной мастерской ФЭИ, но потом институт начал избавляться от непрофильных активов, мастерскую пришлось также сократить.

- Николай Дмитриевич ко мне пришел, объяснил ситуацию, рассказал, что его попросили вывезти все картины, а в квартиру они не помещаются. Он живет как раз рядом со школой, поэтому спросил - нельзя ли их складировать в нашем подвале? Когда я увидел его работы, то понял, что в подвале им не место - они должны служить эстетическому воспитанию школьников. Тогда созрела идея организовать постоянно действующую картинную галерею внутри школы. И мы ее организовали, вывесили картины. Галерея регулярно обновляется, картины размещаются по школьным коридорам, рекреациям, классам. Когда два года назад Николаю Дмитриевичу исполнилось 80 лет, он передал свою коллекцию на вечное хранение школе. И мы с благодарностью приняли этот дар.

Когда школе присвоили имя контр-адмирала Леонида ОСИПЕНКО, Меренков сделал бюст, который оказался больше и, как считают некоторые знатоки, даже успешнее, чем бюст работы скульптора Кербеля, что установлен напротив «подводной лодки». Кстати, интересный факт - на самом деле бюст на улице Курчатова предназначался для установки внутри помещения, а не для улицы. Поэтому, установленный на огромном и несоразмерном камне, он смотрится странно, по мнению части горожан. Бюст же Осипенко на территории школы №4 Меренков сделал из слепка работы Кербеля, но увеличил в три раза - вышло весьма достойно.

 

 «МЫ «ПЕРЕВАРИЛИ» ВСЕ МНЕНИЯ»

Вообще, у Николая Дмитриевича много хороших работ - как картин, так и скульптур, часть из которых установлена в городах Урала, откуда он родом. Поэтому ему без всяких вопросов можно было смело доверить создание памятника учителю.

- Создавался он сложно, это был трудоемкий процесс, - говорит Владимир Светлаков. - Выливать его из бронзы стоило бы очень дорого. Но здесь мы использовали медь. Сначала Николай Дмитриевич делал в своей мастерской фигуру из глины, подтачивал ее. По этой глине сверху накладывался цемент высокого качества, который через 20-30 дней застывает и становится настолько крепким, что когда сверху накладываешь медь, по ней можно стучать. Для удобства фигуру делали по частям - отдельно руки, ноги, голова и туловище, а потом все это сваривали вместе. К 1 сентября мы посчитали, что работа окончена, и установили памятный знак. Знаем, что были разные мнения насчет фигуры, лица, улыбки. Одни говорили, что хорошо получилось, другие - что не очень. Мы «переварили» все мнения и претензии и решили, что демонтируем объект, перенесем его в школу, чтобы его можно было доделать, усовершенствовать. Возможно, весной мы сможем установить его вновь.

 

КТО СТАЛ ПРОТОТИПОМ ПАМЯТНИКА?

К слову, многие горожане интересовались - кого автор скульптуры взял за прототип. Но, как выяснилось, - это просто собирательный образ учительницы. Впрочем, некоторые нашли в облике схожесть с первой учительницей Владислава ШАПШИ Клавдией Георгиевной БОЧКОВОЙ. Она все еще преподает в школе №4, которую в свое время окончил тогда еще будущий губернатор Калужской области Владислав Шапша. Он, кстати, каждый год наведывается в школу и поздравляет любимого педагога.

В этом году в День учителя Владислав Валерьевич даже выложил у себя в соцсетях совместное фото первой классной руководительницей.

- В любом возрасте мы помним своих любимых учителей, а полученные от них нравственные заветы и знания с глубокой признательностью проносим через всю жизнь, - подчеркнул глава региона.

По его мнению, в Калужской области работают прекрасные педагоги, которые «обладают высокими профессиональными качествами, творческим отношением к делу и желанием постоянно совершенствоваться».

- Благодаря увлечённому труду таких учителей из наших школ выходят по-настоящему образованные, нестандартно мыслящие, социально активные и ответственные люди, которые так необходимы региону для успешного развития, - подчеркнул Владислав Валерьевич.

Обнинцы, имея возможность сравнить фигуру памятника с реальным образом учительницы, уверены в одном: у них точно есть общая черта - доброта в улыбке и взгляде. И если этот образ был собирательным и воплощает в себе всех учителей 4-й школы - то за это можно только порадоваться. 

Диана КОРШИКОВА

Поделиться