Неделя Обнинска
Пенсионерка из Питера о калужских чиновниках: «Не нашлось ни одного порядочного человека...»
История
05.11.2020

Эта статья не входила в разметку номера, который вы сейчас держите в руках. Этого материала могло бы не быть в принципе, но мы посчитали, что то, о чем нам рассказала наша случайная героиня - важно для каждого из нас.

 

КЛУБОК СУДЕБ

В начале недели в редакции раздался звонок. На том конце провода оказалась пенсионерка из Санкт-Петербурга, которая разыскивала своего дальнего родственника - героя одной из наших публикаций 2018 года. Речь шла о кандидате технических наук, трижды лауреате премии Правительства РФ в области науки и техники, почетном авиастроителе Вячеславе САМСОНОВЕ, который свыше сорока лет работает на ОНПП «Технология». Дело обычное - читатели частенько обращаются с просьбами помочь им найти определенных горожан или чиновников. И мы бы вполне могли состыковать этих двух людей и положить трубку, но, если честно, стало любопытно. Почему эта женщина разыскивает обнинца? Если они родственники, то почему потеряли связь и не общались? Кто вообще эта загадочная дама?

Женщину зовут Валентина Петровна КНЯЗЬКИНА. Год назад дети подарили ей смартфон с интернетом и с тех пор она мало спит и много «гуглит». За последние 12 месяцев она установила судьбу порядка 80 солдат, пропавших или погибших во времена Второй мировой войны, и внесла о них информацию на мемориальный сайт «Память народа». Среди них и многие ее родственники, о существовании которых она ранее даже не знала. Так, клубок за клубком, с помощью интернета и онлайн-поисковиков она распутывала свое «древо жизни» и дошла до родни из Обнинска.

- Когда мне дети дали телефон, я ничего не умел - тыкала и тыкала, - говорит пенсионерка. - Но потом приноровилась, захотела посмотреть через «Память народа» военные документы на моего отца, потом отыскала дядю, потом других знакомых - участников войны. Сейчас с утра до вечера сижу в телефоне. Узнала, что в Москве есть храм Вооруженных сил, и там галерея участников войны - «Дорога памяти». Я решила, что мое предназначение состоит в том, чтобы собрать и сохранить память об этих людях. Ведь многие из тех, кто воевал, не имеют родственников, за них не кому замолвить слово.

 

«ДУМАЛА ПОГИБ, А ОН ПРОСТО НЕ ПРИШЕЛ»

Так Валентина Петровна начала из разных источников (в том числе через запросы в военкоматы, министерства и администрации разных районов и областей) по крупицам черпать информацию о всех близких и знакомых, чтобы увековечить память о них на специальных ресурсах.

- Моя мама за два дня до своей смерти открыла тайну - сказала, что до моего отца у нее был первый муж. Во время войны она работала медсестрой, и он поступил к ней в госпиталь, лечился, там и познакомились. Расписались. Он отправился обратно на фронт, а она узнала, что беременна. Вскоре ей пришла похоронка. Она так перенервничала, что потеряла ребенка. Я запомнила его имя, начала искать о нем информацию. Смотрю, а он в мае 45-го, оказывается, награжден был. Думаю, как же его наградили, если он умер? Оказалось, что мужчина был жив, просто не вернулся туда, где жила мама, - сквозь слезы рассказывает пенсионерка.

О своей маме, которая была награждена за доблестный труд, Валентина Петровна также опубликовала информацию в «Дороге Памяти».

- Родственник 1926 года рождения у моей невестки тоже воевал, но пришел с войны живой. Думаю, дай-ка поищу информацию о нем. Нахожу документы - погиб, похоронен в Прибалтике там-то и там-то. Думаю, да как же так, он умер гораздо позже, в мирное время. Сам он был из Мордовии и там, как оказалось, был внесен в «Книгу памяти». Пришлось обращаться в их военкомат, объяснять, что человек был жив и во время войны не умирал. Там, конечно, на слово не поверили, поэтому пришлось собирать документы и доказывать - свидетельство о браке, о рождении пятерых его детей, свидетельство о смерти, - говорит женщина.

 

КОГДА ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ, ЧЕМ ПРОПАСТЬ БЕЗ ВЕСТИ

Но своей главной заслугой она считает установление имен погибших, которые ранее числились пропавшими без вести.

-  Вы - молодые - не представляете, как это ужасно, когда отец уходит на фронт, оставляет десятерых детей у матери на руках и погибает. И ей приходит повестка, что он пропал без вести, а не погиб, и она ведь за него от государства ни копейки не получает, сама как может растит детей... Прошло 75 лет, и я рада, что хотя бы сейчас удается найти документы, доказывающие, что человек погиб, а не пропал - это большая разница. И вот когда начинаешь восстанавливать судьбы этих людей, порой такие страшные вещи узнаешь - кровь стынет, - признается женщина.

Война разбросала родню по всей стране, некоторые из дальних двоюродных и четвероюродных дядь и теть оказались из Калужской области - Коля погиб на фронте, Петр вернулся без ноги. Семья Вячеслава Самсонова тоже оказался в числе далеких родственников и очень обрадовалась, когда на этой неделе нашлись близкие из Питера.

Как признался нам Вячеслав Иванович, он рад восстановить кровные узы и в дальнейшем намерен поддерживать связь с Валентиной Князькиной.

 

«ПОЛУЧИЛА ЛИШЬ ЧИНОВНИЧЬЮ ОТПИСКУ»

Как оказалось, Валентина Петровна направляла ряд писем в администрацию президента, Заксобрание и администрацию губернатора Калужской области с просьбой издать «Книгу памяти мирных жителей», погибших от рук фашистов во время войны.

- Но я получила чиновничью отписку! И это в год Памяти и Славы, когда стартовал проект «Без срока давности», - переживает пенсионерка.

Действительно, 19 октября от администрации губернатора ей пришло письмо о том, что ее обращение передано в министерство культуры Калужской области, а оттуда - пока тишина.

- А в Смоленской области я говорила с бывшим председателем Фонда Мира Лидией НИКИТИНОЙ, ей уже за 80. Она положила жизнь на издание этой книги. А в вашей области среди депутатов не нашлось ни одного порядочного человека, который бы выступил с законодательной инициативой по этому вопросу, - сетует женщина.

Знаете, с одной стороны, здорово, что газета помогла родне, пусть и очень дальней, узнать о существовании друг друга. С другой - как-то тяжело на душе. Пока Валентина Петровна со слезами рассказывала о том, как в Калужской области игнорируют идею увековечить в книге имена погибших мирных жителей, в кинотеатрах триумфально презентовали народный фильм «Ильинский рубеж», где историческим консультантом выступил как раз один из депутатов Заксобрания Олег КОМИССАР.

Может, пора приступить к следующей, пусть не столько «раскрученной» и популярной идее?..

Диана КОРШИКОВА

Поделиться