Неделя Обнинска
Кто должен информировать молодых мамочек о полагающихся им пособиях?
Негодование
01.04.2021

Когда у молодой женщины появляется первый ребенок, последнее, что ей хочется - это мотаться по инстанциям и собирать бумажки, чтобы получить пособия, положенные ей и ее малышу по закону.

Зачастую новоиспеченные мамочки даже не знают, что именно им полагается, поэтому надеются на то, что в этом вопросе им помогут разобраться те, кого уполномочили оформлять все эти пособия. Но обязаны ли заниматься консультациями сотрудники многофункциональных центров?

 

ИЗ СОЦЗАЩИТЫ - В МФЦ

Молодые родители задаются вопросом: кто должен информировать о положенных пособиях на детей?

- Дело в том, что раньше мама ребенка обращалась в Управление социальной защиты города Обнинска, и там ей давали листок - список всех пособий на ребенка и документов, которые она должна принести. Там же у мамы принимали заявления на получения каждого из этих пособий. Сейчас в соцзащите такие заявления не принимают - людей направляют в МФЦ, откуда оформленные заявления уже передают в УСЗН, - рассказывает правозащитница Татьяна КОТЛЯР.

Ее клиентка - молодая мать - пришла в МФЦ, чтобы подать заявления на детские пособия. Однако, какие именно и в каком объеме ей положены - она была не в курсе. Мамочка лишь знала, что ей точно положено единовременное пособие при рождении ребенка. О нем она и заговорила. В итоге только это заявление у нее и приняли.

Позже женщина опомнилась - есть ведь и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, поэтому вновь собралась и пошла в МФЦ. Но и тогда у нее приняли лишь одно заявление, хотя она просила оформить все, какие положено - просто не знала их названий.

Позже выяснилось, что женщине полагается еще и ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка. И, да - молодая мать пошла в многофункциональный центр в третий раз, хотя могла бы все это оформить одним, если бы сотрудники сразу сообщили о положенных ей выплатах.

 

«ТАКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ НЕ ВОЗЛОЖЕНА»

На сторону женщины встала Татьяна Котляр, которая направила жалобу руководству МФЦ Калужской области. В ответе было сказано: «Заявителю были предоставлены бланки заявлений на предоставления услуг, за которыми она обратилась в центр «Мои документы». При этом  действующим законодательством на специалистов МФЦ не возложена обязанность по выдаче бланков заявлений на предоставление услуг, о которых заявитель не сообщает при обращении».

Аналогичный ответ пришел и от администрации города: «Сотрудники МФЦ пользуются блок-схемами, в которых четко прописан перечень услуг по числу рожденных детей. В случае если заявитель пришел за одной услугой, то выдается бланк заявления именно на эту услугу».

То есть, если вы сами не озвучиваете весь перечень необходимых вам заявлений, то и вам никто не обязан задавать наводящих вопросов и уточнять информацию. Ситуации бывают разные, и, видимо, предполагается, что заявительнице виднее - какие именно документы ей нужно оформить.

 

А КАК У ДРУГИХ?

Этой историей Татьяна Котляр поделилась на одном из правозащитных сайтов, чтобы узнать мнение коллег.  На ситуацию отреагировал  бывший сотрудника МФЦ из Тулы и там порядок работы с гражданами несколько иной. По его словам, в подобных случаях специалисты всегда говорили заявителям, какие пособия они могут оформить.

- Более того, руководство МФЦ Тульской области постоянно требует от сотрудников заниматься консультированием и выявлением услуг, которые необходимы. На практике это выглядит следующим образом: приходит женщина и говорит: «У меня родился ребенок, какие пособия мне положены?». Сотрудник просит предоставить документы, спрашивает какое количество детей в семье и дальше, исходя из комплекта документов, задает уточняющие вопросы и определяет перечень услуг, которые положено оказать заявителю в ходе приема. У нас даже распечатки специальные на ресепшене имелись по конкретным жизненным ситуациям, с перечнем пособий и списком необходимых для их оформления документов. Не говоря уже о том, что мы сами, в случае необходимости, звонили в УСЗН по месту жительства заявителя, если возникали противоречия или жизненная ситуация не типичная и решали проблему на месте. Аналогично работали и по услугам других ведомств и органов государственной власти. Уверен, что с 2018 года, когда я ушел из МФЦ Тульской области, правила если и изменились, то только в лучшую для заявителей сторону, а в МФЦ Калужской области, судя по всему, еще есть, что совершенствовать, - отметил туляк.

Диана КОРШИКОВА

Поделиться