Неделя Боровского района
Техлицей поделился секретами «Успеха каждого ребенка»
Инновации
22.04.2021

На этой неделе в Техническом лицее состоялся семинар для руководителей обнинских школ «Обучение и воспитание успехом». Дело в том, что с этого учебного года в лицее был запущен региональный проект «Успех каждого ребенка». На семинаре обсуждались вопросы реализации этого проекта и деятельности коллектива по созданию и апробации новой программы воспитания.

 

ВАЖНОСТЬ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Напомним, проект «Успех каждого ребенка» нацелен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направлен на самоопределение и раннюю профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Как поясняет директор Техлицея Ирина СТРОЕВА, школа стала площадкой по реализации технической направленности дополнительных общеразвивающих программ. Так, например, 1-4 классам предложен курс «Основы робототехники Lego», 5 классам - IT-технологии (инженерная робототехника), 6-9 классам - IT-технологии (творческая робототехника).

По программе «Точка роста» в учебном заведении переоборудованы специальные помещения, закуплена школьная мебель, поступает оборудование. По ее словам, программа предусматривает участие в ней не менее 90 школьников, однако в Техлицее в ней задействованы 180 человек - то есть, у ребят это вызывает большой интерес.

Впрочем, само направление робототехника для лицея не новое, здесь его начали развивать еще в 2016 году. Тем не менее, у учреждения есть масса своих полезных наработок и методических пособий, которыми педагоги готовы поделиться с коллегами из других школ города.

 

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ

Система образования не стоит на месте, чтобы захватить внимание ребенка, его увлечь, заинтересовать и сподвигнуть на новые свершения уже недостаточно уроков в их привычном формате. Нужно что-то новаторское, свежее, актуальное для подрастающего поколения. О новых возможностях и программах воспитания собравшимся рассказала заместитель директор по воспитательной работе Елена УХАНОВА.

Итак, по ее словам, разработанная программа ориентирована, по сути, не на школьников, а на самих педагогов. Грубо говоря, хочешь изменить мир - начни с себя. При этом итогом этой идеи должно стать получение школьниками новых возможностей для личностного роста.

Специалисты Техлицея изучили множество документов и методических разработок, ознакомились с опытом других учебных заведений, чтобы составить свою уникальную программу по воспитанию детей в современной школе. Ее главная цель - помочь увидеть реальный потенциал образовательного учреждения.

По словам Елены Викторовны, составление программы воспитания началась с августа. Специалисты изучали алгоритм, апробировали его, делали первые шаги, после чего запустили календарные планы воспитательной работы по уровням образования. Творческая группа педагогов редактирует, дополняет и продолжает совершенствовать документ. Предполагается, что в июне на педсовете, будет утвержден окончательный вариант программы.

 

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Ключевым ее пунктом являются кадры, которые, как известно, решают все.

- Мы говорим о новых требованиях общества к школе, к педагогам. Мы пришли к выводу, что думать о классном руководстве как о воспитателе, социальном педагоге и учителе-предметнике - это очень узко. И вывели, что образ классного руководителя сегодня другой - это полноценный член управленческой команды,  наставник, навигатор, мотиватор, воспитатель, разработчик групповых и индивидуальных образовательных маршрутов. Это руководитель класса, который должен воспринимать класс как свой проект, в котором каждый ребенок должен найти свой пусть к успеху и личностному росту, - говорит Елена Уханова.

По ее мнению, в этой системе должны быть задействованы люди, способные интересоваться всем, что их окружает, любить жизнь, себя, свою профессию и детей.

-  У счастливого педагога - дети счастливы сами, они развиваются и творят, - считают в Техлицее.

Предполагается, что личностное развитие школьника идет через освоение знаний и социальный опыт, который он должен приобретать в ходе своей деятельности. Однако подход к созданию соответствующей программы надо начинать с особенностей воспитательного процесса в каждой школе индивидуально. Для этого необходимо проанализировать контингент школы, ее месторасположение, созданные традиции, уклад, учесть активность родительского сообщества, перспективы, участие в инновационных проектах. Исходя из всего этого, в дальнейшем складываются цели и задачи воспитания.

 

ОТ КАДЕТОВ - ДО РОБОТОВ

Программа предполагает наличие базовых модулей, таких как классное руководство, курсы внеурочной деятельности, школьный урок, самоуправление, профориентация. Однако каждая школа может использовать и другие вариативные модули, «приземляя» программу под себя и адаптируя ее под свой учебный процесс.

В самом Техлицее, например, есть кадетское образование, существует общешкольная организация. Широко представлен модуль профориентации - взаимодействие с вузами, в частности с ИАТЭ, освоение новых профессий.

С 2009 года в школе при поддержке администрации города и ОМВД были открыты кадетские классы.  Помимо основных предметов лицеисты получают дополнительные знания по правовым дисциплинам, основам безопасного поведения, занимаются спортом, изучают медподготовку, огневую подготовку, и даже изучают бальные танцы.

Помимо прочего, после теоретической части, участникам семинара продемонстрировали и упомянутых роботов, а школьники рассказали и показали все этапы их создания. Кстати, многие из ребят в данный момент готовятся к финальному туру регионального робототехнического фестиваля «Роботы 21 века».

Кроме того, одним из популярных направлений в Техлицее являются шахматы. Юные спортсмены рассказали гостям об этом модуле и похвастались грамотами, медалями, книжками разрядников и даже показали некоторые приёмы, которыми пользуются на занятиях.

Главный же успех программы состоит в одной простой идее - совместной деятельности взрослых и детей.

Диана КОРШИКОВА

Поделиться