Неделя Обнинска
Может ли виртуальная реальность изменить всю систему образования в Обнинске?
Инновации
29.04.2021

В том году в Академии «Технолаб» запустилось новое направление - VR (виртуальная реальность). Дети занимаются в двух группах, каждый из ребят готовит свой проект - создает область виртуальной реальности, помещает в ней свои объекты и сцены.

Подробнее об этом направлении нам рассказал педагог данного курса Павел МАЦКЕВИЧ

 

VR-ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЯЮТСЯ В ОБРАЗОВАНИЕ

Как считает Павел Петрович, стремительное развитие технологий не могло не отразиться на образовательном процессе. И хотя технологии VR (виртуальной реальности) уже не являются чем-то новым, в образовании их стали применять относительно недавно.

- «Технолаб» впервые задумался об этом два года назад, и с приходом денежных средств от гранта было закуплено определенное количество шлемов виртуальной реальности Oculus, что являлось наиболее подходящим решением. Ведь данный шлем дает возможность проигрывать свои проекты не только на компьютере, но и на самом шлеме, что позволяет показывать проекты в любом месте, где это потребуется, - объясняет специалист.

По его словам, сегодня существует несколько причин распространения VR на сферу образования. Во-первых, это внедрение VR-технологий в ряде сфер: нефтегазовая промышленность, машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникации, реклама и многое другое. Виртуальная реальность уже давно перестала быть только игровой историей и активно приходит во все сферы деятельности человека.

- Рост объема инвестиций в VR - более 2,5 миллиардов долларов в год. Эта цифра постоянно растет с 2012 года и, судя по всему, не планирует существенно останавливать свой рост в ближайшее время. При этом, за последние несколько лет цены на современные VR-устройства, предназначенные для домашнего и профессионального использования, успели существенно снизиться, сделав их более доступными. Поэтому данную технологию вполне возможно использовать и в образовательной сфере, - считает педагог.

 

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

А теперь подробнее о том, чем конкретно дети занимаются на уроках виртуальной реальности.

- Для начала дети составляют проект, который позволяет им воплотить в жизнь абсолютно любую идею, начиная с симулятора, который погружает в определенную среду, как, например, на самый верхний этаж метеовышки и, заканчивая сложными играми с сюжетом и побочными заданиями, - говорит специалист.

В самом начале дети разбиваются на команды и на протяжении некоторого времени составляют дизайн-документ, в котором содержится вся информация о создаваемой игре, а также распределяются роли на этапах создания. После этого они осваивают игровой движок Unity и изучают язык программирования C# чтобы, разбившись на команды, реализовывать все свои наработки.

- Самым важным этапом в этой деятельности, разумеется, является самостоятельная работа, которая позволяет самому решить, как будет выглядеть продукт. В дальнейшем дети смогут создавать его самостоятельно, зная все этапы разработки, начиная с идеи, и заканчивая показом окончательного продукта. Важно понимать, что шлем виртуальной реальности - это лишь средство для воспроизведения своего проекта. Главное, чем занимаются дети - это учатся самостоятельному созданию, начиная с концепта и заканчивая полноценной игрой. Однако нельзя отрицать, что у виртуальной реальности есть свои уникальные преимущества перед другими платформами, - говорит Павел Мацкевич.

К числу таких преимуществ он относит «присутствие, а не наблюдение» - то есть ребенок не смотрит на изображение на экране, а непосредственно находится в виртуальном пространстве. Еще один плюс - эффект погружения: в VR задействовано больше сенсорных систем: повороты головы, наклоны, движение тела, жесты. Фокусировка - перекрытие реальных раздражителей из объективной действительности: ученик видит лишь то, что ему предлагает виртуальная среда.

- На данный момент мы используем последние наработки в сфере виртуальной реальности: симуляция физически активных рук, которые сжимаются и указывают на предметы, как в реальной жизни. Создания сложных, активных предметов, которые по-своему работают в среде виртуальной реальности, такие как: лук, пистолеты, скрытые карманы. Создание сложных 3D-моделей внутри проекта, - объясняет Павел Петрович.

Как он считает, данные наработки позволяют создавать невероятные проекты в сфере виртуальной реальности. Нужно лишь - поставить себе цель.


ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ?

VR - это не абстрактная информация, которую ребёнку надо запомнить, а полноценный визуальный опыт, на котором многим легче учиться. Например, с помощью VR можно изнутри посмотреть на строение организма человека, попутешествовать по различным городам и эпохам, создать 3D-рисунки, или даже посетить Луну и Марс!

 

КАК VR ИЗМЕНИТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В БУДУЩЕМ?

Виртуальная реальность может существенно дополнить традиционные методы и обеспечить более полное погружение в предмет изучения. Исследования показывают, что мы запоминаем только 20% от того, что мы слышим, 30% - от того, что видим, и до 90% - от того, что делаем сами или испытываем во время симуляции. Если во время традиционного урока учителю трудно удерживать внимание всех учеников, то во время виртуального тура дети полностью вовлечены и фокусируются на 100%, поэтому процесс обучения идет с максимальной эффективностью.

Виртуальная реальность ещё не стала частью нашей повседневности, но на уровне разработок уже проникла в сферы от медицины  до искусства,  и становится всё более доступна пользователю. Постепенно VR находит своё место и в сфере детского образования, значительно меняя сам процесс обучения. 

Поделиться