Неделя Обнинска
Потянет ли Обнинск содержание 100 новых автобусов?
Мнение
02.12.2021

-Тот факт, что Обнинск в следующем году приобретет более 100 новых автобусов для муниципального автопарка, можно ли считать началом конца для частных перевозчиков? - интересовались мы у спикеров этого материала, но никто из них не дал четкого ответа.

А ведь это очень интересно. Только представьте себе - Обнинск без маршруток, без зазывал на вокзале, без лихих гонок и нарушений ПДД? Класс! Или не класс?.. Давайте попробуем разобраться.

 

А ВСЕ ЛИ МЫ УЧЛИ?..

Напомним, в чем суть. Обнинск получил инфраструктурный кредит на модернизацию общественного транспорта, который предполагает приобретение более 100 новых автобусов для нужд наукограда. На прошлой неделе здесь провели выставку, на которой отечественные производители представили свой лучший транспорт, а обнинские специалисты должны были его изучить и сделать выбор в пользу наиболее подходящих для наших улиц автобусов. В общем, работа закипела.

На первый взгляд все выглядит очень здорово, но у некоторых есть подозрения, что власти города «забыли про книги». Знаете откуда эта фраза? Слушайте. В одном античном городе талантливый архитектор построил небывалой красоты огромную библиотеку: мраморные колонны, резные полочки. Но через несколько лет здание начало оседать, а позже и вовсе разрушилось. А все потому, что архитектор «забыл про книги». Он просто не учел их вес. Не подумал о том, что будет со зданием, когда его начнут эксплуатировать. Вот и сейчас, приобретая 100 новых автобусов, подумали ли власти о том, как транспорт будет эксплуатироваться в будущем, сколько будет стоить его содержание лет через пять, когда автобусы будут уже изношенными?..

Как доложила на планерке начальник управления потребрынка, транспорта и связи Анна ЕРЕМИНА, уже стартовал набор водителей - их требуется порядка 200 человек. Если опыта у соискателей недостаточно - их бесплатно обучат. Автослесари также пройдут переподготовку на заводах-изготовителях автобусов. Что касается зарплаты, то, как рассказала нам Анна Валерьевна, она будет достойная - 50-55 тысяч на руки. В этом плане за водителей можно будет только порадоваться, но потянет ли все это дело городской бюджет? Будет ли на автобусах ездить такое количество пассажиров, которое покроет расходы на заработную плату сотен новых сотрудников, содержание и техобслуживание?  

 

«ПОРА ЗАВЯЗЫВАТЬ С ЦЫГАНЩИНОЙ!»

Новый руководитель ПАТП Леонид ТЮЛЕНЕВ заявил, что сейчас на предприятии ведется подготовительная работа. Основная задача для перевозчика - сделать так, чтобы пассажирам было ездить комфортно и безопасно. На это и брошены все силы.

А не проще было вместо новых автобусов закупить больше  маршруток?..

О судьбе частных перевозчиков в мэрии говорят неохотно - да кому вообще какое дело до нескольких ИП, когда сверху такой транспортный карт-бланш прилетел?

А вот депутат Юрий ФРАЙ по поводу частников особо не переживает и заявляется, что с этой «цыганщиной» давно уже надо было кончать.

-  На дворе 21 век, но маршрутки возвращают нас на десятилетия назад, когда существовала беспорядочная уличная торговля и киоски, а это, как правило - некачественный товар, нередко плохое обслуживание, отсутствие контроля и комфорта для покупателей. Так же и здесь. Как временная мера, когда был кризис, плохая экономика, маршрутки спасали ситуацию, но в современном городе транспортная потребность жителей должна реализовываться с помощью цивилизованных решений. Нигде в Европе нет маршруток - только автобусы, и это правильно, - считает народный избранник.

Его коллега, депутат Александр СИЛУЯНОВ придерживается иного мнения. По его словам, благодаря новым российским автобусам, ПАТП станет еще более дотационным.

- Предполагается на следующий год выделить на содержание около 82 миллионов рублей. Это пока они новые, а что лет через 5 будет? А где на 100 автобусов взять водителей с особой категорией? А главное - зачем? Все и так работает без затрат из бюджета. Лучшее враг хорошего! Ведь до этого маршрутки справлялись, пока их не зажали - сделали неудобное расписание и условия неудобные, сократили число автотранспорта. Тогда и начались массовые недовольства.

По словам парламентария, вместо эволюции нам сейчас предлагают революцию.

- Мне во всей этой истории непонятно главное - цель. Говоря о транспортном обеспечении населения, весь обнинский автопарк можно было бы обновить за счет частников без бюджетных трат. И ведь это уже было. Просто под честное слово Александра Авдеева в 2015 году все закупили новые низкопольные иномарки вместо старых газелей, - напоминает Силуянов о светлых временах общественного транспорта.

 

 ЗА И ПРОТИВ

Действительно, тогда мозолящие глаза желтые, раздолбанные «Газели» канули в небытие, а на смену им пришли современные белые микроавтобусы. И это казалось самым оптимальным вариантом как в плане удобства, так и в плане скорости передвижения.

Экс-губернатор Олег САВЧЕНКО, руководящий областью с марта по декабрь 1996 года, считает, что автобус выигрывает у маршруток, но исключительно при большом пассажиропотоке, как в мегаполисах. А вот в небольшом городе массивный транспорт, увы, проигрывает сразу по ряду причин.

- Главное преимущество маршрутки - короткое время ожидания на остановке. Я часто пользуюсь маршрутами №№2 и 3 и знаю, что мое время ожидания почти никогда не превышает 5 минут. При этом практически всегда есть свободные места. Предположим, средняя маршрутка везет 15 человек, а загрузка самого маленького автобуса из тех, что были представлены, 55 человек. Разница в 4 раз. Что это означает? Это означает, что автобус будет ходить в четыре раза реже. Но автобус не может ездить так резво, как маршрутка - он медленней паркуется и медленней разгоняется, и больше времени тратит на вход и выход пассажиров, - рассуждает Олег Витальевич.

Представить этого медленно ползущего монстра можно легко - в памяти обнинцев все еще живы воспоминания об Икарусах с «гармошкой», курсировавших по городу в 90-х.

- В автобусе большинство пассажиров будут стоять, тогда как в маршрутке все сидят. Или вы собираетесь запустить столько же автобусов, сколько сейчас маршруток. Тогда они будут ходить почти пустыми, и в чем смысл? Какова тогда будет экономика муниципального транспорта? - говорит Савченко.

Пример из личного опыта привела и Татьяна КОТЛЯР, которая часто ездит в Калугу и на себе испытывает все прелести городского крупногабаритного транспорта.

- Троллейбус № 1 «Вокзал - Старый Торг». Раньше еще бегали маршрутки № 1. Сейчас маршрутки выгнали, что и в нашем городе хотят сделать, и многие здесь это поддерживают, видимо, ездят на машине. Короче, после совещания на остановке «Площадь Старый Торг» мне приходится по 30-40 минут ждать троллейбус № 1. И опаздывать на электричку, - рассказывает Татьяна Михайловна.

А вот депутат Анатолий ШАТУХИН пока взял таймаут - он присматривается и изучает обстановку. Окончательного мнения по поводу дорогостоящего подарка в виде 100 автобусов он не сформировал, но в одном уверен точно - если что-то дают, надо брать.

- Если государство дает деньги в долг, то это хорошо, потому что его когда-нибудь нам простят, - шутит народный избранник.

А вот по поводу нынешнего состояния ПАТП - тут уж не до веселья.

- В 90-х территорию ПАТП распродали, раздербанили. Ремонтная база и парковочные площади сократились. Заправочных комплексов практически не осталось. Все это нужно реконструировать, - говорит Шатухин.

Но опять же - во сколько это дело встанет пока непонятно. Новый руководитель предприятия в комментариях не слишком щедр и ограничивается лишь тем, что пока что ведутся подготовительные работы к реорганизации. 

 

В ГОРОДЕ СОЗДАДУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ

Кстати, на этой неделе состоялось еще одно интересное совещание, в рамках которого было заявлено, что в Обнинске собираются создавать интеллектуальную транспортную систему.

ИТС - это система, в которой используются инновационные разработки в моделировании и регулировании транспортных потоков, обеспечивая большую безопасность. В рамках встречи специалисты оценили текущее состояние и основные проблемы, связанные с транспортом, и обсудили цифровые тенденции для создания ИТС.

- В приоритете для Обнинска стоит качественное повышение уровня безопасности и эффективности транспортного процесса. Как известно, город уже сделал первые шаги в направлении модернизации системы общественного транспорта как основного элемента городской ИТС, - отметила мэр города Татьяна ЛЕОНОВА.

Здорово, конечно, что власти с таким рвением и упорством взялись за модернизацию общественного транспорта. Но стоит ли так заморачиваться, вкладываться финансово и морально там, где можно было бы обойтись малой кровью - за счет бизнеса, как это когда-то сделал Авдеев, призвавший перевозчиков обновить машины? Обнинск не такой уж и большой город, чтобы столь кардинально менять транспортную систему. Безусловно, муниципальный контроль в этой сфере быть должен, но нужно ли для этого проводить революцию, как выразился Александр Силянов.

Как считает Олег Савченко, все существующие проблемы с транспортом - не технического, а организационного характера и должны решаться не заменой машин, а усилением менеджмента.

- В контракте между администрацией и компанией на право обслуживания конкретного городского маршрута должны четко прописываться все условия, в том числе обслуживания маршрута в позднее время. Обслуживающая компания должна вносить определенную сумму в гарантийный фонд, из которого могут списываться штрафы при неполном выполнении условий договора, - говорит Олег Николаевич. - Короче, вместо того чтобы тратить огромные деньги на закупку 100 новых автобусов, следует усилить службу контроля общественного транспорта в городе и тщательно готовить тендеры на продажу прав обслуживания городских маршрутов. Впрочем, кто-то задался целью облегчить сбыт для производителей автобусов с помощью навязывания муниципалам целевых кредитов и Обнинск стал первым - ведь мы «город первых»...

                                                                                                          Диана КОРШИКОВА

Поделиться