Неделя Обнинска
Своих не бросаем? Семья из Жукова, убегая из Одессы, застряла в Молдове
Ситуация
17.03.2022

С Максом (имена героев изменены) мы познакомились в 2011 году. Он был амбициозным карьеристом, всегда умел аргументированно отстаивать свою точку зрения. И вот если бы кто-нибудь тогда мне сказал, что этот пробивной парень в будущем со своей семьей окажется в ловушке в чужом государстве и не сможет допроситься помощи в возвращении домой у МИДа и посольства, я бы не поверила...

В 2014 Макс женился на Нине – девушке из Украины, которая однажды приехала в Россию в гости к родне, но встретила Максима и влюбилась.

Жена занималась творческой работой, а Макс - вопросами менеджмента в семейном бизнесе.  Ну и как любой творческой паре, однажды ребятам захотелось пожить у моря, поэтому решено было ехать на родину Нины – в Одессу. К тому времени у них появился сын. Собственно, последние годы семейство так и путешествовало: то жили в Жукове среди зеленых лесов, то на берегу у моря. Каждая из этих поездок проходила спонтанно. Однажды им так резко и срочно захотелось на пляж, что они просто… вызвали жуковское такси до Одессы! Погрузили ребенка и собаку, и рванули! Это вообще отдельная история.

Макс – гражданин России, Нина – гражданка Украины. Сын – гражданин России. В конце января у пары родился второй ребенок. В это время они, как и обычной зимой, находились в Одессе.

- Мы обратились в Российское консульство на получение свидетельства о рождении, но нам отказали, так как ребенок родился на территории Украины и у жены украинское гражданство, — рассказывает Макс.

Ничего не оставалось кроме как получить украинское свидетельство о рождении для девочки. Но и здесь возникли проблемы.

- Мы подали документы, но у нас запросили перевод паспорта и свидетельства о браке, который был заключен в России. Свидетельство отдали на перевод и как раз в это время началась спецоперация на Украине… В день, когда мы должны были забрать перевод, наш нотариус просто сбежал со всеми документами! В итоге, у нас осталась только копия свидетельства о браке. У младенца – лишь справка из роддома.

Пара осталась без документов и с младенцем на руках. В начале марта ребята приняли решение бежать в соседнюю Молдову.

- В Одессе оставили вещи, рабочий компьютер, собаку, кота и новую машину, с которой я уже мысленно попрощался. По факту мы уехали с коляской для малышки и с одной сумкой вещей, в основном детских. Мы приехали в никуда. Волонтеры, с которыми мы общались до отъезда, смогли найти нам жилье по стоимости 500$ залог и 200$-300$ в месяц оплата. Другого варианта не было, как и выхода... Центры размещения все переполнены, да и с полуторамесячным ребенком не очень хороший вариант. Уже когда пересекли границу и ждали какой-нибудь автобус, к нам подошел мужчина (волонтер, у него несколько машин возили людей) и предложил довезти до Кишинева. Сначала жена уехала с малышкой, через полчаса я с сыном на следующей машине. Он оставил нас на ночь у своей сестры в деревне, на следующий день местные жители нашли нам дом в соседнем поселке. Снабдили необходимым провиантом, плату за дом брать отказались — даже за коммуналку не хотят брать и вообще не хотят слышать про деньги. Мы безумно благодарны этим людям.

Первым делом Макс обратился в консульство, подробно описал ситуацию, попросил помочь с восстановлением документов и гражданством для малышки. Ответ был просто потрясающий: «Согласно Административному регламенту ЗАГС РФ, в консульское загранучреждение за получением свидетельства о рождении ребенка могут обратиться родители новорожденного только в том случае, если они оба являются гражданами Российской Федерации. В Вашем случае, возможно, было бы целесообразно обратиться за оформлением свидетельства о рождении дочери в органы ЗАГС Республики Молдова, по месту Вашего фактического нахождения».

То есть, российская сторона предложила своему гражданину расхлебывать проблемы самостоятельно и, где бы он ни был, обращаться по месту фактического нахождения.

- Разговаривал по телефону и с МИДом. Они предложили мне самому купить билет на автобус, доехать до соседней страны, купить билет на самолет до Турции, а оттуда в РФ. О том, что у меня двое детей: один без документов, второй гражданин РФ, я им сказал… Но, видимо, и МИДу, и консульству, абсолютно все равно, где мы живем и все ли есть у наших детей, даже не спросили, нужна ли какая-то помощь. Вот вам и «своих не бросаем», — грустно констатирует Макс.

Без документов и с двумя детьми на руках добираться путем, предложенным в Министерстве иностранных дел – крайне небезопасный квест. К тому же, финансовые запасы тоже источаются.

- Партнер по работе подарил нам 500$. Повезло, что у жены есть украинская карта, первые два дня с карты «Тинькоффа» мы еще могли снять деньги, но потом грянули санкции. С каждый днем ситуация становится все сложнее, и мы просто не знаем, что делать и к кому еще обращаться за помощью, — говорит россиянин.

Пока же семейство спасается работой: интернет в деревне не быстрый, но все равно удается оставаться на связи с клиентами. В остальном, ребята все еще надеются на скорый и по возможности благополучный исход всей этой ситуации. В идеале было бы – вернуться в Одессу, забрать машину, кота и собаку и ехать в Россию. Но пока просвета никакого нет…

От автора: Макс не признается, но я чувствую, что он разочарован и обижен. Такого равнодушия со стороны своего родного государства он, конечно, не ожидал. Он еще попытается написать в администрацию губернатора и в комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, но особо уже ни на что не рассчитывает. Личные фото и фамилию Максим просил не афишировать – вдруг по возвращении на Украину это лишь усугубит ситуацию. А я вспомнила другой случай: когда началась пандемия, губернатор Владислав ШАПША лично распорядился вернуть «застрявших» на заграничных курортах калужан. Военная спецоперация – явно не курорт, и люди, «застрявшие» в ТАКИХ условиях, нуждаются в помощи не меньше. Если что – контакты Максима есть в редакции. Ну так как - #своихнебросаем?

Журналист

Диана Коршикова

Поделиться