Неделя Обнинска
Восьмерки нет! Но вы держитесь!
Задержка рейса
07.04.2022

Начну с того, что транспортная ситуация в городе местами напоминает мне полный абсурд и хаос. Попробуйте уследить за логикой, хотя уверяю вас, сделать это будет очень сложно.

Итак.

Нашу редакцию буквально завалили одним и тем же вопросом о маршруте № 8, ежедневно раздавалось по несколько звонков.

Звонили дачники, пенсионеры и интересовались у нас, у журналистов, как им в этом сезоне добираться до своих дач на Кончаловке?

Затем звонили возмущенные работники, которые ездят на Киевку, и требовали от нас, от журналистов, немедленно им вернуть маршрут №8 , потому как они с утра пораньше на своих перекладных с горем пополам добираются до работы.

И такая дребедень - целый день.

Мы сначала вежливо и терпеливо отвечали всем, что, мол, вы, друзья, не по адресу, позвоните в ПАТП и спросите у них. И вроде логично, же. Правда?

Но каждый звонивший, повторюсь - каждый - давал нам точную в деталях историческую справку о маршруте №8. Изначально этот маршрут был муниципальным, но ПАТП пару лет назад просто взял и ушел с него в связи с нерентабельностью. Вместо муниципалов администрация города поставила наглых частников, которые сегодня ездят, как бог на душу положит: останавливаются где хотят, когда ходят, не придерживаются расписания, в салонах грязно, душно и народу всегда битком. И да, если на остановке «Дом Для Дома» вы туда сможете протолкнуться, то на «Павлине» у вас шансов нет. Адью!

- Дорогие читатели! Ну, что вы такое несете? Вы просто не разобрались с текущим положением дел. Транспортной проблемы в городе, которую вы так страшно обрисовываете, нет. Смотрите. С сентября прошлого года мы неоднократно рассказывали, а потом еще и напоминали о том, что калужские власти - большие молодцы. Почему молодцы? Потому что в числе первых подали заявку на так называемые федеральные инфраструктурные кредиты. И почти сразу получили одобрение. Всего Калужской области одобрили кредитов на сумму 2,8 млрд рублей, из которых 1,186 млрд рублей выпали непосредственно Обнинску. Городу выделили на закупку 100 автобусов, купить городские власти решили 112, сегодня по факту прибыло 46 единиц, чуть позже подъедет еще 20, итого 66. (прим автора: запомните эту цифру, она вам пригодится в конце). Так что не надо паники!

-Вот, вот! Поэтому вам и звоним, вы же тут пишете, что все у нас замечательно, маршрутки ездят как часы, мэр торжественно режет красные ленточки на новеньких блестящих автобусах, а на деле, дорогая редакция, обстоит все, увы, совсем иначе.

Приступ сюрреализма. Так. Стоп. Давайте разбираться по порядку. И начнем с восьмерки.

Анна ЕРЕМИНА, начальник управления городского хозяйства Обнинска:

- Да, действительно, ПАТП ушел с маршрута № 8. На этом направлении курсируют автобусы, которые принадлежат предпринимателю Авакимову, «ВАС Авто». У него несколько маршрутов, включая этот. Будем проводить проверки и штрафовать перевозчика за недобросовестное исполнение контракта. Но штраф в тысячу рублей вряд ли напугает. Контракт с Авакимовым истекает 1 сентября, он краткосрочный. Будем искать замену. Мы объявляем следующий конкурс, но из тех, кто есть сейчас есть на рынке, никто не способен закрыть этот маршрут. Мы заложники ситуации. Нам постоянно звонят и жалуются пассажиры - матерят и оскорбляют сотрудников управления, считают, что это они виноваты, что маршрутки не ездят!


Мэра Леонову в автобусе редко увидишь, и то только в рамках пресс- тура. Все больше для рекламы и постановочно.

УПС! А кто виноват? А почему себя так ведет перевозчик? А почему больше никто, кроме него, не способен закрыть маршрут, не интересовались? Нет? Понимаете, да, администрация, которая должна контролировать качество перевозок, просто разводит руками: а что мы можем?

Вывод такой, дорогие читатели, «восьмерки» нам не видать, как своих ушей, во всяком случае до сентября, это точно. Так что вы там, это, держитесь! И еще молитесь на бедолагу предпринимателя Авакимова и «ВАС Авто». Так как это он, родненький, вместо нашего ПАТПа, взвалил на свои хрупкие плечи решение серьезной городской проблемы. Почему? Сейчас объясню.

Основная проблема, связанная с перевозками в Обнинске - экономическая обоснованность услуг. По факту сегодняшний тариф не позволяет подрядчикам выполнять в полном объеме все предъявляемые требования, в том числе и по соблюдению расписания и выдерживанию интервала движения. При этом еще как-то надо выходить на рентабельность и окупаемость. Да, и добавьте сюда регулярное повышение ГСМ.

Так вот, если тариф не позволяет обеспечить перевозки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию пассажирских перевозок, то логично предположить, что его нужно срочно пересмотреть. Ведь иначе выходит, что частники идут на сознательное нарушение требований, а городские власти попросту закрывают на все нарушения глаза и выбирают страусиную политику!

Оно и понятно, очередное повышение тарифа вызвало бы недовольство у горожан, но и в этом случае можно найти выход из ситуации. Например, субсидировать частникам часть расходов, чтобы не поднимать стоимость проезда для жителей, как это делается во многих городах России.

Однако таких планов у нашей администрации города нет. Складывается впечатление, что городские власти живут голубой мечтой: как только они завершат намеченную транспортную реформу (об этом мы поговорим далее - прим. автора) все наладится, а до того можно особо не чесаться. Меж тем проблемы у горожан есть ПРЯМО СЕЙЧАС.

В поисках решения вопроса мы обратились к непосредственным исполнителям -советнику главы города по вопросам транспорта Дмитрию ЗАЕМСКОМУ, к директору МП ПАТП Леониду ТЮЛЕНЕВУ. Разговор получился местами неровный, но очень информативный.

А ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ. И по порядку.

 

КАК ЖЕ 112 АВТОБУСОВ ПРЕВРАТИЛИСЬ В 66

Дмитрий ЗАЕМСКИЙ, нештатный сотрудник администрации, который прибыл с важной миссией в наш маленький провинциальный городок аж из самой Москвы- златоглавой, где до этого работал в дочерней структуре РЖД. Он же советник главы администрации Обнинска. Он же хороший приятель Татьяны Леоновой, знакомый с ней много лет. Он же, по счастливому стечению обстоятельств, заместитель директора по финансовым вопросам в муниципальном предприятии ПАТП. Он же - совсем не родственник мэра, как он сам уточнил.

- Да, изначально планировали купить 112 автобусов (100 за счет средств инфраструктурного кредита плюс финансирование из других источников - прим. автора). Такое число достаточно, чтобы «закрыть» все значимые маршруты, в том числе и социальные, которые сегодня экономически невыгодны частникам (а это наш с вами любимый маршрут №8 - прим. автора).

Сегодня есть 46 автобусов, это то, что успели законтрактовать из числа уже фактически собранной техники. Почему так? Потому что деньги есть, а автобусов просто нет. Российские заводы по производству техники сегодня встали: не хватает комплектующих для выпуска новых единиц транспорта.

Всего на эти 46 автобусов из выданного кредита ушло около 642 млн рублей. Оставшихся средств хватит еще на 20 автобусов. Их бы тоже уже приобрели, но пока никто не предлагает. Такие гиганты отечественного автопрома, как ЛИАЗ и ПАЗ даже не стали принимать участия в торгах, объявленных Обнинском! (и тут, как вы видите, администрация сидит, ручки сложив, и ждет у моря погоды - прим. автора).

Есть и вторая проблема: ситуацию ухудшает санкционная война России с коллективным Западом, из-за которой отечественные производители автобусов лишились доступа к импортным комплектующим. Это обстоятельство, помноженное на падение курса рубля и разрыв логистических цепочек, полностью дестабилизировали цены на рынке. И совершенно очевидно, что в 2022-м году купить автобусы по той же цене, что осенью 2021-го, уже не удастся.

 

АВТОБУСЫ ЕСТЬ, НО ИХ КАК БЫ НЕТ

Дальше еще интереснее! Готовы? Точно?

Прямо сейчас закупленные автобусы в Обнинск не прибыли. Даже если бы их доставили - они не смогли бы выйти на маршруты и перевозить горожан, потому что 36 новеньких автобусов (18 МАЗов и 18 НЕФАЗов) работают на газу, а в Обнинске... нет газовой заправки!

Построить такую собираются только в следующем году, ну это в лучшем случае. Причем и тут Обнинск напрямую зависит от инвестиционной программы «Газпрома». А в этот период будут функционировать передвижные заправки. Очень надеемся.

Так что в ближайшем будущем в лучшем случае, по городу будут кататься только новеньких 10 СИМАЗов. Их планируют ввести в строй в первую очередь, просто потому что есть возможность заправить дизельным топливом.

Идем дальше. Новые автобусы - новые проблемы. Здесь речь идет о наборе дополнительного персонала и не только о водителей, но и тех, кто обслуживает автобус перед выходом на линию, кондукторах и т.д. По словам директора ПАТП Леонида Тюленева, на один автобус в среднем требуется «два с половиной человека». Таким образом, только на те 46 автобусов, что сегодня законтрактованы под средства инфраструктурного кредита, потребуется увеличить штат предприятия минимум на 115-120 человек. А с теми 20 автобусами, что планируются закупить в этом году, все 150. Средняя зарплата сотрудников (то, что получают на руки, не считаю НДС и выплат в социальные фонды - прим. автора) порядка 50 тыс. рублей.

Также потребуются немалые расходы на модернизацию материально-технической базы ПАТП, чтобы обслуживать резко увеличившийся автопарк. Дополнительные средства - за рамками инфраструктурного кредита - город просит у правительства Калужской области. Речь здесь идет о 250 млн рублей. Положительного решения, правда, пока нет -только устные договоренности.

Потянет ли все это ПАТП, который и без того у нас на ладан дышит?

В сегодняшнем своем плачевном состоянии ПАТП с горем пополам тянет лишь малую часть городских маршрутов. А основные обязанности по обеспечению населения пассажирскими перевозками на нерентабельных убыточных направлениях выполняют затюканные со всех сторон частные перевозчики, в то время как администрация города Обнинска во главе с мэром только руками разводит и вздыхает. Городская власть не то что полностью открестилась от контроля качества услуги - графика движения, состояния транспортных средств, даже отношение водителей и кондукторов к пассажирам, она попросту «забила» на все это. Потому что в случае некачественного предоставления услуг их оплата должна быть немедленно прекращена или пересмотрена. Так что, уважаемые пассажиры, не ждите в ближайшее время на остановках «восьмерки», да и новеньких автобусов тоже. Но вы там, это, держитесь! Приятной вам поездки, на случай если до вас вдруг кто-нибудь доедет! Да, и не забудьте только вовремя оплатить проезд!

 Главный редактор Елена ЗУЕВА

Поделиться