Неделя Обнинска
Рубим хвост кошки по кусочкам, или как Татьяна Леонова с ценами боролась
Тарифная политика
19.05.2022

Что делает человек, случайно схватив колючий-колючий кактус? Говорит «ай!», ставит вредное растение на место и трясет рукой. Но если Татьяна ЛЕОНОВА, глава администрации Обнинска, вдруг схватится за кактус, то, видимо, действовать будет совсем по иному сценарию. Схватится – поставит — снова схватится — опять поставит — опять схватится… и так, пока либо все колючки ладошкой не соберет, сделав кактус лысым и безопасным, либо пока рука не привыкнет. История с тем, как власти Обнинска делали вид, что они НЕ повышают стоимость тарифа на проезд в общественном транспорте, со стороны выглядит примерно как история с кактусом.

Повышение тарифов – вещь привычная и неизбежная, как смена времен года. Но если к какому-то регулярному повышению мы привыкли (квартплата, например), то рост тарифов на проезд всегда вызывает болезненную реакцию. При этом, казалось бы, повышение всякий раз незначительное – 2-3 рубля, но население всегда обращает внимание и бузит. Возможно дело даже не в дополнительной нагрузке на кошелек, а в том, что подсознательно люди воспринимают повышение стоимости проезда как некую попытку ограничить их свободу перемещения.

Так или иначе, но повышение проезда в автобусах всегда вызывало жаркие дискуссии в обществе, и власть шла на такой шаг крайне неохотно.

До текущего года последнее повышение случилось еще до начала пандемии, в 2019-м. Власти пошли на это после моратория на повышение, длившегося несколько лет. А основанием для повышения стала доказанная экономическая целесообразность: частники доказали фактическое увеличение стоимости ГСМ на 15-20%. Стоимость проезда тогда составила 22 рубля.

После этого тарифы на пассажирские перевозки не трогали несколько лет. Снова об их повышении в администрации заговорили в 2021-м, а к обсуждению, собственно, цены вопроса перешли уже в 2022-м. К весне текущего года дискуссия о повышении стоимости проезда в автобусах перекочевала и в общественную плоскость. Начались публичные обсуждения, круглые столы, открытые совещания. Горожане, естественно, выступали против, напирая на тяжелые времена и общее ухудшение благосостояния (оно и понятно – два года пандемии и спецоперация!). Частные извозчики требовали поддержки бизнеса, заявляя о нерентабельности своей работы при текущих тарифах. Ну а администрация пыталась усидеть на двух стульях, признавая с одной стороны недостаточность тарифа для покрытия всех расходов перевозчиков, а с другой – необходимость смягчить повышение нагрузки на семейные бюджеты жителей Обнинска.

В итоге было принято «соломоново» (как посчитали в окружении Татьяны Николаевны) решение: а давайте повысим проезд только для частников, а муниципальный транспорт (автобусы ПАТП) трогать не будем. Так частники замолчат, а у людей сложится впечатление, что бессовестные барыги, пользуясь моментом, задрали цены, в то время как добрая муниципальная власть, заботясь о населении, этого делать не стала!

Как результат: с 15 марта проезд в частных маршрутках увеличился до 25 рублей, а в муниципальных автобусах остался на том же уровне. Информация об этом была широко распространена через медиа. И – важный момент! - особый упор делался на тот факт, что отстояла повышение проезда в муниципальных автобусах лично Татьяна Леонова.

«Стоимость проезда с 15 марта вырастет на три рубля и составит 25 рублей, как и в областной столице. Как отметила Анна Еремина… глава администрации Обнинска Татьяна Леонова настоятельно рекомендовала не повышать цены на проезд в автобусах Обнинского пассажирского автотранспортного предприятия».

Из публикаций в СМИ от 9 марта 2022 г.

В то же время наши инсайдеры в администрации рассказывают: Леонову убеждали не делать так. Все экономические расчеты показывали – ПАТП будет наращивать убытки при сохранении действующего тарифа, поэтому через какое-то время стоимость проезда все равно придется пересматривать. А если уж мы принимаем непопулярное решение, то давайте сделаем это один раз и сразу, чтобы не злить людей и не растягивать недовольство по времени. И тем более следует учитывать, что недовольства много будет именно после раскручивания везде образа главы как благодетельницы, не допустившей роста цен!

Но слушать как всегда никого не стала – сделала как сделала.

А спустя неполных два месяца стоимость проезда в ПАТП все равно подняли.До тех же 25 рублей.

Только на сей раз не было никакой общественных дискуссий, не было круглых столов и открытых совещаний. Более того! Не было даже надлежащего информирования людей!Просто в один прекрасный день, 15 мая, люди заходя в автобусы оказались перед фактом – стоимость проезда повысилась.

Естественно об этом начали писать в социальных сетях и электронных медиа, и только после этого, уже ближе к обеду, муниципалитет соизволил официально подтвердить – стоимость проезда в муниципальном транспорте повышается. Дошло до смешного: в официальном телеграм-канале наукограда «Город Обнинск» объявление о повышении появилось только через несколько минут после того, как уведомление было размещено в ТГ-канале Евгения СЕРКИНА («ES!-канал», если еще не подписаны – настоятельно рекомендуем, ссылка: t.me/Evgeniy_Serkin). В свое оправдание городские чиновники потом будут говорить, что информирование заранее было и ссылаться на некую группу «ТОК» с двумя сотнями подписчиков, где информацию действительно разместили еще 13 марта… и где ее благополучно никто, включая вездесущих журналистов, не увидел.

В общем очень заботливо. Ранним утром, вероломно, без объявления войны… ой, простите, без предупреждения...

Но это еще не все.

Как и в марте, городские власти снова озадачились тем, чтобы выжать хоть какой-то пиар из откровенно негативного информационного повода. Распространяя, получается уже задним числом информацию о повышении, они теперь делают акцент – стоимость проезда повысилась, но если пользоваться транспортными картами, то тариф будет прежним – 22 рубля.К сожалению, нет никакой уверенности в том, что этот всплеск заботы продержится дольше, чем предыдущий. Сейчас это выглядит больше не как реальная забота о населении (мы уже поняли, что с социальной политикой Татьяна Леонова не дружит – увидели это по отношению к питанию для школьников, по данной истории с «неповышением» проезда и по другим примерам), а как расчетливый ход. Таким образом администрация пытается увеличить число пользователей транспортными картами и минимизировать наличный оборот при осуществлении перевозок пассажиров муниципальным транспортом.Как только основной объем расчетов приобретет безналичную форму – проезд повысят в очередной раз — теперь и для обладателей транспортных карт. Ну, а почему нет? В логику действий городских властей это вполне укладывается.Если уж начали рубить хвост кошки по частям, то будем этим заниматься.

Тем более, что как раз созреет новый повод для пересмотра тарифной политики – переход на брутто-контракты (когда перевозчик не получает деньги напрямую от пассажира, а финансируется непосредственно из бюджета, в который идет плата за проезд).

 

На самом деле, если бы городские власти реально были заинтересованы в том, чтобы максимально смягчить последствия повышения тарифов для населения, они могли бы найти способы сдержать рост цен. Если не для всех, то по крайней мере для отдельных категорий населения.Например, предусмотреть субсидию, компенсирующую часть расходов на перевозки населения, или расширить категории льготников, пользующихся социальными проездными, включив туда семьи пассажиров с небольшими доходами, но… зачем? И так сойдет.

Поделиться