журнал
Правда, в них пока нет валидаторов, и непонятно, как отслеживать транспорт на карте.
Краткий экскурс в историю: в прошлом году Обнинск, кстати, один из первых в России городов, получил инфраструктурный кредит на модернизацию муниципального транспорта, за который будет расплачиваться региональный бюджет. Условия кредитования довольно щадящие — 15 лет под меньше чем 3% годовых. Сумма, выданная Обнинску на реализацию проекта — 1 миллиард 170 миллионов рублей.
Изначально планировали закупить сотню новых автобусов и устроить то ли транспортную эволюцию, то ли революцию, но грянул 2022, и смету по понятным причинам пришлось пересмотреть.
СТОЯТ, КРАСУЮТСЯ
Из плохих новостей – денег на покупку запланированного количества автобусов не хватит. Максимум 70 штук смогут приобрести за счет кредита. Однако власти Обнинска собираются запросить помощь у области и докупить необходимые 30 транспортных средств, но уже при финансовой поддержке региональной казны. Во всяком случае, такие сегодня амбициозные планы. Если нет, что ж, 70 автобусов у нас все равно будут.
Теперь про автобусы. Принципиальная позиция администрации – абсолютное их большинство должно быть на газомоторном топливе в силу большей экологичности. Поэтому выбор сильно сузился до нескольких производителей – «СиМАЗ», «КамАЗ», «НефАЗ». Автобусы этих марок и решено было закупить. Все они разной вместимости, и какие на какой маршрут отправятся – пока неизвестно.
На этой неделе в Обнинск приехала очередная партия «КамАЗов», вместимостью до 30 сидячих мест. Всего на данный момент в ПАТП стоят и ждут своего часа 36 новых, белых и красивых автобуса. К концу года ожидают еще две партии – в июне и ноябре. Так что ждем еще 30 штук.
Почему не курсируют, задаст справедливый вопрос читатель.
Отвечаем: заправлять нечем. Да, вот так вот. То есть автобусы у нас есть, но топлива для них нет. Почему нет? И тут все просто. Потому что в Обнинске нет ни одной газовой заправки. Ближайшая – в Калуге. Поэтому временно, пока не будет построена стационарная заправка, автобусы будут «кормить» на переносной. По информации руководителя МП «ПАТП» Леонида ТЮЛЕНЕВА, в ближайшее время цистерна с газом прибудет в наукоград.
- На данный момент готовится документация для строительства стационарной газовой заправки, — добавила мэр Обнинска Татьяна ЛЕОНОВА.
Первые автобусы, как клятвенно пообещала глава администрации, выйдут на улицы Обнинска ко Дню города и курсировать, вероятнее всего, будут по двум маршрутам: 2 и 3.
- Полный штат водителей уже набран, они все прошли обучение и повышение квалификации, в ближайшее время на учебу отправятся механики, — сказал Тюленев.
Что касается технического обслуживания транспорта, возможных поломок и прочих сложностей, то как уверил подрядчик, генеральный директор компании «Бастион» Роман Кумачев, проблем быть не должно.
- Мы полностью ушли на импортозамещение, все запчасти в автобусе – отечественные, так что проблем с поставками или заменой, а также ремонтом не будет, — заявил Кумачев.
ВСЕГДА ЕСТЬ «НО»
Чем круты новые автобусы и почему на дорогах Обнинска они нужны еще вчера?
Во-первых, они низкопольные, что делает их комфортными для маломобильных граждан и мам с колясками. Кроме того, в автобусе есть даже специальная площадка, где можно с коляской разместиться. Во-вторых, все автобусы оснащены USB-зарядными устройствами для смартфонов. В-третьих, каждое транспортное средство оборудовано кнопкой экстренной остановки. И, в-четвертых, везде есть обогреватели. А теперь о минусах – автобусы пока не оснащены валидаторами, а у властей осталось всего два месяца, чтобы решить этот вопрос. Кроме того, непонятно как отслеживать автобус на карте. Есть отличное приложение «Яндекс. Транспорт», но Татьяна Леонова поделилась амбициозной идеей создания собственного приложения. И вот эти цифровые фишки будут не только про оплату и отслеживание, но также и про борьбу с безбилетниками. Как это будет воплощено и какой продукт ждать на выходе – пока непонятно.
- Нужно также продумать, как сделать сами маршруты удобнее. Возможно, это будут хабы, точки, где можно будет легко пересесть с одного автобуса на другой, но платить как за одну поездку – как это сделано в Москве. Ведь у нас есть основные места, к которым идут автобусы — вокзал, «Плаза». Какие-то маршруты могут быть короткими, внутри одного микрорайона, а какие-то — идти через весь город. Чтобы не вышло так, что где-то автобус переполнен, а где-то едет два человека, — продолжила Татьяна Леонова.
СПЕШКА ИЛИ СТРАТЕГИЯ?
Немаловажный вопрос про оплату проезда транспорта. Понятно, что обслуживание новых автобусов может выйти дороже, поэтому логично предположить, что в итоге пассажиры будут сами за это расплачиваться.
- Нет, увеличивать стоимость проезда в общественном транспорте мы не планируем, — подчеркнула Леонова. – А вот уменьшать количество маршруток – да. Сегодня в Обнинске работают порядка 400 маршрутных такси, думаю, снизим их число на сотню за счет увеличения муниципального транспорта. Также добавлю, что несмотря на наше стремление сделать город максимально экологичным, мы не планируем отказываться от дизельных автобусов. То есть те, которые сегодня ездят по городу, останутся. И в целях оптимизации мы планируем полностью отказаться от услуг кондукторов, а вот контролеры, которые будут проверять транспорт – останутся.
Но на самом деле при общем, казалось бы, позитиве невооруженным глазом видно, что идей у властей много, но реализация пока выходит очень сумбурной.
Нынешнее решение о запуске автобусов выглядит несколько поспешным. Стоило сначала разобраться с заправкой, провести анализ транспортной системы, продумать приложение, обеспечить достаточное количество валидаторов, в конце концов, и только потом анонсировать, что новые автобусы готовы выйти на улицы Обнинска и принять первых пассажиров.