журнал
Два стальных шарика... и куча тяжелых грузовиков.
Российский (советский) народ придумал множество пословиц, поговорок и анекдотов, изобилующих сермяжной мудростью. Слышали, например, историю о том, как французу, американцу и Татьяне ЛЕОНОВОЙ некие исследователи выдали по два стальных шарика, а затем заперли в абсолютно пустых комнатах? Через какое-то время исследователи открыли первую комнату - там скучающий американец коротает время, катая один шарик так, чтобы попадать во второй. Открывают вторую - там француз размалевался под мима и жонглирует. Открывают третью, а там сидит и грустит и лохматая Татьяна Леонова.
- Где ваши шарики?
- Один я сломала, а второй куда-то потерялся...
Вы прослушали краткий и вольный пересказ истории о том, как администрация Обнинска устанавливала весовой контроль на въезде в город.
Изначально замысел был абсолютно благой - защитить дороги от фур-тяжеловесов, способных раздолбить их за сезон-другой. Вернее, это даже не замысел, это насущная необходимость! О важности установления пунктов контроля еще осенью прошлого года заявлял тогдашний министр дорожного хозяйства Калужской области Михаил Голубев, выступая на пресс-конференции, посвященной участию региона в проекта БКД (федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).
Михаил ГОЛУБЕВ:
- За период с января по август 2021 г. пункты весового контроля выявили порядка 600 случаев превышения предельно допустимой нагрузки на ось. Нарушители получили штрафы на общую сумму свыше 100 миллионов рублей. Но целью пунктов является не сбор денег, а спасение дорог, ведь разрушить дорогу можно всего за неделю. Достаточно пустить по ней в весенние месяцы транспортный поток в тысячу автомобилей.
На тот момент во всей области работало всего два пункта весового контроля - на дороге Калуга-Медынь. Еще несколько функционировали в тестовом режиме, а до конца года в министерстве обещали ввести два дополнительных - в районе Обнинска, на подходах со стороны дороги Малоярославец-Боровск.
Задача по организации двух последних пунктов возлагалась на местные власти. Администрация Обнинска не подвела, и к назначенному времени отрапортовала, что пункты введены... после чего подверглась насмешкам и проклятьям со стороны автовладельцев. Дело в том, что почти сразу оказалось - весовой контроль получился очень условный.
Опытным путем выяснилось: если перемещаться через контролируемый участок очень плавно, медленно распределяя массу грузовика, то перевес не фиксируется! Причем первыми это смекнули водители тяжелых тонаров, перевозящих песок с карьера под городом, от которых дороги больше всего и страдают. Нам даже прислали памятку о том, как правильно «форсировать» препятствие в виде весового контроля на тяжелом «танке», так чтобы тебе за это ничего не было. Ею руководствуются многие водители тяжеловозов. Звучит примерно так:
- Система работает, когда авто груженое приезжает на скорости до 5 км /ч
- Сбавляем скорость до минимума.
- Выруливаем так, чтобы одна ось шла по колее, все - система не считывает.
Некоторые же водители останавливаясь перед пунктом контроля, просто закрывают номера, чтобы не быть опознанными. Да, система засечет, но ищи-свищи, кому там штраф выписывать!
Все эти манипуляции приводят к тому, что на въезде в город регулярно образуются пробки, в которых нарушаются правила дорожного движения, включая пересечение сплошной. Люди недовольны, ругаются, а дороги при этом крошатся и штрафы брать не с кого.
Ситуацию могла бы разрулить установка поста ГАИ рядом с пунктом весового контроля, но сотрудники автоинспекции делают вид, что их это не касается. Это же вопрос эксплуатации дорог - региональные власти и муниципалитет должны решать.
Сказать, что ситуация с обманом весового контроля возникла буквально вчера, и власти про нее не знают, не получится. Ограничение на движение тяжелых большегрузов (перемещение машин с нагрузкой больше 4 тонн на одну ось) в Обнинске введено с 26 апреля. А сами пункты начали работу и того раньше, еще в марте.
Таким образом, время изучить проблему, сделать выводы, подумать о новых решениях и даже всласть почесать в затылке было! Более того, решения уже должны быть, ведь тестовый период эксплуатации пунктов весового контроля истекает буквально через две недели.
Но пока никто не шевелится. При том, что совсем недавно Татьяна Леонова с апломбом заявляла о том, что она решила проблему, которая «длилась десятилетиями».
Татьяна ЛЕОНОВА:
- Проблема [разрушения дорог большегрузами] насчитывает десятилетия, а сегодня мы готовы ее решить. На въезде в город со стороны плотины, откуда преимущественно и следуют груженые песком фуры, уже установлен стационарный пункт весового контроля. Сейчас он работает в тестовом режиме, а с 26 июня перейдет на полноформатный регламент. Все нарушители, кто превышает разрешенную нагрузку на ось грузовика, будут автоматически штрафоваться на значительные суммы. Также в скором времени в режим стандартной работы перейдет пункт весового контроля недалеко от Вашутинского моста, он будет контролировать въезд в Обнинск со стороны Кривского...
На деле же вместо решения одной проблемы организация другой - создание пробок и массовое нарушение ПДД. И все потому, что водители большегрузов знают - систему контроля соорудили без должного внимания к деталям, дополнительных мер надзора за участком дорог нет, поэтому ограничения можно обходить.
Деньги при этом потратили. И деньги немалые.
По нашим данным, на закупку оборудования и его установку выделялось 83 млн. рублей.
А знаете, что самое интересное? Что новые проблемы были абсолютно предсказуемы. Более того, они были неизбежны, ведь с тем, как реагируют водители большегрузов на попытку контролировать массу их машин, уже сталкивались. Причем не в теории, а на практике.
В 2018 г. замначальника ГКУ КО «Калугадорзаказчик» Константин БУЛЫЧЕВ рассказывал, чем обернулась попытка устанавливать временные посты весового контроля по всей области. Причем рассказывал именно на примере Обнинска!
Константин БУЛЫЧЕВ:
- [Сама по себе установка постов] не решает проблему. Что касается Обнинска, мы там не можем перекрыть кислород транспорту, потому как карьеры находятся почти в черте города. Мы пытаемся навести порядок путем установления временных пунктов весового контроля. Они приносят пользу только тогда, когда там есть сотрудник ГИБДД. Как только мы работаем вместе, скажу честно, водители просто останавливаются и никуда не едут. Мы им не даем ехать днем, они едут ночью. Едут в два раза интенсивнее, чем в течение дня.
Иными словами, чтобы реально защитить дороги и собрать штрафы с нарушителей, мало просто потратить автоматизированные системы за 83 млн. рублей. Нужно обеспечить - по крайней мере на первое время, пока соблюдение ограничений не войдет в привычку - дополнительный надзор, чтобы вразумить дорожных «хакеров».
Иначе мы получаем два стальных шарика, доверенных сами знаете кому...
Главный редактор Елена Зуева