журнал
Предприятия должны участвовать в проектной деятельности школьников и студентов – таков был основной постулат круглого стола «Как вырастить профессионала со школы. Вовлечение учащихся в научно-техническую и проектную деятельность», который состоялся в Обнинском колледже технологий и услуг.
ВАЖНО СЕГОДНЯ
Год назад эта тема уже активно обсуждалась и, к сожалению, как отмечают специалисты, с наставничеством на данный момент дела обстоят сложно. И сейчас эту машину нужно расшевелить.
Для успешной реализации нужно понять, какие запросы есть у предприятий, школьников и студентов. Необходимо выяснить, как решить проблему кадрового голода. Обнинский кластер науки и образования вариантами решения проблемы видит, например, переподготовку профессионалов всех уровней, перепрофилирование под нужды региона, привлечение к проектной деятельности учеников, под руководством наставников.
На круглом столе собрались представители субъектов малого и среднего предпринимательства; органов местного самоуправления; общеобразовательных школ и управления образования; учебных заведений СПО и ВО Калужской области. Все основные отрасли: информационные технологии, транспорт, строительство, сфера услуг, машиностроение.
Присутствовали также и представители крупных предприятий, например, турецкий завод «Хаят», специализирующийся на производстве чистящих и моющих средств.
- Мы рассматриваем перспективу сотрудничества со студентами, — сказали представители предприятия.
КОМАНДИРОВКА ИЛИ ОТПУСК?
Но прежде чем говорить о сотрудничестве и привлечении студентов, нужно понять, насколько их теоретические знания полноценны и достаточны для применения на практике – на этом сделали акцент представители АИРКО.
- Формирование образовательной экосистемы, которое и включает в себя взаимодействие школ, колледжей, институтов, ссузов с предприятиями необходимо для формирования именно тех специалистов, в которых нуждается то или иное производство. Для этого предусматривается выход специалиста в образовательное учреждение, где он рассказывает о специфике работы, проводит лекции и семинары. С тем посылом, чтобы студенты приходили на практику уже готовые и имеющие представление о тонкостях работы компании, — подчеркнули в агентстве инновационного развития.
Системный подход в обучении, тесное и плодотворное сотрудничество с предприятиями, мотивация сотрудников производств к наставничеству – эти вопросы нужно решать уже сегодня, если мы хотим обеспечивать наши организации высококлассными специалистами.
- Еще один важный вопрос: как засчитывать специалисту рабочее время, которое он проведет в учебном заведении. Как командировку? Как отгул? – дискутировали участники круглого стола.
ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ МЕРТВА!
Компания SINTEC Group – один из ярчайших представителей социально-ориентированного бизнеса. Здесь активно сотрудничают с образовательными учреждениями и администрацией Обнинска.
- У SINTEC Group всегда есть запрос на специалистов. Но мы прекрасно понимаем, что технологии развиваются. В том числе и в компании. То есть студент может просто не знать, как работать с той или иной машиной в силу отсутствия минимального теоретического и практического опыта. И вот хотелось бы знать, может ли компания выделить специалиста, способного давать мастер-классы, рассказывать о новшествах, проводить занятия со студентами, — поинтересовались представители образовательной сферы на что получили ответ, что компания рассмотрит такую возможность.
НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ?
На самом деле одним круглым столом такой огромный пул вопросов решить невозможно, и это прекрасно понимали все его участники. Но прекрасно то, что сегодня есть понимание, какими дальше должны быть шаги. Ведутся разговоры о введении специальной программы, суть которой – максимально оптимизировать цепочку «учебное заведение - предприятие». В чем суть. Берется определенное учебное заведение, и те направления в которых оно работает, далее берутся комплементарные предприятия и на основе запросов обеих сторон выстраивается алгоритм взаимодействия, четкий и понятный. Но до этого нужно продумать достаточное количество часов, подобрать специалиста, который займется наставничеством, и утрясти другие организационные вопросы.
Надо отметить, что учебные центры довольно популярны в стране. И являются посредниками между предприятиями и учебными заведениями.
2023 год в России, к слову, объявлен Годом наставника. И это, как полагают участники круглого стола, не просто так. О проблеме наставничества начали говорить еще в 2013 году и необходимости его возрождения. Через десять лет мы наконец-то начинаем делать первые шаги.
- Штатным расписанием многих предприятий не предусмотрено наставничество. Поэтому нас нужно возвращать прежнюю систему и доводить ее до ума. Нужно привлекать специалистов, стимулировать их. Например, у ФЭИ есть хороший опыт наставничества, можно его перенять, — подчеркнули на круглом столе.
Подводя итоги, участники сошлись на том, что наставничество – сложная система, должны быть определенные инструменты для успешной работы, в том числе и материально-техническое обеспечение. На самом деле на круглом столе были подняты сложные и важные вопросы. И по-хорошему участникам стоит собираться хотя бы раз в месяц, чтобы обсуждать прогресс и делиться результатами. Но радует то, что и предприятия, и учебные заведения, и власти Обнинска, все имеют одну общую цель – обеспечить город высококлассными специалистами.