Неделя Обнинска
Озеленим Обнинск камнями, или коррупциогенный фактор в МПКХ
Город
02.11.2022

Знаете, что такое «неловкая неловкость»? Когда тебя проверяют твои же люди и все равно находят массу замечаний и претензий к твоей работе. Отчет КСП (Контрольно-счетной палаты) о проверке некогда муниципального предприятия «Коммунальное хозяйство» - одна большая неловкая неловкость. Проверяя работу данного предприятия по организации торгов, аудиторы нашли массу нарушений - больших и маленьких. И это очень принципиальный момент, потому что МПКХ почти полностью подгребла под себя команда, которая пришла со стороны вместе с новым главой города.

Мы уже писали про этих великих специалистов в области управления коммунальным хозяйством, в шутку называя их «ОПГ Леоновой». В данном случае ОПГ следует расшифровывать, как «ОколоПедагогическая Группа», поскольку вся команда управленцев пришла вслед за Татьяной Николаевной из ИАТЭ: Александр Панфилов (замдиректора), Элла Русанова (еще один замдиректора), Наталья Лучкина (бухгалтер).

Одной из первых инициатив ОПГ стала попытка реорганизации МП «Коммунальное хозяйство» и «Управление жилищно-коммунального хозяйства» с целью превращения их в автономные учреждения, за которыми останется малый фронт работ, не связанных с извлечением коммерческой прибыли. Все же, что приносит живые деньги, уйдет на подряды к частным лицам.

Одним словом, дело не в оптимизации городского хозяйства, а в перенаправлении финансовых потоков. А уж деньги там поверьте, крутятся немалые!

Из отчета о проверке КСП №О-15-22.

Только в 2021-м году МПКХ провел тендеров и конкурсов на сумму около 277 млн рублей. Причем большинство их отошло к подрядчикам по номинальной цене. В отчете КСП это, правда, подается несколько стыдливо и закамуфлировано: «Общая НМЦ договоров, заключенных по результатам конкурентных процедур, составила 243 226 847,93 рублей. Экономия по результатам конкурентных процедур - 23 652 751,11 рублей или 10,8%»

Слово «экономия» в данном случае надо читать как «снижение цены в ходе торгов». При равных прочих экономия на торгах может достигать 20-25%, но в данном случае чуть меньше.

Отчасти причиной столь малого снижения номинальной цены является введение предприятием дополнительных ограничений к участникам, которые направлены на отсеивание нежелательных участников. Некоторые из этих ограничений прямо противоречат федеральному законодательству, о чем также отмечено в акте проверки.

Более того! В отчете прямо говорится: положение о закупках, которым руководствуется ОПГ, руководящая «Коммунальным хозяйством», написано так, чтобы при организации торгов у тех, кто их проводит, сохранялась возможность принятия необоснованных решений. А это создает прямые предпосылки для коррупции:

Из отчета о проверке КСП №О-15-22.

 «Положение о закупке МП «Коммунальное хозяйство», действующее на момент проведения проверки, содержит положения, предоставляющие правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и содержащие возможные признаки коррупциогенного фактора «отсутствие или неполнота административных процедур», предусмотренного подп. «ж» п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ»

В тексте отчета отдельно выделено, что часть Положения о закупках, касающаяся заключения договоров с единственным поставщиком, содержит некий «иной метод», противоречащий федеральному законодательству. А договора с единственным поставщиком - это как раз тот случай, когда не происходит никакого понижения номинальной цены. Торги признаются несостоявшимися, и контракт отходит единственному подрядчику, которого, как правило, изначально хотел заполучить организатор торгов.

Важный момент: деньги у МПКХ не свои!

Это деньги бюджета города, предоставляемые в виде субсидий. Проверяющие вскользь отмечают: бюджетные средства расходовались с нарушением закона. И строго грозят пальчиком и предлагают так больше не делать.

«Предложение:

МПКХ обеспечить соблюдение требований ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении МП «Коммунальное хозяйство» закупок за счет субсидий, выделенных из бюджета города Обнинска».

Яркой иллюстрацией ко всему вышеописанному может послужить история с конкурсом на организацию озеленения города путем строительства новых клумб и элементов благоустройства.

Мы уже писали об этом в отдельном материале, но, если позволите, напомним. В этом году в руководстве МПКХ решили, что нужно уходить от использования однолетних растений в сторону многолетников. При этом смену растений планировалось совместить с применением новых элементов ландшафтного дизайна. Этими элементами стали куски камня, которые используются для «декора» новых городских клуб. Слово «декор» мы взяли в кавычки, потому что со стороны получившийся результат выглядит, мягко говоря, непрезентабельно - дешево и не особо эстетично.

Как будто кто-то навалил кучу...

В смысле, кучу битого камня! Сей камень как раз предмет закупок. Для декора используется плитняк, закупаемый у некоего частного подрядчика. В МПКХ не смогли нам ответить на прямой вопрос: сколько денег ушло на закупку камня и многолетника. Нам пришлось провести небольшое расследование, в ходе которого выяснилось, что торги на поставку плитняка выиграл ИП Осепян, который продал камень по цене 938 рублей за квадратный метр. При этом другим покупателям ИП Осепян готов уступать этот же камень по цене 750 рублей за квадрат, а при оптовой закупке цену можно еще больше сбить.

 

От автора:

За плитняк МПКХ выложило 408 тыс. муниципальных рублей. Многолетники обошлись еще в 800 тыс.

Тянет ли результат на эти деньги - судить горожанам.

На наш взгляд город стал выглядеть куда хуже, чем во времена, когда Зоя Маркеловна Луцкова была начальником службы «Зеленого хозяйства» МПКХ. Город цвел и благоухал... так вообще бывает, если, конечно, озеленять его не камнями.

Елена Зуева, главный редактор

Поделиться