Неделя Обнинска
Ханжество горожан или плохой вкус рекламщиков?
История недели
17.11.2022

Делать деньги без рекламы может только монетный двор.

Томас Маколей

Есть на Аксенова в Обнинске небольшой торговый объект – здесь пекут и продают тандырные лепешки. Свежие, вкусные, качественные. Можно купить и другую выпечку. Цены приятные, хозяин торговой точки Акмажон УМАРОВ – парень обаятельный, вежливый и видно, что добрый.

Однако в один момент он заслужил ненависть горожан. По большому счету - ни за что.

 

ЮМОРА НЕ ПОНЯЛИ

Акмажон Умаров живет в Обнинске уже почти двадцать лет. Он закончил здесь школу, выучился на повара-кондитера, какое-то время работал в ресторанах Москвы, а затем решил вернуться в родной город и продолжить семейное дело – выпечку хлебобулочных изделий. Все лицензии у него имеются, налоги исправно платит, внутри чистота, с покупателями всегда вежлив. Так что же могло пойти не так, спросите вы?

В августе этого года над торговой точкой появилась вывеска, захлебывающаяся самоиронией: «Стой! А ты купиль лепошка дамой?». Любому мало-мальски вменяемому человеку понятно, что такое написание – не более чем юморной стеб над акцентом. И никакого оскорбления великому и могучему русскому языку не несет.

И никого этот баннер не парил ровно до того момента, как пару недель назад в комментариях на странице губернатора Владислава ШАПШИ не появилась жалоба от жительницы Обнинска с фотографией вывески, мол, посмотрите, какое позорище для первого наукограда.

Сразу же нашлись согласные, которые стали обвинять владельца торговой точки чуть ли не во всех смертных грехах. Складывалось ощущение, что людям просто нужно на чем-то или на ком-то выместить свою злость, и вот этот несчастный парень попался под горячую руку.

Вывеску его заставили снять в считанные дни. Вот она, сила губернатора, да? Один человек нажаловался, десять раздули, и вот уже торговая точка лишена рекламного слогана. Справедливости ради – людей, кто поддерживает Акмажона – больше.

 

СЕМЕЙНАЯ ДРАМА

А что самое интересное – данная вывеска оказалась чуть ли не семейной ценностью.

В Одессе у Акмажона живет дядя, который десять лет назад открыл в приморском городе точно такую же точку по продаже лепешек. Тогда дядя и отец Акмажона и придумали призывной слоган.

- Подумали, что будет иронично и с юмором. Вы знаете, мой отец, — советский человек, учился в Одессе, здесь мы живем уже почти двадцать лет. И вот в Одессе все покупатели очень тепло отнеслись к вывеске, кто видел, всегда улыбался, — рассказывает Акмажон.

Когда молодой человек открыл торговую точку в Обнинске, отец сказал ему, что мечтает, чтобы семейная вывеска появилась и тут. Кстати, небольшая ремарка – слоган попал в различные паблики и стал популярен. Теперь лепешечные с этой фразой можно встретить во многих городах России!

- Я не думал, что будет такая негативная реакция. Не ожидал. Честно. Рассказал отцу, что в Обнинске плохо отнеслись к вывеске и требуют ее снять. Что именно могло так сильно не понравиться людям? В комментариях я читал, что дети видят и потом будут с ошибками писать, но разве мы учимся читать и писать по вывескам? – недоумевает Акмажон.

Вывеску он снял. Скоро будет готова новая. Красивая, без ошибок, чтобы, не дай бог, никого не обидеть. Причем у хозяина пекарни хватило достоинства даже принести извинения всем, кого так или иначе задела вывеска.

- Очень желаю жителям нашего города, чтобы жили счастливо, были здоровы, добры и понимали друг друга, — добавил молодой человек.

 

РОССИЙСКИЙ ЧЕБУРАШКА

И это далеко не единственный случай, когда горожане злились на рекламу, не понимали креатив, считали юмор или иронию неуместной. Не так давно под волну хейта попал владелец чебуречной «ЧебуRUSSIA» Владимир, чья торговая точка расположена в ТЦ «Обними». Правда в его случае мадам, которая нажаловалась на вывеску, сплоховала – не под постами губернатора писала, а всего лишь в чат торгового центра.

В названии чебуречной увидели оскорбление страны, неуважение к знаменитому мультяшному герою и еще кучу всего отвратительного. У Владимира требовали снять вывеску и не позорить город, но молодой человек спокойно ответил, что его вывеска законы не нарушает, согласована с руководством торгового центра и вписывается во все рамки.

- Это может сейчас прозвучать пафосно, конечно, но я люблю свою страну и никогда бы не допустил оскорблений в ее адрес. Наоборот хотелось вызвать теплые и приятные ассоциации у людей, — разводит руками Владимир.

Вывеска, кстати, по-прежнему на месте, как и чебуречный бизнес Владимира.

Двоякое ощущение возникает. Понятно, что все на свете – вопрос личного восприятия и отношения, но, например, ни я, ни мои коллеги, ни еще сотни людей не увидели в этих вывесках ничего предосудительного. Забавно? Да. Иронично? Вполне. Креативно? Весьма. Оскорбляет? Нет! Может, все-таки, разруха в головах? И уровень общего негатива и злости настолько высок, что нужен просто повод выплеснуть всю накопившуюся желчь? В любом случае хочется надеяться, что после жалоб, оскорблений и давления все эти люди стали хоть чуточку счастливее.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Бывали в Обнинске эпизоды и с провокационной на грани фола рекламой. Вообще, подобная реклама, на мой взгляд, она как женщина с обилием косметики на лице, щеголяющая в ярком, вульгарном наряде на высоченных каблуках. Нужно быть очень осторожными и тонко чувствующими, чтобы не скатиться от смелой провокации в дешевую пошлятину. А границы между ними ой как размыты.

Весной этого года разразился скандал – в ЖК «Московский квартал» открылось японское кафе под названием «Куни Ли» с рекламным слоганом: «Твой рот давно этого ждал». Сразу понятно, что владельцы вдохновлялись сетевиками из «Ёбидоёби», где один из суши-сетов как раз и носит это название. Лингвистическая ловушка. Русское ухо слышит мат и секс, сразу же выстраиваются, сами понимаете, какие ассоциативные ряды. Однако в японском языке эти слова не несут в себе никакой нецензурной лексики или намека на околосексуальную тематику. Первое название переводится как «государство», второе – «день недели суббота». Но что японскому уху – хорошо, русскому – гротеск и пошлость.

Как выяснилось, рекламную «наклейку» разместили на окнах заведения, минуя согласование с местными властями. Комитет по контролю в сфере рекламы отреагировал практически молниеносно – баннеры в итоге сняли, а владельцев привлекли к административной ответственности.

 

СОГЛАСОВАНИЕ ЕСТЬ? А ЕСЛИ НАЙДУ?

Кстати, о местных властях и контроле за рекламой. В правилах благоустройства города Обнинска в пункте номер семь четко прописано, какие именно требования должны быть соблюдены, чтобы вывеска висела на законных основаниях. После скандала в 2019 с одиозным детским бутиком «Mr. Pi***k» (для тех, кто не понял – там зашифрована ненормативная лексика), располагавшимся в ТЦ «Атлас», правила пересмотрели и сделали строже. Скандальная вывеска была быстро снята, а проверку ее законности проводили даже федералы из Роспотребнадзора.

- Все предприниматели, которые планируют разместить вывеску, обязаны обратиться в администрацию города за согласованием, — проинформировала начальник отдела городского дизайна и рекламы Оксана ГРИЦУК.

Что касается торговых центров и установки баннеров на его территории, то тут действуют уже иные правила – ТЦ разрабатывает информационный проект фасада здания – размер вывесок, их местоположение и так далее.

- Затем арендаторы приходят в администрацию и получают согласование своей конкретной вывески, — продолжила ликбез Оксана Анатольевна.

Оксана Грицук подчеркивает, что сотрудники ее отдела, коих, к слову, всего два человека, также ведут работу по контролю за наружной рекламой.

- Был отработан микрорайон «Солнечная долина», где на нижних этажах располагаются коммерческие объекты, ведется работа в ЖК «Олимп». Нужно добиться, чтобы вывески были оформлены в едином ансамбле и не уродовали облик города, — сказала Оксана Грицук.

 

ЧИНОВНИК – ПТИЦА ГОРДАЯ

Хотелось бы еще, конечно, чтобы и в «Борисоглебский» заглянули. Так, про между прочим. Там же сплошное буйство красок и вырвиглазной рекламы! Чего только стоит «Дом кухни» — аж три раза повторяется вывеска, это, видимо, сделано для тех, до кого с первого раза не дошло, какое у магазина название.

- Что касается рекламы на Аксенова, я бы даже вывеской это не назвала, просто некое полотно натянуто с информацией. Сотрудники мои выезжали, общались с владельцем, но не могу сказать, что он допустил какие-то критичные нарушения, —добавила Оксана Грицук.

По-хорошему, по мнению Оксаны Анатольевны, всю торговую зону на Аксенова нужно привести к какому-то единому стилю, как, например, сделано в ТЦ «Весна» на проспекте Ленина, чтобы не было рекламного винегрета каждый на свой лад. Еще один удачный кейс — реконструкция площади Лейпунского, где прежде висели баннеры какого угодно размера и цвета, а сейчас все выдержано в едином стиле.

- На Гагарина, 52 есть заведение с названием «Мам яв хлам» — если сравнить с баннером на Аксенова, то этот явно выигрывает. Однако жалоб на него мы не слышали. А вас как, все устраивает в данной вывеске? – поинтересовались мы у Оксаны Анатольевны.

- Да, мы о ней знаем, и сейчас сотрудники отрабатывают данный вопрос. Эта вывеска уже давно висит. Тут момент такой: если есть нарушение, он в рамках проверки получает предупреждение, ему дается время на устранение, затем составляется протокол об административном правонарушении, если ничего не сделано, — поясняет Оксана Грицук.

Погодите-ка. То есть безобидную «лепошку» сняли в считанные дни, потому что кто-то нажаловался губернатору, а с «Мам яв хлам» играются? Пишут предупреждения, ждут положенный срок, затем снова выезжают с проверками. Извините, но зачем? Вы же уже показали, что умеете работать быстро и без бюрократических нюансов. Или обязательно нужен «эффект Шапши», чтобы механизм начал работать быстрее?

Что касается вывесок с потухшими буквами или запыленных, то таких в городе, как уверяет Оксана Анатольевна, мало. И в основном это случаи, когда арендатор прекращал свою деятельность, а вывеску уходя не забрал. В такой ситуации привлекаются управляющие компании, которые занимаются демонтажем.

-Вместо послесловия- Реклама – двигатель торговли. Ее цель – привлечь внимание, помочь продать товар. Реклама бывает разная. И очень хотелось бы, чтобы борцы за справедливость и чистоту наукограда, были последовательны в своих действиях – если уж жалуетесь, то делайте это не стихийно, а планомерно. Кстати, с жалобами на плохие вывески можно звонить по телефону: +7 (484) 583-84-04. Но писать комментарии Шапше, как мы выяснили, гораздо эффективнее.

Пока же все выглядит так, что к одним придираются на ровном месте, на других же глаза закрывают. И нашему отделу городского дизайна и рекламы хочется сказать: работайте, товарищи. Вы так хотите и мечтаете, чтобы Обнинск был выдержан в едином стиле, чтобы не было аляпистых отголосков девяностых, но при этом позитивных примеров у нас в городе крайне мало.

Поделиться