журнал
Надежда Петровна СИЗОВА руководит художественной школой уже больше двадцати лет. А работать в Обнинск она приехала в далеком 1969 году. Ее взяли на должность педагога, так она и осталась на одном месте. В трудовой книжке Надежды Петровны всего три записи: принята на работу преподавателем, принята на работузавучем и принята на работудиректором.
А еще Надежда Петровна - удивительной доброты и скромности женщина. За время нашего разговора, она часто повторяла одну и ту же просьбу: «пожалуйста, давайте поменьше обо мне, но побольше о школе».
БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
- Надежда Петровна, вы меня, конечно, простите, но без вас мы никак обойтись не сможем. В конце концов, в школе работаете больше пятидесяти лет. Поэтому начнем с самого начала. Как вы попали в Обнинск?
- Приехала в Обнинск в 1969 году - как раз тогда Детская художественная школа получила новое здание на Гурьянова, 15. Просто пошла, устраиваться на работу после Смоленского педагогического института - окончила художественно-графический факультет. А в Обнинск меня друзья позвали. Приехала вместе с мужем и ребенком, так, собственно, тут и осталась. Преподавала детям рисунок, живопись и композицию.
- Почему изначально решили стать преподавателем? С детства увлекались искусством? Или это был совет родителей, которому вы последовали?
- Любила с детства рисовать. Очень этим увлекалась. Любимый предмет в школе - конечно, рисование, черчение и литература, и сейчас, глядя на свою жизнь, даже не представляю себя в другой профессии. Хочу ли я что-то изменить? Конечно же нет!
- Как вы стали завучем? Сложно ли было во времена СССР двигаться по профсоюзной лестнице? Пришлось себя как-то активно проявлять, участвовать в конкурсах?
- Нет, такого не было. Важно было добросовестно делать свою работу, так сложились обстоятельства - в школе не было завуча, мне предложили, я очень долго сомневалась, справлюсь или нет, потом согласилась. Но все равно было страшновато. Помогали директор школы, Быстрова Зинаида Семёновна-первый завуч, да и все педагоги.
- Чем занимается завуч в художественной школе? Нужно ли было заниматься воспитанием, дисциплиной или строго контроль учебного процесса?
- Учебно-воспитательная и методическая работа, контроль успеваемости и
выполнение учебных программ - это все обязанности заместителя директора.
- И тем не менее. Вам, как человеку творческому, сложно было закапываться в бумагах, отчетах, заниматься рутиной?
- Нет, не было такого. Ну и, во-первых, я же не на пустое место пришла. Школа же существует с 1962 года. Поэтому была масса методических материалов, разработанных программ и так далее. Оставалось только этому следовать и вместе с педагогами разрабатывать, утверждать, искать новые методики в образовательном процессе.
ВСЕ ПРЕХОДЯЩЕЕ, ИСКУССТВО - ВЕЧНО
- И что, совсем никакого простора для собственного творчества? Изменений? Нового дыхания, если хотите.
- Ну как же! Творческое отношение преподавателя к учебному процессу всегда было есть и будет! Именно в этом и заключается мастерство педагога. В начале пути художественного предпрофессионального дополнительного образования академическое направление по рисунку, живописи, композиции и скульптуре обязательно, так как это является основной базой изобразительной грамоты.
- За 53 года вашей деятельности можете ли вы сказать, что изменился подход к обучению? Может, какие-то новые методики, как преподавать академические науки, но на современный лад?
- Преподаватели стали больше использовать в своей работе технические: компьютеры, телевизоры, но без простого карандаша, кисточки с красками ничего не получится.
- Ваша работа завучем пришлась как раз на лихие девяностые. Как школа выживала?
- Когда началась перестройка, нам вообще сказали «делайте, что хотите». И это в буквальном смысле. Хоть помещения под склады сдавайте - никто ничего не запрещал. Но мы продолжали учить детей, готовить их к поступлению в художественные училища и институты страны. За время работы школы стали архитекторами, профессиональными художниками, дизайнерами и педагогами свыше 600 человек.
- У вас были спонсоры? Кто-то оказывал поддержку художественной школе и не позволил ей загнуться в сложные времена?
- Администрация города всегда поддерживала и поддерживает дополнительное образование детей, Увеличивается заработная плата, финансируются необходимые приобретения и ремонты. Благодаря нашим спонсорам, переоформили входную часть здания, установили памятную доску основателю Детской художественной школы Александру Николаевичу Громадскому и на территории установили двух фигурную скульптуру «Дети читают книгу». Хочу выразить благодарность Александру Павловичу Шубину и Владимиру Романовичу Шахраю за их спонсорскую деятельность.
- В Обнинске часто говорят о нехватке педагогов по различным дисциплинам, а как у вас с этим дела?
- На сегодняшний день штат в учреждении укомплектован полностью.
ХОЧЕШЬ РИСОВАТЬ - БЕРИ И РИСУЙ
- А это сложно - научиться рисовать?
- Смотря, в каком возрасте начинаете. Но на самом деле, если у ребенка есть желание научиться рисовать - несложно, да и взрослый науку осилит. Но даже если не дано - великого художника, конечно, не получится, но азы точно знать будет. У нас, кстати, взрослые тоже приходят на занятия. Ещё мы открыли три группы: для подростков от 13 до 15 лет и для взрослых - от 18 и старше
- Мне кажется с подростками да и со взрослыми гораздо легче работать. В них уже больше осознанности, понимания, зачем они это делают.
- Вы правы. У нас даже курс для старших иначе разработан, то есть они проходят программу быстрее. И с ними действительно проще - иной подход.
- Современные дети сильно отличаются от советских детей?
- Современные дети более уставшие. У них же весь день расписан буквально по минутам - со школы на одни курсы, потом на другие, потом на третьи. Множество дополнительных занятий, факультативов. Честно, я поражаюсь, как у них хватает сил и времени
- Но ведь это же хорошо? Родители таким образом инвестируют в будущее своего ребенка?
- Знаете, мне кажется, что проблема современных детей и родителей в том, что у них практически нет времени друг на друга. Одни много работают, другие много учатся. Родители физически не могут полноценно погрузиться в жизнь своего ребенка из-за высокой занятости.
ПЕДАГОГ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
- Надежда Петровна, а кто ваш кумир? Я имею в виду, кем вы вдохновлялись? Чьими работами?
- Равнялись на своих педагогов в Смоленском институте - на худграфе преподавали молодые и талантливые художникииз Москвы: яркие, интересные, умные.
- В художественной школе Обнинска отучились, наверное, все местные художники. Но есть ли те, которыми вы особенно гордитесь?
- Школа гордится каждым из наших выпускников. Нельзя кого-то особенно выделить и другого забыть. Мы помним всех и гордимся всеми!
- Это очень, подкупает, что вы никого не выделяете. То есть вы действительно считаете, что каждый ваш выпускник в чем-то обязательно хорош, даже если он потом и не связал свою дальнейшую жизнь с искусством.
- Большинство как раз связали. Но да, даже если и кто-то шел своей дорогой, все равно, любой наш ученик - наша гордость.
- Я знаю, что руководитель управления архитектуры и градостроительства Ольга Ивановна ЛАПИНА тоже окончила художественную школу, и не могу не спросить. Ольга Ивановна - всегда такая спокойная, с нежным голосом. А ученицей она была такой же? Или озорничала да проказничала?
- Ой, вы что (смеется). Ольга Ивановна очень дисциплинированная и послушная девочка была. Ее все любили. Делала всегда все задания, старалась, вела себя просто превосходно. Честно, мне кажется, она совершенно не изменилась. Такая же спокойная, дисциплинированная и ответственная.
- Вы с огромным теплом говорите и о своих бывших, и о своих нынешних учениках. Это очень трогает. Кстати, сколько сегодня обучается в художественной школе детей?
- Всего 450 человек. Правда, много детей сейчас болеют. Но начинают потихоньку возвращаться к занятиям. В общем, жизнь в нашей школе кипит. Мы же и выставки регулярно устраиваем. Стараемся сделать все, чтобы было интересно и полезно.
- А вы уже строите планы на следующий год?
- Ой, хотим грант выиграть президентский. В этом году впервые подали - результаты станут известны в марте следующего года.
- С каким проектом вышли?
- Его название - «Искусство-путь к долголетию». Хотим оформить детскими работами и работами художника Трушкина Василия Михайловича Дом престарелых в Детчино, Малоярославецкого района. Провести мастер-классы по Хлудневской игрушке и по живописи.