Неделя Обнинска
Об автобусах, водителях, зарплатах и том, чем Обнинску может помочь Московская Высшая школа экономики
Разговор недели
15.12.2022

Муниципальное предприятие «ОПАТП» обслуживает в Обнинске большое количество маршрутов. Не все так гладко, как нам хотелось бы, и жалоб со стороны жителей города слышится много. Но важно здесь еще и то, насколько быстро власти умеют реагировать на недовольства и исправлять ситуацию.

Поговорили с начальником управления потребительского рынка, транспорта и связи Анной ЕРЕМИНОЙ и выяснили, как на самом деле обстоят дела с транспортом в Обнинске и почему власти принимают, порой, неоднозначные и спорные решения.

 

НОВАЯ СОТНЯ

- Анна Валерьевна, сколько автобусов в Обнинске на данный момент?

- Новых - 46, из которых 18 МАЗов, 18 НЕФАЗов и 10 СИМАЗов. Готовится к приемке еще 18 МАЗов и 26 СИМАЗов. Итого получается 90 новых автобусов. Запустили аукцион на приобретение еще двух автобусов средней вместимости, планируем получить их в феврале 2023 года.

Кроме того, продолжают работать 17 автобусов прежнего парка. Поэтому у нас будет более 100 автобусов - то, на что мы и рассчитывали.

- И сколько из них фактически на дорогах?

- Новые автобусы - на маршрутах. 10 из них - это СИМАЗы на дизеле, которые обслуживают 18 и 19 маршрут, они работают ежедневно. 36 больших автобусов постепенно вводим в оборот: когда маршруты начинает обслуживать ОПАТП и когда на работу в муниципальное предприятие приходят водители, которых еще надо обучить работать на газомоторных автобусах.

- Извините, но когда говорили о реализации проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры на территории Обнинска», власти достаточно четко дали понять, что в любом случае обновят автобусный парк. Почему было не набирать водителей заблаговременно в таком случае? Чтобы сейчас автобусы не простаивали?

- На момент начала проекта в ОПАТП работало 50 водителей. Те, кто были в возрастной категории 65+, сейчас ушли на пенсию. Сегодня в штате работает 93 водителя, из них 70 новых водителей уже пришли и сели за руль.

Мы специально совместно с ДОСААФ открыли курсы обучения на нужную категорию. Сейчас на этих курсах учится очередная группа из 14 будущих водителей автобусов, плюс ежемесячно в ПАТП приходят на работу 8-10 кандидатов.

Очень серьезная задача полного перехода на муниципальный транспорт не может быть решена за один день, на это нужно время. И мы планомерно движемся к тому, чтобы все маршруты обслуживало муниципальное предприятие.

- Плюс ко всему есть мнение, что и зарплаты в муниципальном предприятии далеки от заявленных...

- Я с этим не согласна. Мы обещали, что водители будут получать не менее 50 тысяч рублей на руки, и сейчас средняя зарплата с полной загрузкой -  52-53 тысячи чистыми. Конечно, зарплата стажеров ниже, но это временно, пока они не откатают свои положенные 224 часа из 236 часов стажировки.

- А если я уже опытный водитель? Мне все равно нужно учиться?

- Давайте уточним. Опытный водитель в нашем случае - это тот, у кого есть об этом запись в трудовой книжке. Запись о том, что он работал именно водителем автобуса. В таком случае необходима только минимальная стажировка 5-6 дней - это ознакомление с городом и маршрутом вместе с инструктором, и обучение работе на газомоторе. 

 

НЕ В УБЫТОК

- Стало немного понятнее, потому что изначально выглядело все так, словно власти, извините, проморгали момент набора водителей. И теперь пытаются в срочном порядке выкрутиться. В любом случае логика действий теперь объяснима. С водителями разобрались. Вернемся к автобусам. Транспортные средства ездят сейчас на заправку в Калугу. Дорога туда-обратно - 200 километров. Бак рассчитан примерно на 400. Что вы планируете с этим делать?

- Во-первых, не на 400, а на 525 километров, и дорога туда-обратно - 150 километров. Во-вторых, до момента строительства стационарной заправки, наши автобусы будут заправляться передвижными автозаправщиками - ПАГЗ. Для этого городом была построена на территории ПАТП специальная площадка, она соответствует всем техническим требованиям. ПАГЗ уже на нее прибыли. Чтобы объект заработал, нужно получить разрешение Ростехнадзора - поставить на учет как опасный производственный объект. Мы рассчитываем, что документы будут получены к 20 декабря, возможно раньше.

Параллельно подготовили документацию и провели конкурс на снос старого здания ПАТП. На его месте будет построена стационарная газовая заправка.

- Некоторые люди жалуются на неудобство расписания, те же сотрудники ФЭИ неоднократно заявляли, что приходится подолгу ждать автобуса.

- Начиная обслуживать каждый маршрут, мы внимательно реагируем на обращения и просьбы жителей. По обращениям сотрудников ФЭИ проведем совместно с ОПАТП анализ сложившейся ситуации и постараемся найти оптимальное решение. Плотно работаем с руководством института и заранее готовились к транспортной реформе, поэтому неслучайно ФЭИ построена новая парковка для своих сотрудников. Дальше мы будем совместно приводить в порядок автобусные павильоны и территорию вокруг них.

- Не так давно в Обнинске начала работать «пятерка». И знаете, сколько раз я не видела автобус на дорогах, столько же раз он был полностью пустой. Это мы просто в неудачное время встречаемся или маршрут и вправду такой непопулярный?

- Мы обратили внимание, что когда ПАТП начинает работать на каком-то из маршрутов, необходимо время, чтобы составить более эффективное расписание. Это как раз то, о чем вы говорите, нужно, чтобы жители привыкли и дали обратную связь. Чтобы найти оптимальное решение, нужно примерно пара месяцев.

- Есть ли в планах властей полностью перевести транспорт на обслуживание муниципальным предприятием?

- Да, это наша концепция. Для этого мы и подавали заявку на инфраструктурный кредит, чтобы все маршруты обслуживались городом.

 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

- На анализ маршрутной сети города администрация планирует потратить семь миллионов рублей. Скажите, для чего нам еще один анализ? У меня такое ощущение, что он уже далеко не первый по счету. У нас что, город так внезапно меняется или предыдущие были недостаточно качественными?

- Город действительно очень быстро меняется. По градостроительному плану только в Заовражье будет жить порядка 30 тысяч человек. Первые маршруты были рассчитаны на то, что основная часть города будет работать в ФЭИ. Поэтому исторически в городе такое большое количество кольцевых маршрутов - когда транспорт собирает людей по всему городу в единую точку. Жители Заовражья тоже ждут общественный транспорт, и мы должны учитывать их мнение. Кроме того, вместимость маршрутки небольшая. Наша задача сделать доступным общественный транспорт во всех районах, разгрузить большими автобусами транспортные магистрали, уменьшить пробки и убрать ненужное дублирование. Поэтому нам была нужна помощь профессионалов. При этом проект модернизации общественного транспорта должен быть финансово оправданным. Автобусы не должны ходить по кругу один за другим полупустыми.

- Стоп, то есть нам стоит ждать повышения оплаты за проезд?

- Мы планируем оставить оплату на сегодняшнем уровне, но убрать ненужный дублирующий пробег полупустого транспорта.

Для этого нужна хорошая математическая модель. В рамках анализа, о котором мы говорили выше, были сделаны замеры пассажиропотока и плотности населения всех районов города, предложены новые маршруты. Модель сейчас дорабатывается с учетом замечаний, после этого представим ее жителям для обсуждения.

- Положа руку на сердце, вы можете сказать, что ситуация с транспортом в Обнинске улучшилась с момента старта реализации масштабного проекта?

- Конечно, улучшилась. Пассажиры могут зайти в большие комфортные автобусы, что очень важно - мы выбирали низкопольные модели, удобные для маломобильных граждан, родителей с колясками.

В наших автобусах предусмотрена безналичная оплата, ПАТП предлагает современные ее способы, не только картой, но и браслетами и брелоками, в тестовом режиме работает онлайн-карта движения общественного транспорта, газомоторные автобусы - экологичные, потому что экологическая составляющая на транспорте нам тоже важна.

Улучшений много, но это только середина проекта. И, конечно, еще очень много предстоит сделать.

Поделиться