Неделя Обнинска
Выбери жизнь
Разговор о важном
09.02.2023

Две недели подряд Обнинск сотрясают страшные новости. Дети сводят счеты с жизнью. Сначала девочка, ученица лицея «Держава», через неделю мальчик – ученик 10 школы.

Им жить бы еще и жить.

 

 Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы. Кроме одной. Ты уже летишь с моста.

Медина Мирай

Отец погибшей девочки не перенес похорон своей дочери – ночью его схватило сердце – инфаркт. Теперь мужчина в больнице. За несколько лет до этого страшного случая в семье умерла мать. Говорят, что именно после потери мамы девочка стала другой – замкнулась, жила буквально в себе.

А потом в какой-то момент девочка-подросток решила больше не жить…

Мама погибшего 12-летнего мальчика в истерике билась над телом своего сына. Крики ее горечи сотрясали окна в жилом доме на Маркса, откуда с 20 этажа прыгнул ее сын. Она не верила, не хотела верить, что больше ее сына нет. Говорят, что именно в этом доме жила неразделенная любовь подростка.

И свой последний вдох он сделал именно здесь… За каждой такой суицидальной историей кроется не слабость, не эгоизм, не желание привлечь к себе внимание. За каждой такой историей кроется боль, страдание, когда самое страшное, что может произойти с человеком – смерть – все равно лучше жизни. За каждой такой историей стоит страшный выбор. Неосознанный. Не взвешенный. Неадекватный. Но страшный. Чудовищный выбор больше никогда не увидеть мир, лишить себя всех шансов на будущее, украсть у самого себя возможность быть счастливым, отрезать себе все пути к исполнению мечты.

Понимают ли подростки это, когда делают последний шаг? Нет. Им кажется, что завтрашнего дня просто не существует. Им кажется, что они никому не нужны в этом завтрашнем дне: ни семье, ни друзьям, ни своей первой любви. Ни-ко-му. Они часто уверены, что никто и не заметит их ухода.

Человек в депрессии не может мыслить рационально, печально, но факт. И в тот момент, когда твой ребенок, сын или дочь, находятся на грани, родителю крайне важно увидеть это состояние. Заметить малейшие изменения. И обязательно дать своему ребенку понять, что он нужен, важен, любим.

Как понять это? Какие первые звоночки? Что делать? Все эти вопросы мы задали психологу Ларисе Брендаковой. Прочитайте внимательно, пожалуйста, и дети, и родители. Возможно, этот текст поможет вашему ребенку выбрать жизнь. А вас научит видеть немного больше.

 

 Да ты хоть знаешь, какая она клевая, эта с**ная жизнь?

х/ф «Дом солнца»

- Лариса Владимировна, существует ли какой-то наиболее опасный возраст, когда дети особенно склонны к суициду?

- В принципе весь подростковый возраст. Но наиболее негативная фаза, когда много гормональных выбросов, когда подростки не могут этим управлять, так как нет пока механизмов и все довольно стихийно, отчего ребенок наиболее уязвим, это период 12-15 лет. Причем сам период наступает индивидуально. То есть кто-то в 12 может еще быть ребенком, зависит от того, в каком возрасте начинается половое созревание – именно оно дает начало и развитие, скажем так, буйству гормонов. Это некий водораздел, кризисный возраст, когда с человеком происходят самые сложные трансформации.

- Как действовать родителю? Как ему заметить критические изменения?

- Во-первых, все, кто совершают суицид, как правило, сообщают об этом. Могут где-то обронить в разговоре, даже назвать точную дату, когда именно запланировали сделать это. Крайне редко бывает такое, что никто не знал и внезапно ребенок покончил с собой. У них проскакивают фразы: «не хочу жить», «все надоело» и тому подобные. Во-вторых, сложность этого возраста еще и в том, что он сопровождается сильным противоречием, часто с родителями большое количество конфликтов происходит. Вследствие чего у родителей многих нарушается контакт с ребенком, и это плохо. То есть в тот момент, когда нужно быть рядом, родитель на дистанции. Подросток сам тоже не «легкий» человек и может замыкаться, грубить и точно так же дистанцироваться, провоцировать на конфликт родителя и так далее. Поэтому такие фразы, как я говорила выше, могут восприниматься как манипуляция – и в большинстве случаев это она и есть, но это не значит, что нужно не реагировать.

- А как нужно реагировать? Потакать манипуляциям? Как уставшему после работы родителю находить общий язык со своим ребенком? Есть ли какие-то действующие лайфхаки?

- Контакт с ребенком должен быть с детства, если его не было изначально – в подростковом возрасте наверстать упущенное практически невозможно. Или если отношения изначально были жесткими и авторитарными, не надо удивляться, что ребенок не поверит внезапной доброте и мягкости. С подростком нельзя общаться приказами, потому что в этот период он может быть грубым по отношению ко всему окружающему миру, но крайне чувствительным по отношению к себе.

Все, что касается его личности, самооценки – это все очень болезненно для него. Плюс в этот период теряется авторитет родителей, на первый план выходят сверстники, друзья. Поэтому нужно стараться быть своему ребенку партнером, а не надзирателем или тираном. Но в то же время видеть баланс – то есть не доводить до полного, скажем так панибратства. Важно понимать, что перед родителем личность – взрослеющая, формирующаяся, имеющая собственное мнение и суждение.

- Вы же понимаете, что для взрослого уха детские умозаключения часто звучат наивно.

- Конечно. И нужно не высмеивать, не обесценивать, не говорить, мол, чепуху несешь, а тактично указать, в чем именно ребенок неправ. А еще лучше задавать вопросы: почему он думает именно так, а не вот так? Почему у него именно такое отношение? А что будет, если изменить ситуацию? То есть крайне важно отнестись с пониманием ко всему, что говорит ваш ребенок. Сейчас он видит мир именно так, и если вы будете критиковать его картину мира, он вряд ли захочет еще ей с вами поделиться. Направляйте, наталкивайте, обсуждайте варианты, давайте свободу выбора. Тотальный контроль будет скорее во вред.

- Нужно ли говорить с подростком на одном языке? Я имею в виду, необходимо ли родителю быть в курсе всех молодежных трендов, стараться подбирать в своей речи понятные подростку слова, использовать сленг?

- Говорить на одном языке всегда важно. Очень хорошо, если родитель в курсе того, что нравится его ребенку, так им проще найти точки соприкосновения. И опять же, своего ребенка всегда можно спросить, чем он увлекается, что сейчас модно, проявить заинтересованность.

- То есть получается, что основная проблема – отсутствие диалога?

- Да! Это основное! Ядро воспитания в подростковом возрасте – диалог. Что бы ни случилось, нужно сохранять диалог при любой ситуации. Помните, что вы – взрослый и зрелый человек, ваш ребенок ни в чем не виноват, к нему нужно относиться с пониманием и ко всему, что с ним происходит и что ему важно. Не надо говорить с ребенком, например, только об оценках, причем, требовательным тоном. В подростковом периоде ребенок живет чувствами и эмоциями, его меньше всего волнует школа – учебная деятельность была ведущей в начальной школе.

-Я так понимаю, гормональная перестройка все ставит с ног на голову?

- А когда происходит гормональная перестройка, фокус смещается. Ребенок старается понять себя, разобраться, часто находится в замешательстве. У него могут не складываться отношения со сверстниками или учителями, и все это он глубоко переживает, становится несчастным, еще хуже – если он не видит поддержки от родителей. И все это травмирует его гораздо сильнее, чем полученная в школе «двойка». А когда родитель много давит на успеваемость, ребенок еще сильнее замыкается. Бывают случаи, что родители ругают и за хорошие оценки. Поэтому подросток начинает чувствовать себя ненужным.

- И тем не менее. Каждый из нас прожил переходный возраст в свое время. Но не каждый свел счеты жизнью или предпринимал попытки к этому. Возможно, есть какая-то предрасположенность?

- Нет, такого типа как «суицидально-предрасположенный тип личности» не существует. И да, по большому счету, это могло бы произойти с каждым из нас. Но если говорить о суицидниках – у них часто срабатывает эффект последней капли, а ей может быть все, что угодно. Бывают еще и импульсивные поступки. Поэтому родителю важно быть очень терпимым и самому быть в стабильном ресурсном состоянии и не раздраженным.

Часто после работы родители приходят уставшие, в плохом настроении, а подростку нужна позитивная и доброжелательная энергетика. Из-за своего состояния родители могут слишком сильно критиковать или упрекать своего ребенка в чем-то, из-за чего у него может сложиться уверенность, что его просто не любят, что он никому не нужен – а это уже в копилку суицидальных мыслей идет. У ребенка на самом деле в этом возрасте много мифов в голове, он рассуждает с позиции эмоции. И порой бывает такая гремучая смесь в голове, что диву даешься. Поэтому, повторюсь, диалог – ключевой фактор.

- То есть по факту под подростка нужно подстраиваться?

- В определенной степени да. Даже для того же разговора нужен момент. Если вам говорят «давай позже» - не давите, проявите мягкость и уважение, перенесите разговор и никаких нравоучений. Родители часто даже не готовы слушать, и уверены, что подросток сильно нуждается в их советах, но это далеко не так. Подростку нужны не советы и указания, а помощь в том, чтобы он смог разобраться в себе.

- Может ли попытка самоубийства быть просто ради привлечения внимания? Когда подросток не хочет умирать, а хочет напугать, заставить родителя уделить ему время?

- Конечно, парасуицид – это было даже модно, если можно так сказать, долгое время. Когда дети активно практиковали самоповреждения, чтобы унять душевную боль или таким образом себя наказывали за что-то. То есть они по факту переносили боль изнутри на боль снаружи. Облегчали себе таким образом страдания.

- Одно время были популярны всякие суицидальные группы типа «Синего кита». Возможно, и сегодня существуют аналогичные. Как родителю контролировать, какой контент потребляет его ребенок в Интернете?

- Самое главное: ни в коем случае не лезть демонстративно в телефон ребенка. Это вызовет в подростке огромную волну возмущения. Старайтесь добиваться доверительных отношений, говорить с ребенком, рассказывать ему о подобных пабликах, информировать, добиваться через диалог понимания и осознания. И да, помните, нет такого проступка, который невозможно простить.

- А несчастная любовь – насколько частая причина для суицида?

- Достаточно редкая.

- И, тем не менее, подростки, как вы говорили ранее – сложные существа. Можно ли рассчитывать, что сын или дочь придут к маме и начнут ей рассказывать о любви? Они же скорее закрыты. Как вывести на диалог?

- Опять же, если доверительные отношения – будут делиться. Поэтому нужно эти отношения для начала выстроить. Плюс ко всему следует помнить, что мальчики по природе своей реже делятся чувствами, девочки же – наоборот.

- То есть получается, мальчикам нужно просто донести, что чувствовать и говорить о своих чувствах – нормально?

- Мужская природа сама по себе отличается от женской. Мы эмоциональные, а они рациональные, плюс мальчик может иметь закрытый тип по натуре. То есть потребности делиться чувствами у него просто нет.

- И как тогда вести диалог, раз он является краеугольным камнем нормальных взаимоотношений между родителем и ребенком?

- Внимательно наблюдать за своим ребенком, не давить. Даже если он отвечает да или нет, уже можно понять его эмоциональное состояние. Следить за питанием и сном, за активностью. Иметь ребенка-флегматика или меланхолика сложно – одни сильно замкнуты в себе, вторые – тревожны. С ними нужно быть очень аккуратными и ни в коем случае не злиться на их темперамент, а поддерживать и всячески демонстрировать любовь.

-Статистика- По данным ВОЗ, каждые 40 секунд на нашей планете кто-то сводит счеты с жизнью. Количество самоубийств среди несовершеннолетних в России за последние четыре года выросло на 13% и достигло 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Основными причинами для совершения суицида называют: отсутствие взаимодействия в семье, ссоры, конфликты с родителями, проблемы с психикой, несчастная любовь, недовольство внешностью, проблемы с учебой в школе, а также влияние информации из интернета.

 

Не тяни, иди к психологу

ИСТОРИИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДУМАЛИ

Игорь, 15 лет.

Родители часто ссорились. Я хотел оставить свою семью. Смерть казалась единственным выходом. А потом я решился пойти к психологу и теперь чувствую себя лучше. Сегодня я знаю, что самый богатый человек - тот, кто хорошо себя чувствует. Мой психолог также поддерживает моих родителей. В прошлом моя мама не обращала на меня большого внимания. Сейчас мы гораздо ближе.

Я больше не хочу больше кончать жизнь самоубийством. Я не хочу, чтобы мои родители плакали. Мама носила меня девять месяцев и родила. Теперь я понимаю, что наше благополучие взаимосвязано - я хочу заботиться и уважать себя и своих родителей.

Мария, 16 лет.

Многие подростки страдают от депрессии. К сожалению, я тоже. В какой-то момент мои проблемы казались неразрешимыми. Мысли поглотили меня и больше не оставляли в покое. Затем однажды я выбрала дату своей смерти и пометила ее в своем календаре.

В то время психолог пришел в класс и рассказал о важности психического здоровья. Впоследствии она подошла ко мне и предложила прийти в ее кабинет. После нашего разговора мне стало лучше. Я пошла домой и вычеркнула дату своей смерти. Я не могу сказать, что сегодня все мои проблемы прошли, но я уже чувствую изменения, теперь я знаю, что все в жизни разрешимо. Я снова строю планы.

Светлана, 15 лет.

Я чувствовала себя некрасивой. Я была убеждена, что меня никто не любит, я никому не нужна. У меня была очень низкая самооценка. Я не любила жизнь.

Только после того, как поговорила со школьным психологом, начала понимать важность заботы о себе. Вместо того чтобы скрывать свои чувства, я начала делиться ими с друзьями, родственниками и увидела, как много людей, оказывается, готовы меня поддержать, хотя раньше не верила в это. Я начала понимать, что меня любят, что я не хуже других.

Сегодня у меня больше друзей. Теперь я понимаю, что жизнь - драгоценный дар. Мечтаю стать врачом, чтобы поддерживать и помогать другим.

 

Cохрани

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЯ

При первых же малейших подозрениях на возможность суицида открыто и деликатно поговорите с подростком, выслушайте его без осуждения и постарайтесь с полной ответственностью вникнуть в его проблему.

Всеми своими действиями показывайте ребенку, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой боли.

Дежурные фразы о том, что «все не так уж плохо» и «все наладится» не помогают: слыша их, подросток чувствует, что вы не понимаете и не хотите понять и выслушать его.

Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».

Нет необходимости говорить много. Иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.

Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.

Если ваш ребенок не идет на контакт, задайте ему несколько важных вопросов:

- Тебе сейчас плохо?

- Нужна ли помощь другого человека?

- Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?

- Я могу вызвать врача?

- Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?

- За это время ты не станешь причинять себе вред?

Если все-таки ребенок не отвечает на данные вопросы, то, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи.

Когда подросток скрывает свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, то взрослым следует поговорить с его друзьями, их родителями, учителями в школе, спросите, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Что должно насторожить родителей

В состоянии ребенка: Устойчиво сниженное настроение. Частым спутником суицидального поведения является депрессия. Нередко грустное настроение сопровождается мыслями об отсутствии перспективы, пессимистической трактовкой любого события. Высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, особенно если они сочетаются с нарушениями сна, аппетита. Чувство вины, которое не связано с реальными проступками. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.

В поведении ребенка: Разговоры подростка о самоубийстве, о бессмысленности жизни. Вопросы ребенка родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?» Нередко обсуждение этих вопросов указывает на то, что мысли о смерти занимают ум ребенка. Частые поисковые интернет-запросы на тему смерти и способов ухода из жизни. Если в истории браузера встречаются сайты, связанные с суицидальной тематикой, нельзя исключить, что подросток приступил к планированию суицида. Повышенный интерес к лекарствам, изучение инструкций по применению, аннотаций лекарственных средств, главным образом седативного действия. Приобретение средств, способствующих совершению суицида. Покупка средств увечья, лекарств указывает на подготовку к реализации суицидального замысла. Раздаривание вещей, особенно субъективно значимых для ребенка.

Поделиться