Неделя Обнинска
Дорогая моя дорога
Дороги
02.03.2023

Минимальная стоимость проезда по 70-километровому участку М3 «Украина» взлетела до 200 рублей.

Это в будние дни, в выходные водителям придется выкладывать 260 кровно заработанных рубликов для того, чтобы проехать по дороге, построенной на федеральные деньги, то есть на средства бюджета.

 

МЫСЛИ С ПАССАЖИРСКОГО КРЕСЛА

Добраться от Калуги до Обнинска можно и на электричке. Билет на электропоезд стоит 207 рублей, кассиру на платке нужно отдать 200. Таким образом, цены практически сравнялись. По железной дороге путь длится полтора часа, на машине чуть больше часа. Разница есть, однако тут имеются нюансы. Вероятность попадания в пробку на автодороге гораздо больше, нежели возможность встать на путях из-за какого-нибудь ЧП. А если вспомнить почти ежедневные сводки о ДТП на дорогах, то выбор между электричкой и автомобилем становится все более сложным.

Дорога М3 «Украина» как федеральная трасса от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной запланирована была еще в 1934 году. Понадобилось целых 42 года, чтобы пройти путь от задумки до открытия движения по этой федеральной трассе. За эти годы на ее пути успели построить и заселить целый город – Обнинск.

В советское время о платных автодорогах мы с удивлением узнавали лишь из некоторых западных художественных фильмов. Мысль о том, что для проезда по автодороге нужно опустить в автомат монетку была из серии «вот он, загнивающий Запад». Времена стремительно менялись, и слово «платка» стало для всех привычным. Однако возникает вопрос: если дорога строилась на советские государственные деньги, за налоги советского человека, то почему сейчас мы должны платить?

Здесь необходимо пояснить. В России существуют две организации с похожими названиями: «Автодор» и «Росавтодор». Первая – «Автодор» - это госкомпания, зарегистрированная в 2009 году. Ей переданы в управление ряд автодорог, в том числе М3 «Украина». Компания была создана для ремонта, строительства, реконструкции и эксплуатации федеральных трасс на условиях ГЧП (государственно-частного партнерства), то есть на условиях вложения частного капитала и федеральных денег. Доля внебюджетного финансирования колеблется в районе 35%.

«Росавтодор», так по незнанию сокращают название федерального агентства, находится в ведении Минтранса РФ. К платным участкам дорог оно не имеет никакого отношения. То есть, тезис: «строили за госденьги – почему платим» не верен. «Автодор» выделяет платные участки только после реконструкции или строительства трасс (с использованием частного капитала), поэтому брать деньги за проезд может по определению.

С другой стороны, хорошо, отремонтировали дорогу, стало комфортно ехать, можно и заплатить. А как быть, если платка не соответствует названию? Если по ночам она не освещена, если качество дорожного полотна не везде идеально, если ее банально забывают почистить в непогоду?

В принципе, «Автодор» можно сравнить с коммунальными организациями. С той лишь разницей, что если в квартире отключили свет, счетчик стоит на месте и мы не платим, а вот если свет погас на трассе ночью, то единственно что можно – поднять голову вверх и высказывать претензии в сторону луны.

Платные участки дело может быть и хорошее, однако логично уже внедрить механизмы ответственности «Автодора» за некачественно оказанные услуги.

 

РАСШИРЯЛИ, РАСШИРЯЛИ, ДА НЕВЫРАСШИРИЛИ

Реконструкция участка киевского шоссе проходящего по территории Калужской области началась еще в прошлом десятилетии. В мае 2016, подводя промежуточные итоги реконструкции участков автомобильной дороги М-3 «Украина» со 124 по 173 километры и со 173 по 194 километры, которые расположены на территории Малоярославецкого, Дзержинского и Бабынинского районов, представители «Автодора» уверяли, что работы идут с опережением графика. Действительно, участки были сданы в эксплуатацию, и компания продолжила реконструкцию локальными участками.

Однако что-то пошло не так. «Автодор» споткнулся на куске трассы с 65 по 124 километр. По плану, работы здесь должны были начаться в 2018 и закончиться в 2021 году. Потом старт реконструкции отодвинули на 2020 год.

Время шло, трафик увеличивался, особенно в районе Обнинска. Пробки на этом промежутке стали уже совсем неприличными. Ситуацию вынужден был тогда комментировать губернатор области.

- Пробки на трассе М-3 в районе Обнинска и Балабаново создают проблемы для многих проезжающих по этому участку, особые неудобства испытывают жители этих городов. Этот вопрос надо решать, - заявил тогда Владислав Шапша.

Участок трассы от границы с Московской областью до пересечения с дорогой Малоярославец – Ерденево стал занозой как для автомобилистов, так и для представителей власти.

Несмотря на бодрые рапорты, дела у «Автодора» в эти годы были не совсем безоблачны. Провал сроков сдачи участков ЦКАД в Москве привел к смене руководства. В феврале 2019 года компанию покинул председатель правления Сергей Кельбах, его место занял Вячеслав Петушенко – первый зам Кельбаха. Похоже смена фигур не изменила ситуацию на «шахматной доске» в партии под названием «Реконструкция авторасс».

В те годы у «Автодора» было несколько долгостроев. Помимо ЦКАД и М3 «Украина», компания провалила все сроки строительства трассы М11 «Москва-Санкт-Петербург».

И вот наконец, в марте прошлого, 2022 года, пришла добрая весть: правительство РФ поддержало проект реконструкции трассы на участке от деревни Чулково в Малоярославецком районе до поселка Киевский.

- Решение о реконструкции дороги М-3 «Украина» на территории Калужской области на участке с 65-го по 124-й километр на федеральном уровне принято! – заявил 23 марта губернатор Владислав Шапша.

На это дело из федерального бюджета планируется выделить 27 млрд рублей. Сразу вспомнилось ГЧП, потому что о вложении частного капитала в эту реконструкцию нигде не сообщается. Бюджетные средства дадут не сразу все, а поэтапно. До конца нынешнего года «Автодор» получит лишь 500 млн.

Платным же этот участок М3 Украина должен стать в 2026 году. Все работы по расширению и реконструкции дороги должны быть завершены до окончания 2025 года.

Таким образом, пробки, особенно в районе Обнинска и Балабаново, могли бы уйти в прошлое через два с половиной года. Но мы же ищем легких путей. На днях стало известно, что Правительство РФ отказывается от строительства ряда автомагистралей до 2027 года. Об этом сообщил «Коммерсантъ». Работы по устранению «узких мест» на магистралях «Автодора» в столичном регионе из документа вовсе исключили. Коррективы внесены с учетом сокращения бюджета. Речь идет и о реконструкции автодороги М3 «Украина».

Вот тебе бабушка и новая дорога… Спиленные по обочинам трассы деревья, похоже, останутся пока единственным подтверждением благих намерений.

Владимир Андреев

Поделиться