журнал
Мул - выносливое и неприхотливое животное. Испокон веков его использовали для перевозки грузов, также на мулах ездили и люди. Мотомул - автоматизированная рабочая лошадка, где перевозить можно все, что душе угодно: от мешков и кирпичей до различных сыпучих материалов. Самоходная тележка с грузоподъемностью до 300 килограмм. Незаменимый помощник.
Мотомул - целиком и полностью обнинский стартап. Его историю развития рассказал нам идейный вдохновитель Сергей Мокров.
На коленке
- С чего все началось? Стартап это же всегда про новые идеи, инициативы, креатив. Как вы изобрели мотомула?
- Техника меня интересовала с детства! В начале 2016 года у нас с приятелем родилась такая идея - создать некую технику, которая будет удобна для перевозки всякой мелочевки по складу, то есть как тачка, только чтобы еще сама ездила. Начали искать аналоги - в России, оказывается, такого нет, только импорт. Ну вот и сделали сами. Зарегистрировали ИП, даже получили в центре занятости Обнинска подъемные на развитие бизнеса.
- Как создавались первые мотомулы? Много было выброшено, переделано, пересмотрено?
- В наших гаражах, не поверите. Практически на коленке. Мы закупили оборудование и начали потихоньку воплощать идеи в жизнь. По 1-2 штуки буквально производили. Пытались продавать. Постоянно что-то переделывали, спрашивали покупателей, моделировали. То есть у нас по факту не было ничего, кроме фото импортных аналогов и понимания, для чего машина нужна и как она должна работать. То есть геометрия была понятна, а весь конструктив был придуман с нуля. Первая машина получилась сильно отличающейся от картинки, конечно. Но постепенно эволюционировали. И вот так мы работали несколько лет.
- Затем решили расширяться и выходить, скажем так, из гаражей?
Да, когда мы поняли, как все работает и как сделать так, чтобы работало, решили запускать производство. Заказывали в Петербурге железо, где его резали лазером, тут отдавали на покраску. Мы уже собирали и варили рамы и кузова в соответствии с размерами и моделью. Двигатели и другие запчасти - покупные. Отечественное производство и Китай.
В сентябре прошлого года мы сняли настоящее производственное помещение на Королева, 6, на территории НИИ. Отремонтировали там все. С декабря 2022 на новом месте. Превратились в серьезную компанию. Сейчас хоть заказчики меньше удивляются.
- В каком смысле?
- Когда приезжали к нам на место, например, «НорНикель» - один из наших заказчиков, то было много удивления о размещении производства в гараже. Сайт-то у нас выглядит серьезно, вот и создавалось впечатление, что и производство огромное. Поэтому были моменты разные. Но в основном позитивные. Кстати, второе удивление - когда заказчик получает мотомул. Потому что в жизни он выглядит лучше, чем на картинке. Хотя часто бывает наоборот.
Попытка не пытка
-Пытались ли вы получить гранты на развитие бизнеса?
- Все гранты в основном заточены на инновационные решения. Мы не подходили под целевые программы. Потом задумали машину, которая будет иметь автономное управление, основанное на ИИ. Вместе с нашим партнером получили грант. Благодаря гранту, мы сможем реализовать сложные технические решения в алгоритмах беспилотного управления мотомулом.
- А в выставках каких-либо принимали участие?
- Да, конечно. Например «Русское поле», где присутствовал и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Помню, что ему очень понравилось и он говорил, что мотомулы могут быть полезны для города. Позже у нас даже купили две машины. Но, как я вижу, их особо не используют. Полагаю, что отдали их не в то место
- Что вы имеете в виду?
- Мотомулы хороши в парках, скверах, а вот на дорогах общего пользования они неэффективны. Поэтому, к сожалению, в Калуге в коммунальном секторе мы не взлетели.
Куда ни ткни
- А вообще какая география у мотомулов?
- Возьмите карту и ткните в любой город России. И я отвечу - мотомул там есть! Мы буквально везде! Наши заказчики по всей стране, потому что на данный момент имеющиеся альтернативы гораздо дороже и проигрываюь по качеству. На Камчатке пять машин, в Магадане одна машина, в Южно-Сахалинске четыре машины и так далее. Больше того - две машины есть в Африке!
- А недавно и в подшефный Первомайск отправили...
- Да, мы вышли с инициативой, написали письмо губернатору Калужской области, рассказали о себе. Сказали, что готовы передать две машины на нужды СВО. Так и случилось. И в день визита мэра Первомайска Сергея Колягина в апреле этого года в Обнинск, мы вручили мотомул. Вторую машину также отправили на СВО.
- Сколько сейчас у вас сотрудников в штате?
- Сейчас шесть человек. И работаем мы постоянно. В среднем производим около 20 машин в месяц. И сейчас мы, с уверенностью могу сказать, достигли того уровня, что исправлять или модернизировать в ней на данный момент нечего. Сейчас работаем над внедрением беспилотного управления. Возможно, появится и голосовое управление. Но это в будущем...