Неделя Обнинска
Мирный атом. Часть XII, О роли немецких ученых в запуске Первой в мире АЭС и их жизни в Обнинске
Дата недели
17.08.2023

В запуске Первой в мире АЭС в Обнинске очень важную роль сыграли немецкие специалисты. По большому счету, создавать атомную электростанцию помогали те, кого было принято считать нацистами.

 

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

После окончания второй мировой войны в СССР работало множество немецких ученых и военных специалистов, которые во времена боевых действий были активно задействованы в работе над созданием «оружия возмездия» для нацистской Германии. Техники, инженеры, ученые - всего около семи тысяч человек, плюс члены их семей, были отправлены в СССР работать над созданием ядерного оружия.

 Причем те же немецкие ученые удостаивались государственных наград. Яркий пример - профессор Николаус Риль, который получил звание Героя Социалистического Труда, премию в 350 тысяч рублей и автомобиль «Победа» после успешного испытания атомной бомбы.

Контрольно-пропускной пункт в Обнинске. Начало 1950-х

 

ПРЯМОЙ ДОРОГОЙ

Поэтому неудивительно, что немецкие специалисты отправились работать в Обнинск в Лабораторию «В», где создавалась Первая атомная электростанция.

По сути, самым первым человеком, кто возглавил Лабораторию, был профессор Рудольф Позе. Он сам в 1946 году предложил свои услуги и даже помог отобрать сорок ученых, инженеров и техников для работы в Лаборатории. Да-да, тех самых, «рейховских» ученых.

А знаете, где была размещена Лаборатория? Не поверите, но создание будущей атомной электростанции началось в бараках для малолетних преступников. Не сразу мирный атом стал приоритетным для страны, больше сил было брошено на создание атомной бомбы.

Старожилы вспоминают, что Лаборатория «В» - была закрытая зона с рядами колючей проволоки и вышками по периметру. В двух километрах - станция. Неподалеку от Лаборатории - «Бодрая жизнь». В общем, место было живописным, но глухим.

 

ПОД КОНВОЕМ

Профессор Рудольф Позе был чуть ли не единственным среди ученых Германии, кто хотел работать в СССР добровольно.  Остальных же, рекомендованных Позе для работы над АЭС, отправляли в Обнинск чуть ли не под конвоем. Например, ядерного физика Вернера Чулиуса под конвоем отправляли в Москву, а уже оттуда на военной машине - в Обнинск.

Коллега Чулиуса, еще один выдающийся ученый Вольфганг Бурхардт, тоже попал в Обнинск, скажем так, хитростью. В 1946 году он оказался на пороге нищеты, кормить семью было нечем, и его уговорили подписать контракт на два года. А как только Бурхардт и его семья приехали в Лабораторию «В», контракт тут же объявили недействительным, и ученый превратился в заключенного. Вместо двух лет он прожил в Обнинске девять.

Тот самый высокий забор с колючей проволокой за которым жили немецкие ученые

 

ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО

В Обнинске немецкие ученые жили изолированно. Общаться с местным населением им было строжайше запрещено. Поговорить могли лишь с коллегами. Даже в лес по грибы ходили в сопровождении и небольшими группами.

Впрочем, все, что нужно было для работы, у них было. Из Германии прибывали эшелоны с необходимым оборудованием. Также немецким ученым, несмотря на размещение в бараках, старались создать более или менее удобоваримые условия для проживания.

Финские домики в Обнинске. Конец 1940-х годов

 

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Впрочем, некоторое время спустя ученые из Германии обросли, скажем так, коммунальными привилегиями. Для них были построены кирпичные дома, где каждого селили в отдельные квартиры, сам профессор Позе занял семикомнатную квартиру вместе со своей женой и пятью детьми. Советские же коллеги ютились в коммуналках.

Для детей ученых были специально выписаны две учительницы из поволжских немцев, которые преподавали различные предметы - в том числе и русский язык. Была и библиотека с классиками немецкой литературы. Кстати, именно она и стала основой первой библиотеки ФЭИ.

Профессор Рудольф Позе жил и работал в Обнинске до 1955 года. После успешного запуска Обнинской АЭС он уехал в Дубну, где начал работать в Объединенном институте ядерных исследований, а в 1959 - вернулся на родину и возглавил Институт ядерной физики в Дрезденском техническом университете.

Ближе к концу 1950-х в Обнинске построили гостиницу ФЭИ

Поделиться